180
181
182
КЛУБ « А ВТОЛЮБИТЕЛЬавтопаркVOLVO940, эвоАНАТОЛИЙ СУХОВ. ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ. АНАТОЛИЙ СУХОВ И «ВОЛЬВО»МУЖСКОЕ НАЧ1Кто знает, чем приглянулись россиянам автомобили с символом Марса на радиаторной решетке: престижем без налета криминальности, просторным салоном, вместительным багажником, высокой пассивной безопасностью или приспособленностью к нашим широтам? Много лет колесят они по России от Мурманска до Кавказа и даже в почтенном возрасте пользуются спросом, сравнительно медленно теряя в цене. Сегодня модели 940 и 960, пришедшие на смену 700-й серии, занимают значительную часть рынка. За подробным рассказом об особенностях этих машин и расходах на их содержание мы обратились к профильным специалистам - в дилерский сервисный центр «Независимость».Р4, Р6 ИЛИ V6 Гамма двигателей 900-й серии весьма разнообразна. Очень небольшая часть автомобилей первых выпусков получила французское сердце - V-образную «шестерку» «Рено» («вольвовский» индекс B280F). Но великолепный по мощности и эластичности мотор очень не180 За рулем 6/2003любит перегрева и способен подлохода масла. Чтобы узел работал дольше, жить владельцу большую свинью: он авто можно оснастить турботаймером крайне трудоемок и дорог в обслужи(ЗР, 2003, № 5, с. 187). Неполадки с надвании и ремонте (замена мокрых гильз дувом низкого давления (GK) проявляотнимает не один нормо-день!), и даже ются только при больших пробегах официальные дилеры вправе от него (за 200 тыс. км). Топливных насосов до откреститься. 1994 года было два: один - в баке, друРядные «шестерки» также не любят гой - под полом. С 1995 года единствензабитых грязью и пухом сот радиатора ный насос поселился в баке, и система и требовательны к свечам и маслу. При в целом стала надежнее. хорошем уходе они исправно служат На двигателях с балансирными валаболее 300 тыс. км. При плохом уже ми одновременно с ремнем ГРМ полок 250 тысячам расход масла может пежено менять и ремень их привода. При ревалить за 400 г на 1000 км, что обычкажущейся простоте операции ее опасно указывает на износ цилиндро-порш- но доверять непрофильному сервису. невой группы. Дело в том, что натяжение ремня регуСамые простые и неприхотливые - лируется «на холодную» и проверяется «четверки» (в основном их устанавлива«на горячую» (после прогрева двигатели на «Вольво-940»). Они нередко выхаля). Несоответствие заданным параметживают более 500 тыс. км. Но не всякорам грозит обрывом. При этом рваный го владельца устроит, мягко говоря, стеремень неизбежно попадет под ремень пенный разгон. Впрочем, большой сеГРМ, тот, в свою очередь, оборвется - и дан должен ездить с достоинством, не заказ-наряд на выковыривание клапанов из поршней слесарям обеспечен. пристало его хозяину суетиться. От покупки дизеля лучше воздерСредняя продолжительность жизни турбокомпрессора высокого давления жаться. На сервисе их не любят и не (индекс FT) - 150-200 тыс. км. Износ ждут: для обслуживания и ремонта нупроявит себя резким увеличением расжен дорогой специнструмент. А фир- VOLVO 940, 960менных СТО по импортным легковым дизелям в России еще поискать. НЕ ТАК СТРАШЕН NIVAMAT Ресурс сцепления достаточно велик: от 90 до 170 тыс. км, в зависимости от условий эксплуатации. На механической коробке М90 в 1995-1997 гг. были проблемы с ускоренным износом синхронизаторов, с 1998 года они решены. Если «автомат» на модели 960 вдруг перешел в аварийный режим, скорее всего, виновата не коробка, а селектор выбора передач - окислились его контакты, расположенные под полом. Конечно, состояние масла в АКП нужно регулярно проверять (цвет, запах, посторонние включения). Передняя подвеска моделей 940 и 960 схожа. С 1995 года амортизаторные стойки унифицированы с «Вольво-850». На 940-й они служат 60-120 тыс. км, 960-й - меньше: 40-80 тысяч (из-за большей массы двигателя). Слабое место 960-х - стойки стабилизатора поперечной устойчивости. Их шаровых шарниров хватает на 30-40 тыс. км, а на плохих дорогах и меньше. Зато сайлентблоки стоек на 940-х служат более 80 тыс. км. Передних тормозных дисков 940-й хватает на 70-100 тыс. км, задние ходят на 30% дольше. У 960-х их ресурс примерно на 25% ниже. Расход колодок - в среднем три комплекта наодиндиск. К работе АБС претензий нет. Эластичная муфта и подвесной подшипник карданной передачи служат 120-140 тыс. км (последний меняют с его защитными кольцами). Карданные шарниры, редуктор заднего моста и полуоси - более 300 тыс. км. Задняя подвеска «Вольво-940» - с тягой «Панара»: простая, неприхотливая иКод «23»: автомобиль для Восточном Европы, значит, и для России.Обнаженный металл на арках не ржавеет...Дублирующий VN - на правой центI ральной стойке... .а вот снизу брызговики ой как нужны!РАСШИФРОВКА КОДОВ ДВИГАТЕЛЕЙ Первая буква - тип двигателя: В бензиновый, D - дизель. Следующая цифра - число цилиндров (у четырехцилиндровых отсутствует). Вторая и третья цифры - рабочий объем с точностью 0,1 л. Четвертая - число клапанов на цилиндр: 0 или 2 -два, 4 - четыре. Последующие буквы - модификации: наличие турбины высокого или низкого давления, нейтрализатора и т. п.Трубчатая защита двигателя на «Вольво 960» последних лет входила в пакет для Восточной Европы.ЭВОЛЮЦИЯ VOLVO 940И 960• 1990. Представлены «Вольво-940» и 960. Визуально модель 960 отличается молдингами с блестящими вставками, длинным алюминиевый капотом (нет полки вблизи ветрового стекла), очертаниями передней части кузова. Двигатели 940: рядные «четверки» 2,0 и 2,3 лс турбонаддувом и без, рядная турбодизельная «шестерка» 2,4 лв многочисленных модификациях. На 960 также устанавливали рядные «шестерки» 2,9 л (204 л. с). Ш1993. Серийно устанавливается АБС. • 1994. Появился датчик температуры наружного воздуха. Изменена конструкция отопителя, топливного насоса. • 1995. Новый базовый двигатель для «Вольво940»: Р6,2,5 л, 170 л. с. Появилась трехвальная коробка передач М90, изменена конструкция передней подвески, введена композитная рессора задней подвески на части моделей 960. • 1996. Презентация преемников модели 960: S90 и УЭ0. Но 900-ю серию выпускали ив 1997 году.За рулем 6/2003181 КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»автопаркVOLVO94O, эво ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРабота Замена ремня ГРМ Замена свечей (двиг. P6I Замена сцепления (940) Замена сцепления (960) Замена амортизаторов задней подвески (960), 2 шт. Замена комплекта сайлент-блоков задней подвески I960) Замена стойки передней подвески Замена стоек стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески, 2 шт. Переборка двигателя после обрыва ремня ГРМ Замена электронагревательного элемента сиденья Замена электронагревательного элемента зеркала**В зависимости от типа двигателя. "**fl зависимости от типа коробки передач.Стоимость", долл. США 72-85**36105-130*** 135-145***30100047 25800-85060 10'Для автомо6илей выпуска до 1995 года на 30% ниже.дешевая в обслуживании. Такая же былишь в ходе поездки. Заменить их не ла на 960-х универсалах до 1994 года. сложнее, чем обычные, вот только цена На седаны устанавливали «мультилинк» кусается. Не стоит ждать, пока подкач(M-link) - сложную многорычажку с 30 (!) ка перестанет работать вовсе: от изсайлент-блоками. За союз комфорта с уплишних перемещений кузова износятравляемостью платит потребитель. Есся те самые многочисленные сайлентли половина резинок надорвана или отблоки. В 1994 году появился «Мультислоилась, учитывая стоимость переборлинк-2», в котором на смену пружинам ки, дешевле сменить их скопом. пришла поперечная рессора из компоЗадняя подвеска M-link «Вольво-960» зитного материала (на седанах и униимеет систему поддержания постоянверсалах рессоры разной толщины). ного клиренса. До 1994 года за это отвеЧасть автомобилей стали оснащать чали самоподкачивающиеся амортизаобычными амортизаторами, а поддерторы Nivamat. Первый признак их неисжание клиренса возложили на ту же правности: на стоянке задок автомобирессору, дополнительно усилив ее. При ля проседает, как у «Ситроена», но приразумных нагрузках претензий к ее раподнимается не с пуском двигателя, а боте нет.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Запасть Ремень ГРМ/ролики |Р4,8 кл.) Ремень ГРМ/ролики (Р6, кроме DSL) Стомюсть. лаял США 14-29*/68 58-77*/ 96-118*j jКомплект сцепления (940) 188 Комплект сцепления(960) 272-317** Подвесной подшипник кард, вала/ 2 защитных кольца (960) 35/30 Эластичная муфта кард, вала (960) 107 Стойки стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески (960), 2 шт 96 Амортизаторная стойка перед, подвески (960) по 1994 г. 103 Комплект сайлент-блоков задней подвески(960) 900 Поперечная рессора задней подвески (960) 240 Элемент обогрева зеркала 80 Элемент обогрева сиденья 60 Амортизатор Nivamat I960) 355 Крыло переднее (940/960) 268/424 Капот (940/960) 535/800 Фара (940/960) 329/426*В зависимости от года выпуска. **В зависимости от типа двигатели.Задняя подвеска «Вольво-940»: проще некуда. Слабое место 960-х - стойки стабилизатора поперечной устойчивости.У модели 960 с 1995 года сзади нет витых пружин..... .а кузов поддерживает плоская рее-УРОК ГЕОГРАФИИ Стало доброй традицией побогаче «упаковать» престижный автомобиль для российского рынка. «Вольво» - не исключение. Кроме того, часть машин адаптировали под низкосортный бензин и не оснащали нейтрализатором; отличались также характеристики пружин и амортизаторов. А вот экземпляры из жарких стран порой оказываются совсем уж неподходящими для России: с двумя кондиционерами, но без «печки» - и даже места для нее нет. Зато «полярное» исполнение не предусматривает кондиционера. Определить, для какого рынка предназначен автомобиль, можно по двузначному коду на верхней строке идентификационной таблички: 23 - Восточная Европа (включая Россию), 10 - Швеция, 18 - Германия, 20 - Бельгия, 21 - Голландия, 30 - США. •182За рулем 6/2003