98
99
100
101
ТЕХНИКАновинкиИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ. ОТКРЫТИЯСТОЙ! КТО ЕДЕТ?Угоны - непроходящая головная боль владельцев автомобилей, особенно дорогих. Поэтому появление в России новой системы мониторинга - совместного детища компаний «Нексо» и «Вымпелком» - наверняка вызовет неподдельный интерес. Высокие технологии пришли в Россию из Швейцарии. В отличие от самих технологий, принцип работы «Аутоконнекса» достаточно прост. Как только сработаетПортативный компьютердатчик сигнализации, включится система определения координат автомобиля с помощью навигационных спутников GPS, а владелец получит сигнал о покушении на его собственность. Информация придет в виде CMC-сообщения или голоса «электронной барышни», позвонившей на сотовый или домашний телефон: «Если вы хотите заблокировать двигатель, нажмите «1», если вы хотите заблокировать двери, нажмите «2»...». Ну,Компьютер Телефон, •I факс Спутник GPSОператор сотовой _связи «Би-Лайн» А III ||| III - 'Ill и III" Так работает система.и если вы располагаете компьютером, подключенным к сети Интернет, а машину все-таки угнали, вы, как и сотрудники правоохранительных органов, получите возможность отслеживать путь автомобиля по крупномасштабной карте Москвы (вскоре систему запустят также в Питере и Нижнем Новгороде). Если машину успеют загнать в подземный гараж, куда не доходят сигналы спутников, на мониторе отобразятся координаты последней перед воротами отстойника наземной точки. Но возможности системы куда шире. Она позволяет вести наблюдение за автомобилем, когда им пользуется по вашему разрешению кто-то другой, получать телеметрическую информацию о работе систем машины, посылать сигнал тревоги службам спасения в случае аварии... Если вы подпишетесь на полный пакет услуг, сигнал об угоне и координаты автомобиля поступят прямо в ГИБДД. Предусмотрены меры на случай, когда машину решили похитить... вместе с вами. Тогда на ваш «мобильник» позвонят и зададут невинный, заранее оговоренный вопрос. Неверный ответ явится для ОМОНа сигналом тревоги. Чтобы оборудовать автомобиль «Аутоконнексом», придется выложить около полутора тысяч долларов сразу, а затем от 24 до 49 долларов в месяц. Недешево, конечно. Но по сравнению со стоимостью престижных иномарок такая сумма отнюдь не кажется большой.А ПОДУШКИ ОСЕ УМНЕЮТКонтроллер АВ9 (или AirBag 9) - уже девятое поколение систем управления устройствами пассивной безопасности. Новый электронный «мозг» справляется с сигналами от 12 различных датчиков и отдает команды... 38 исполнительным элементам, таким, как преднатяжители ремней или надувные подушки. Одно из необходимейших качеств подобных устройств - помехоустойчивость: сработавшая на ходу подушка сама может вызвать аварию. Поэтому разработчики не поскупились и продублировали микропроцессор. Сиг98 За рулем 6/2003налы обрабатывают параллельно два компьютера и лишь при совпадении результатов будут включены пиропатроны. Новый контроллер уже сегодня умеет читать сигналы от радарных «пре-крэш» датчиков, которые появятся на серийных автомобилях лишь в 2006 году и будут сообщать о расстоянии до препятствия, его типе, относительной скорости сближения. А вот датчики удара в бампере это сегодняшний день пассивной безопасности. По их сигналам оценивают силу удара и выбирают степень натяжения ремней, скорость(и необходимость) раскрытия подушек. Аналогичные датчики размещают нынче ив дверях некоторых автомобилей, поскольку боковое столкновение - второй по частоте вид дорожных коллизий. Около 20% ДТП со смертельным исходом связаны, согласно статистике, с переворачиванием автомобиля. Поэтому уже с 2001 года «Бош» применяет гироскопические датчики углового ускорения, фиксирующие начало «кульбита». По их командам срабатывают натяжители, боковые и верхние подушки, выдвигается дуга без-На вид коробочка как коробочка. Но в ней - пара мощных быстродействующих компьютеров, гироскопический датчик...опасности на кабриолетах. Разумеется, и в АВ9 есть подобный «гироскоп», но теперь к его сигналам добавляется информация от системы стабилизации ESP - для более надежного распознавания наступающего «оверкиля». ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯВ ШЕЛОМ ВЕСЕПремьерой парижской выставки «Интврмат-2003» будет 400-тонный кран с коробкой ТС Tronicместно с дополнительным гидродинамическим сцеплением WSK 440. Оно продлевает срок службы традиционного сцепления, которое особенно подвержено быстрому износу при сложных парковочных маневрах многотонных громадин. При этом крутящий момент на валу двигателя 2700 Н-м для «Троника» не предел. Разумеется, и в крейсерском режиме новая коробка помогает шоферу. По его желанию автоматика может совершенно самостоятельно манипулировать 12-ю (!) передачами переднего и двумя - заднего хода, обеспечивая оптимальный режим работы двигателя. Во власти водителя переключать передачи вручную легким нажатием кнопок, но при этом левая нога все равно отдыхает: педали сцепления в автомобиле нет. А чуткий компьютер не дает человеку ошибиться - режим, недопустимый по условиям движения, включен не будет.Водителей легковых автомобилей не слишком напрягают действия рычагом переключения передач и тремя педалями. Некоторые даже находят в этом удовольствие. Но вот профессионалы, работающие, скажем, в такси, голосуют за автоматику. Что уж говорить о водителях тяжелых автопоездов, автокранов, самосвалов, постоянно тренирующих правую руку. На правах рекламыНо автоматизация сложных грузовых агрегатов наталкивалась на ряд препятствий, одно из которых - большой крутящий момент от двигателя. Специализирующаяся на создании коробок передач фирма ZF приступила к серийному производству агрегата «Ти-Си Троник», предназначенного для коренного облегчения труда водителей. Новая коробка работает сов«Ти-Си Троник» объединяет достоинства известного агрегата «Эй-Эс Троник» и гидродинамического сцепления.VТок стортерного разряда 400А по DINАккумуляторы "ВСЯ" признаны имиочш требования Российского Морского Регистра Сущ* р екомендованык применению для запуска меманнз, морским судак к плавучим сооружениям. После испытаний Морской Регистр подтвердил безупречное безопасность и Данный факт выводит камтаыяю на качественно новый уровень и аая^аркмшаат соответствие продукции завода мировым620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 11, тел.: (3432) 399 522. 399 544. факс: (3432) 344 508 internet: www.vsa.ru e-mail: [email protected] НОВИНКИИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯВ ОГНЕ НЕ ГОРИТЧто нужно от бензобака? Хранить пожароопасное топливо и не пролить его в случае аварии, противостоять агрессивной окружающей среде и быть легким... Сегодня этого недостаточно. Автомобиль компонуют настолько плотно, что зачастую местадля параллелепипеда просто не найти или оно не устраивает по соображениям безопасности. Чтобы максимально эффективно использовать каждый литр свободного пространства, создают «стационарные канистры» головоломной формы. Технологи порой хватаются за голову -Шестислойный бак «Пермблок AS6» сложен по форме, материалу и технологии. Зато снаружи... ничем не пахнет.Место для горловиныМесто для бензонасосаДва варианта бензобака для «Нью Битла». Тонкие стенки стального (а) варианта позволили вместить 74,3 л топлива против 71,5 лу пластикового аналога (б).им ведь надо наладить массовое производство причудливых сосудов. Выручают пластмассы, позволяющие воплотить любую фантазию конструктора. Но в дело вмешались экологи из солнечной Калифорнии (ЗР, 2001, № 4). Выяснив, что отдельные пронырливые молекулы углеводородов находят лазейки сквозь частокол молекул стенок бака, калифорнийские законодатели поставили пластиковые «бензохранилища» на грань вымирания. Экологи вновь подтолкнули металлургов и химиков на изобретательство. Бензобак «Пермблок AS6», представленный немецким отделением «Ти Ай Отомотив» в содружестве с французской «Атофия», выполнен по технологии Ship-in-a-bottle янии дорожного покрытия, она научилась различать проселок, асфальт, гололед, снег, воду. Более того, вовремя обратит внимание водителя на приближение к границе аквапланирования. Информация датчика позволяет также радикально улучшить работу АБС: на «миксте», ко-(корабль в бутылке). Это, по сути... шесть баков, вставленных один в другой. Четыре слоя обеспечивают безопасность и прочность, а два берегут окружающий мир. Бак выдерживает температуру до 100°С, устойчив не только к бензину, но ик спиртовым добавкам, не говоря уже о реагентах, которыми зимой посыпают дороги. «Пермблок» первым среди пластиковых баков обеспечил выполнение норм PZEV (автомобиль с почти нулевым выбросом). Стальные магнаты тут же предложили альтернативу: бак весьма сложной формы из нержавейки, тоже не пропускающий пары топлива и устойчивый к коррозии. Стенки изделия от «Круппа» имеют толщину всего 0,4-0,7 мм против 4-8 мм пластмассового конкурента. «Железный» бак получился даже на 20% легче. А технология гидроформования, разработанная учеными Дортмундского университета, позволила сделать процесс изготовления не слишком дорогим. Во всяком случае, по сравнению с шестислойным пластиковым противником. Вероятно, победителя в этом поединке так и не будет. Если, конечно, не считать выигрыш для окружающей среды. гда коэффициент сцепления с дорогой правых и левых колес различен, тормозной путь резко сократился. Автомобили, оснащенные новинкой, будут на первых порах «привязаны» к покрышкам «Гудьира», но авторов разработки это обстоятельство не слишком огорчает...«ЦЕЗАРЯ»Мы уже знакомы с различными датчиками давления, позволяющими водителю вовремя заметить прокол шины. Но ученые боннского исследовательского центра «Цезарь» вместе с шинниками «Гудьира» придумали нечто совершенно новое. Микросхему размером в несколько квадратных миллиметров имплантируют в шину между протектором и кордом. Это, кстати, само по себе непросто - вспомните о температурах в процес100 За рулем 6/2003се вулканизации. Разумеется, кристалл не содержит батареек. Устройство питается от высокочастотного сигнала, излучаемого антенной в колесной нише. Та же антенна принимает и отклик имплантанта, который содержит информацию о степени и виде деформации шины. Специальная программа позволяет бортовому компьютеру извлечь из этого сигнала массу полезных сведений, в частности, и о давлении воздуха, но это не главное. Шина сообщает о состоБоковина Металлокорд Протектор Шина обзавелась электроникой. Датчик МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВчести. Остыв, соединение может потерять герметичность. Уже есть впечатляющие примеры алюминиевого крепежа: им соединяют корпусные детали вариаторов ZF. Экономия - 400 г на изделие. Немного, но если умножить на тираж, исчисляемый десятками тысяч экземпля-ров... Результат нагляден: за год стали на болты переводят на 40 тонн меньше. Важное преимущество алюминиевых болтов - отсутствие склонности к самоотворачиванию. Правда, затягивать их можно только при строгом контроле момента, что, впрочем, сегодня уже не проблема.СТРАТЕГИЯ ПОХУДАНИЯПромышленно-исследовательское объединение «Отто фон Герике» совместно с исследовательским центром черной металлургии в Германии вплотную занялись свойствами крепежных деталей (а проще - болтов) из алюминиевых сплавов. Стимулом послужили требования металлургов и экологов: при утилизации алюминиевых двигателей стальной крепеж «отравляет» вторичный металл и делает его неНа правах рекламыпригодным в качестве сырья для дальнейшей переработки - проката или штамповки. А вывинчивать каждый болт - такая морока! Еще один аргумент против стальных болтов - разные коэффициенты термического расширения стали и алюминия. Когда две легкосплавные детали соединены стальными болтами, при нагревании под головками последних возникают значительные напряжения, подчас превышающие предел теку-Алюмиииевые болты делают каждый вариатор на 400 г легче и экономят 40 тонн стали в годЭксклюзивный представитель по России ЗАО ПГ "Эдельвейс" 192102, Санкт-Петербург, наб. р. Волковки, д.7 Тел./факс: (012) 320-7991, 320-7992, 320-0104, 325-5963 E-mail: [email protected] www.edelweisgroup.ru