70
71
72
ТЕХНИКАтестВСЕСЕЗОННЫЕ ШИНЫЧУЖАЯ РОДНЯТОЧКА ОТСЧЕТА Еще несколько лет назад самой массовой летней шиной была знаменитая Бл85. Поэтому при сравнительных испытаниях отталкивались от ее результатов. Сегодня эту шину теснит разработка НИИШПа - всесезонная И-391: пришло время менять «базу». Но выпускают ее три российских завода: Нижнекамский (И-391), Волжский (ВлИ-391) и Уральский (И-391), а также Белорусский (БИ-391). Так чью же принять за новую точку отсчета в самой массовой у нас легковой размерности 175/70R13?ром месте нижнекамская И-391 515 рублей. За ней следует одноименная модель Уральского шинного завода СРЕМШН - 505 руб. И самая дешевая - ВлИ-391 за ЕГЙ ИИ .ФОТО АВТОРА 480 рублей.ЕСТЬ МНЕНИЕ Насколько близки по характеристикам шины с индексом 391 от разных производителей? Укладывается ли разброс параметров в приемлемые, как считают в бюро испытаний шин НТЦ ВАЗа, СТАТИКА два процента? Какая из четырех шин Самой дорогой из всех оказалась «Беллучше и насколько? Действительно ли шина» БИ-391, цена - 525 руб. На втонижнекамская И-391 достойна зваться главой семейства? Бытует мнение, что лучшие из 391-х - нижнекамская и белорусская «бишка» и потому стоят чуть дороже. Критерий прост - меньшая масса необходимых для балансировки грузиков и менее вероятное «грыжеобразование». Что ж, возьмем это на заметку. Кстати, пока разыскивали по магазинам нужные шины, еще раз заглянули в межгосударственный стандарт ГОСТ 4754-97, которому должны соответствовать все шины, выпускаемые заводами СНГ. Так вот, согласно пункту 5.1.8, допустимая масса балансировочных грузиков на одну сторону для тринадцатидюймовых шин - не более 60, а на всю шину, соответственно, не более 120 граммов.Конструкция шин одинакова. Каркас боковины - однослойный нейлон, в протекторе - три слоя нейлона и два стальных нитей. Индексы нагрузки и скорости одинаковы: «82» (475 кг) и «Н» (210 км/ч). Однако каждый из производителей, казалось бы, одинаковых шин имеет собственные технические условия. Специалисты-шинники говорят, что, с одной стороны, это нормально - так учитывают особенности своего производства. С другой -удобная лазейка, позволяющая легализовать некоторые отклонения от стандарта. Видимо, по собственному разумению шинные заводы оценивают и всесезонные возможности своего продукта. На нижнекамской и волжской шинах соответствующая маркировка есть, а уральская и белорусская скромничают. Отметим, у волжской шины ВлИ391 чуть изменен рисунок протектора. Отличия - скошенная плечевая шашка и своеобразная нарезка ламелей, что«ЗИМ!70За рулем 6/2003 ВСЕСЕЗОННЫЕ ШИНЫи экономичность. Кроме И-391, в тесте участвуют еще четыре всесезонки, знакомые нам по ЗР, 2003, № 3: «Кама-295», Medeo, Fortio, Я-650.0 поведении их мы уже рассказывали, а результаты тестов для наглядности приводим в таблицах. ЛЕТО По торможению на сухом асфальте «Волтайр» и «Уралшина» провалились. На мокром «Урал» отыгрался и даже слегка опередил «Каму», а «Волтайр» снова в аутсайдерах. На «переставке» (оценка боковых сцепных свойств вкупе с уводом) «Урал» проигрывает по предельной скорости прохождения и на сухом, и на мокром асфальте. О характере управляемости придется говорить отдельно. Ощущение такое, будто все четыре шины абсолютно разные. Наша «одиннадцатая» на «камах» ведет себя вполне понятно. Хуже на «уралах». Эти какие-то «мягкотелые» и вынуждают поворачивать руль на значительно больший угол, чем другие. В пределе машина резко выходит из-под контроля, особенно на мокрой дороге. На «Волтайре» автомобиль рано начинает срываться в занос даже на сухом асфальте, но при этом уверенно держится за дорогу передком. Однако при достижении предельной скорости в повороте шина подламывается и контактирует с асфальтом уже боковиной. Тогда шансов остаться на дороге практически нет. У «бишки» неплохие сцепные свойства, но нет должной информативности, будто ты не в автомобиле, а за рулем тренажера, и как едет машина, можешь оценить лишь глазами. А на прямой при 130 км/ч и выше автомобиль на этих шинах откровенно рыскает. ЗИМА По тормозам в лидерах «Кама». На снегу хуже всех «бишка», а на льду самыйРисунок протектора ВлИ-391 слегка отличается от прототипа.Протекторы нижнекамской, уральской и белорусской шин одинаковы.хорошо видно на фото. Эта же шина на полкило тяжелее своих родственниц 7,2 кг против 6,7. Первые объективные данные о качестве изготовления появились уже после монтажа шин и балансировки. Результаты - в таблице «Качество изготовления - балансировка». Лучшие - белорусская и камская шины. Для равновесия им в среднем хватает 50 граммов. «Белшина» еще и стабильнее - разброс массы грузиков для нее - 25 г против 40. На третьем месте «Волтайр», но стабильности нет - разброс достигает 100 граммов! А одному колесу понадобилось целых 135 - этона 15 г больше нормы ГОСТа. За такую гирю «Волтайр» следовало бы без почестей снести на помойку. На последнем месте по средней массе грузиков оказалась «Уралшина», зато стабильна - разница в пределах 35 граммов. Впрочем, это слабое утешение - на боковине одной из шин сразу после монтажа вздулась «грыжа». Утилем, господа, торгуем? Не зря покупатель воротит нос от этого товара, хоть и дешевле. Далее обкатка в 500 км для каждого комплекта. Шишковатую «Уралшину», конечно, заменили на нормальную. Предстоит оценить летние и зимние свойства шин, комфортабельностьНа правах рекламы/ЛОМарКо1^л*ш*^ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ*£&О МорКонПриглашаем к сотрудничеству региональных представителей Стабильно высокое качество и оптимальные цены обеспечат максимальную доходность Вашего бизнеса Посетите наш стенд на 60М Российском автосалоне 25-31 августа, Красная Пресня, 3 павильонr runL ™ лги-м-Ксы-1-ыпиэстильпрофессионаловwww.markon.ru e-mail: [email protected] тел. (0852) 45-98-61, 45-12-6шшЗа рулем 6/2003 71 ТЕХНИКАтестВСЕСЕ30ННЫЕ ШИНЫобоснованно нет надписи «всесезонная» - эта шина на зимней дороге выглядит очень слабо. ВлИ-391 может конкурировать с «Камой» только летом и лишь по боковым сцепным свойствам на асфальте, курсовой устойчивости и экономичности. Это самая некомфортная из всех 391-х и самая опасная в быстрых поворотах. По зимним качествам близка к «Каме». Качество изготовления низкое. «Уралшина» близка к «Каме» комфортом, равноценна расходом бензина, НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ7 лучше тормозами на мокром асфальте Одинаковые на первый взгляд 391-е и разгоном на зимней дороге. Увы, это шины оказались не просто разными, все. По тормозам на сухом асфальте, а в некоторых упражнениях даже очень курсовой устойчивости и управляемодлинный тормозной путь у «Уралши- разными. Все «родственницы» «Камы» сти она сильно проигрывает лидеру. Так ны». Зато в разгоне «Урал» оказался обязательно имеют один-другой греже как и по сцепным свойствам на зимлучше всех, но требует от водителя осошок, выходящий за рамки дозволенных ней дороге. Качество изготовления этой двух процентов. Впрочем, есть и доброшины, на наш взгляд, самое низкое. бого внимания при троганье. По боковым сцепным свойствам детели, эталон превосходящие. Итак, четыре, казалось бы, одинаковпереди всех снова нижнекамская ши«Кама» - явный лидер в классе «391». вые шины на деле очень непохожи. Вына, к тому же самая удобная из 391-х Практически во всех летних и зимних бор, конечно, за покупателем, но отсюда в управлении на скользком покрытии. номинациях, а также по комфорту она правило - при необходимости докупки Хуже всех - «Волтайр». Автомобиль уверенно занимает первые места. подобной шины постарайтесь найти на них сносит. Белорусская БИ-391 сравнима с нижточно такую же, как на вашем автомобиПроходимость всех четырех - понекамской лишь сцепными свойствами ле. Не только по внешнему виду и марсредственная. на асфальте, расходом топлива и плавкировке, а того же производителя. • ностью хода. По управляемости и курВ испытаниях участвовали: совой устойчивости значительно отстаСергей МИШИН, Валерий ПАВЛОВ, ЭКОНОМИЧНОСТЬ + КОМФОРТ На скорости 90 км/ч - мир и согласие, ет от нижнекамской «сестры». И, конечАндрей 0БРАЗУМ0В, Евгений ЛАРИН, все одинаковы! Разница проявилась но же, на боковине «Белшины» вполне Антон МИШИН. при 120 км/ч. Здесь «на полноздри» впереди «Белшина» и «Волтайр». Плавностью хода все «тезки» весьма схожи, за исключением «Волтайра». Нам показалось, что его демпфирующие свойства весьма низки и автомобиль на этих шинах скачет по дороге, словно мячик. Шумы разнятся больше. Впереди «Кама», второе и третье место делят «Урал» и вибрирующая «Белшина». Позади всех гудит «Волтайр».1 КАЧЕСТВО ИЗГОТОВЛЕНИЯ колесо 1 Шина БИ-391 И-391 «Кама» ВлИ-391 И-391 «Урал» 40 25 80 70 40 60 13S 75 45 45 40 70 65 65 35 105 БАЛАНСИРОВКА Средняя масса грузиков, г 47,5 48,7 72,5 80,0 Разброс массы грузииов, г 25 40 100 35 ТАБЛИЦА ЗАМЕРОВ И ОЦЕНОК «ЗКОНОМИКА+КОМФОРТ» Шина Расход топлива, л/100 км Оценка Оценка плавности уровня хода шума и (баллы) вибраций (баллы) 8 878456787674556 Масса балансировочных грузиков, г 1млесо 2 колесо 3 колесо 490 км/ч И-391 («Кама») БИ-391 («Белшина») ВлИ-391 («Волтайр») И-391 («Урал») «Кама-205» Medeo Fortio Я-650120 км/ч 7,1 73 7,0 7,1 7,1 6,9ТАБЛИЦА ЗАМЕРОВ И ОЦЕНОК «ЛЕТО» Тормозной путь с 60 км/Ч м Шина И Скорость на коротко» «переставка », км/ч GМ 65,0 63,0 64,0 62,5 62,0 64,0 63,0 62,5 60,0 60,0 61,0 58,5 60,7 61,0 59,5 60,0 оценка управляемости С73567657М7345775684758767 Оценка курсовой устойчивости53 53 53 535,3 53 53 5,321,2 И-391 («Кама») 18,7 БИ-391 («Белшина») 21,0 18,5 21,8 ВлИ-391 («Волтайр») 19,2 20,7 И-391 («Урал») 19,2 «Кама-205» 20,5 18,6 Medeo 21,5 19,5 23,5 Fortio 19,1 22,0 Я-650 19,1 асфальте. - на мокром. М Прштлчаиы»: С- на сухом ТАБЛИЦА ЗАМЕРОВ И ОЦЕНОК « ЗИМА» Тормозной путь с 58 км/Ч и737,1Время разгона до 50 км/ч сШина И-391 («Кама») БИ-391 («Белшина») ВлИ-391 («Волтайр») И-391 («Урал») «Кама-205» Medeo Fortio М50Снег 28,4 32,4 28,9 29,6 29,8 26,6 32,9 28,1Лед 81,3 87,2 833 89.4 853 87,7 86,1 903Снег 13.7 143 133 123 143 13,2 13,2 13.1Лед 20,5 21,1 20,6 20,2 22,0 19,1 20,1 213Скорость при маневре «переставка» Укатанный снег 44,1 423 433 42,4 44,5 453 443 46,1Оценка управляемостиОценка управляемости разгоном 556546456 5454636Редакция благодарит за техническую поддержку тольяттинские фирмы «ВОЛГАШИНТОРГ», «ПРЕМЬЕРА» и сотрудников автополигона НТЦ ВАЗа.72За рулем 6/2003