ТЕХНИКАтюнингВАЗ-2112ЕЩЕ НЕМНОГО, ЕЩЕ ЧУТЬ-ЧУТЬСЕРГЕИ ВОСКРЕСЕНСКИЙНЕДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ С момента появления «десятого» семейства его проблемы и проблемки не дают покоя всевозможным доводочным фирмам. Вроде бы завод уже излечил свою продукцию от детских болезней, но некоторые конструкторские просчеты до сих пор не побеждены. Один из них - неточность откликов машины на действия рулем. Чтобы почувствовать изъян, не надо быть гонщиком - достаточно слегка качнуть рулевым колесом из стороны в сторону в совершенно обыденной ситуации. Автомобиль, словно не заметив ваших действий, просто поедет прямо, не успев отреагировать на команду водителя. Более того, если вы взглянете на рулевой механизм стоящей на месте машины в тот момент, когда кто-нибудь крутанет руль, будет заметно, как «дышит» рейка в местах крепления, легко смещаясь на 7-8 мм. Спортсмены, давно зная об этих особенностях «десятки», используют жесткие втулки, крепящиемеханизм. Однако недавние исследования тольяттинской фирмы «Техномастер» показали, что проблема не только в резинках: деформируется весь щит передка. Откуда уж в этом киселе взяться желаемой быстроте откликов. И вот в гамме всевозможных растяжек и распорок, предназначенных для «десятки», появилось еще одно изделие - усилитель щита передка. Прежде чем попасть к нам, он прошел стендовые испытания, в ходе которых было отмечено уменьшение податливости в местах крепления механизма. А что это даст на практике? Ответить помог редакционный ВАЗ2112, на котором мы провели дорожные испытания. Для начала - автомобиль в исходном, почти базовом состоянии. Почему «почти»? Потому что передняя распорка верхних кронштейнов крепления амортизаторных стоек стала уже неотъемлемой деталью всех редакционных «десяток», независимо от модели. ОтСтендовые испытания в заводской лаборатории ВАЗа показали: съемный усилитель снижает деформацию кузова в зоне кронштейнов крепления картера в два раза при усилии на рулевом колесе ±40 Н-м. При этом углы поворота руля уменьшаются примерно на 10°.радно, что наконец-то и завод выразил свое отношение к этому элементу, документально одобрив его установку. ...Несколько быстрых виражей на серпантине горной дороги, затем «змейка», имитация ошибок водителя на входе в поворот и, наконец, непременная «переставка». Конечно, «двенадцатая» не идеал и напрягает водителя, вздумавшего ехать поагрессивнее, задумчивостью, большими углами поворота руля и неточностями при коррекции скольжений. Результат на «переставке» в цифрах неплохой: посмотрим, можно ли лучше. Минут сорок работы с железом (усилитель передка устанавливается на стандартное заводское крепление), и мы вновь на знакомом тестовом маршруте. На первый взгляд ничего необычного, но привыкнув, отмечаю: немного возросло стабилизирующее усилие на руле, при этом реакции машины стали заметно быстрее и логичнее. Особенно это заметно при небольших (30-50°) углах поворота баранки. На входе в поворот «двенадцатая» уже не задумывается, собирая всевозможные запаздывания, а четко следует намеченной траектории, фазу воспринимая команды. Еще заметнее разница на «переставке». Там, где в первоначальном варианте приходилось что есть мочи вертеть рулем для объезда искусственного препятствия, теперь достаточно повернуть его на требуемый угол, и автомобиль беспрекословно выполнит то, что от него требуется. Здорово, но, признаемся, огрехи управляемости «двенадцатой» до конца не побеждены. В предельных режимах все же появляется мешающая разобщенность с водителем. Что ж, ничего удивительного: ведь повышение жесткости одного из элементов кузова еще не панацея от всех бед. ЧЕМ ЖЕСТЧЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ Итак, улучшения налицо. Конечно, они не кардинальны, но то, что автомобиль поехал четче и правильнее - очевидно. Это подтверждают как наши субъективные ощущения, так и замеры скоростей на «переставке». Увы, при безразличном отношении ВАЗа к недостаткам управляемости своего детища, наверное, только так, по крупицам можно придать машине столь необходимые ей черты характера.ПРЕДЕЛЬНЫЕ СКОРОСТИ ПРИ МАНЕВРЕ «ПЕРЕСТАВКА № Варианты Vnp.m/4Базовый С ^илителем щитка передка 88,7 90,9j46За рулем 6/2003