142
143
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ:семинарЭВОЛЮЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ «ВОЛГИ»ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯАНТОН ЧУЙКИНбашмак заменит звездочка (плюс сопутствующие детали) - теперь нас заверили, что это случится еще до конца года. Тем более, что на модификациях ЗМЗ-405 и 409 устройство внедрено. Одновременно под обратную унификацию попадут и обе цепи -ккаждой потребуется прибавить два звена, так что их станет 72 и 92. В газораспределительном механизме с прошлого года применяют оригинальные пружины 3 уменьшенной жесткости, чтобы снизить нагрузки на привод распредвалов. С прежними, от двигателя ВАЗ-2108, они полностью взаимозаменяемы (клапаны, кстати, также «восьмерочные»). Совсем скоро пойдет в производство измененная верхняя тарелка клапана. Ее высоту уменьшили, чтобы исключить задиры на стержне, от которых могли страдать маслосъемные колпачки. Здесь же отметим гидротолкатели 4 уменьшенной массы. Взаимозаменяемость с предшественниками сохранена иу тарелок, и у толкателей.Модернизация двигателя ЗМ3406210 (см. позиции в тексте).В системе впуска несколько изменена форма ресивера - «гусеница» вместо плоских поверхностей помогла снизить шум впуска. Когда двигатель ЗМЗ вписывали в моторный отсек УАЗа, потребовалось изменить масляный поддон и, соответственно, маслоприемник, который теперь крепится к насосу в трех, а не четырех точках. Измененный насос с 2000 года устанавливают на все «четыреста шестое» семейство; с прежним он взаимозаменяем в сборе. Ранее, в 1996-1997 гг., в насосе разнесли опоры ведомой шестерни, чтобы винтовое зацепление работало стабильнее, без перекосов. К старым насосам новые шестерни не подходят, и наоборот. Масляный фильтр «Колан» (2101 С), который завод предписывает использовать в течение гарантийного периода, с 1999 года стал неразборным. Своей монополией он обязан дополнительному фильтру перед перепускным клапаном, который способен задержать «технологическую» грязь, оставшуюсяатой рождения двигателя ЗМЗ-406 принято считать 1993 год. Впрочем, 10-летний юбилей можно отмечать и сейчас, и позже: за первыми опытными партиями последовало мелкосерийное производство, выход на главный конвейер в 1996-м, освоение мощностей в 1997-м... За это время конструкцию двигателя совершенствовали, устраняли замечания потребителей (в числе первых был, кстати, журнал «За рулем»). Опустив некоторые мелочи и детские болезни (ЗР, 1997, № 5), проследим эволюцию «четыреста шестого». В кривошипно-шатунном механизме изменился шкив коленвала - на отдельных комплектациях мотора появилось дополнительное «колесо» для привода компрессора кондиционера. В сборе со стальной ступицей новые и старые шкивы взаимозаменяемы.ДНе меняя устройство отдельных деталей, завод расширял список поставщиков. Так, поршневые кольца поступают из Костромы либо от фирм «Гётце» и «Бузулук» (комплектация последними приостановлена). Сальники коленвала делают «Эльринг» и российские предприятия в Балакове и Кировочепецке. Пожалуй, самый «проблемный» механизм ЗМЗ-406 привод распредвалов (см. рис.). Башмаки натяжителей 1 быстро срабатывались, продукты износа попадали в гидротолкатели, те стучали и т. д. и т. п. В приводе был модернизирован гидронатяжитель 2 - оптимизировали профиль канавок под стопорное кольцо. Тем самым снизили риск заклинивания, при котором резко ускорялся износ башмака. Впрочем, главные перемены впереди. Со слов заводчан мы не раз обещали, что142За рулем 6/2003 ЭВОЛЮЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ «ВОЛГИ»в блоке после литья и обработки. Впрочем, блоки обещают вскоре тщательно мыть на новом оборудовании. Ряд изменений претерпел водяной насос. Чтобы повысить надежность, вазовский двухрядный шариковый подшипник заменили на шарикороликовый. Одновременно вал насоса увеличили в диаметре на 1 мм, что повлекло и доработку сальников. В общем, «помпу» на старом двигателе при необходимости нужно менять в сборе со шкивом и трубкой забора воды. Измененная конструкция в производстве - с 1995-1996 года. С апреля 2000-го паронитовая прокладка в термостате заменена на резиновую. Сам прибор теперь отличается меньшей проливаемостью - клапаны уплотнены, чтобы избежать утечек антифриза в радиатор при прогреве двигателя. Поликлиновой ремень на первых 406-х приводил лишь «помпу» и генератор; егоНа правах рекламыдлина -1220 мм. Когда «волдатчиков массового расхода ги» стали оснащать гидровоздуха (ДМРВ) проволочноусилителями руля, потребого типа применяют пленочвался более длинный ремень ные, производства «Автэл», - 1370 мм, его устанавливас чувствительным элеменют на ГАЗе. Прежний, короттом «Сименс». Внешнее откий, вращает компрессор личие - в цвете корпуса: стакондиционера на дорогих рые датчики блестящие, меверсиях и используется на таллические, новые - черЗМЗ-405 и 409. ные. По отзывам, новинка Вызывал нарекания набезотказно работает, но ее тяжной ролик - в нем провоустановка не так проста. Ворачивался подшипник, разпервых, потребуется адаптер бивая пластмассу. На наруж(переходник) для жгута проной обойме подшипника водов, а во-вторых - увы, новвели проточки, а при сборвый блок управления с тем ке его «сажают» на клей ВК- же «именем», но в ориги9: дефект, таким образом, нальном исполнении и со побежден. своей программой. Электронная система упКомпьютеры эволюциоравления двигателем (ЭСУД) нируют куда быстрее автоза годы выпуска ЗМЗ-406 сомобилей, поэтому ЗМЗ-406 хранила состав датчиков и пережил несколько блоков устройств. Некоторые, наприуправления. Последняя замер, форсунки, подвергались мена произошла три года на«апгрейду». Сейчас на компзад, когда место МИКАС-5.47 лектации взаимозаменяемые занял МИКАС-7.1. Новый узлы «Сименс» и «Бош». блок с иным процессором Два элемента обновлены способен обеспечить нормы кардинально. С 2001 года Евро П. При замене учитывместо не очень надежных вайте сказанное о ДМРВ:проволочному и пленочному датчикам соответствуют собственные «железо» и программы!). Сегодня на конвейер ГАЗа поступают также блоки СОАТЭ под нормы Евро 0 - с современными МИКАСами они взаимозаменяемы полностью. Помимо упомянутых узлов и деталей, совершенствовалось и навесное оборудование мотора - появились стартеры с редуктором, стали более надежными катушки и т. д. Не рассматривая их подробно, отметим, что замена большинства прежних устройств новыми вполне допустима. Модернизация ЗМЗ-406 и всего семейства двигателей продолжается. Так, конструкторы считают, что звездочка в приводе распредвалов хотя и увеличит заметно ресурс узла, не решит проблему окончательно. О дальнейшей эволюции заволжских моторов мы обязательно расскажем; надеемся - скоро... аБензонасосы типа 700Бесперебойная подача топлива в карбюратор в различных климатических условиях ПРИ температуре от -чОС по +50*СПрименяемость в автомобилях АЗЛК, ИЖ с двигателями Уфимского моторного завода ВАЗ 2101—2107, ВАЗ 2121, 21213; АЗЛК, ИЖ с двигателями ВАЗ ВАЗ 2108—21099, 2110,2115 с карбюраторными двигателями ЗАЗ 1102 "Таврия" с двигателем МеМЗ 245Оригинальная форма крышки исключает образование паровых пробок в системе пит Комплектующие фирмы "EFFBE" гарантируют надежность и долговечность. • По результатам экспертизы журнала "За рулём" признаны ЛУЧШИМИ В РОССИИ!О ОО " Т ОПЛИВНЫЕСИСТЕМЫ Санкт-Петербург, ул. Самойловой, 5 Тел.: (812) 166-6312, факс: 166-6476, e-mail: [email protected], www.topsys.spb.ru ФИЛИАЛЫ: Москва, ул. Южнопортовая, 22 тел./факс: (095) 958-91-27,107-73-95 Нижний Новгород, ул. Удмуртски, 4 тел./факс: (8312) 16-61-30,16-61-33 Тольятти, Обводное шоссе, 66 тел./факс: (8482) 29-80-58,29-81-62 Киев НК "ЭкспоцентрУкраины", пав. 18 тел./факс: 38(044) 251-96-57 Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 148 тел./факс: (8632) 20-97-20,20-99-951Щщ^мн1^ть^Экономичность, Надежность в эксплуатации!За рулем 6/2003 143