14
15
16
ЭКСКЛЮЗИВНОе ИНТЕРВЬЮСТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ«ХОНДА ВЫБИРАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ, »Эту марку в России любят, пусть по количеству продаж она не входит в десятку первых. Спортивный характер «Хонды» отчетливо проявляется как в легковых автомобилях, так и во вседорожниках. Спорт и техническое совершенство - кредо марки, которая, начав с мотоциклов и силовой продукции, вышла в число ведущих мировых автопроизводителей. Главный редактор журнала «За рулем» Петр Меньших встретился с президентом «Хонда-Европа» Минору Харада. Ведь наши товары облегчают жизнь и создают комфорт. Конечно, 1% рынка нас никак не удовлетворяет. Вместе с тем мы не склонны к популистским шагам ради продвижения своих моделей. Мы не планируем неоправданных скидок при продажах или политики низких цен на отдельные модели. В то же время считаю, что Россия заслуживает особого подхода. Свою стратегию мы базируем на том принципе, что страна требует новейших продуктов и передовых технологий, а значит, и лучших автомобилей. И даже если нацио- Продажи иномарок в России раснальные требования по токсичности вытут высокими темпами. Удовлетворяхлопных газов заметно менее жесткие ют ли «Хонду» ее результаты (около по сравнению с другими странами мира, 1% от общего количества проданных то это не значит, что на российский рыавтомобилей), как планируется разнок мы будем поставлять продукцию мевитие дилерской сети на российских нее совершенную. По нашим оценкам, просторах? для России наиболее подходит европей- Рынок России является частью евская спецификация автомобиля. ропейского. Но он интересен еще Как известно, «Хонда» очень сильна и тем, что находится на подъеме. Мы в производстве бензиновых двигатехотим и будем развивать здесь продалей, которые более приспособлены жи автомобилей, мотоциклов и силок низким температурам в сравнении вой продукции компании «Хонда». с дизельными. Россия - страна холодная, значит, у «Хонды» здесь больше ПРОДАЖИ НОВЫХ ЯПОНСКИХ шансов добиться успехов. АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ Завод «Хонда» в Англии открылся деВ 2001 2002 ГГ сять лет назад, и с тех пор идет постоян8302 8167 ная работа над тем, чтобы совершенствовать качество выпускаемой продукции. Мы поставляем автомобили во все страны Европы, в том числе с холодным климатом, схожим с вашим. И там «Хонда» уверенно себя чувствует. МИНОРУ ХАРАДАMinoru Harada Родился в 1947 году в Ямагути (Япония), окончил университет Мусаси, бакалавр экономики. Начал работать в компании «Хонда мотор» с апреля 1969 года. С 1991-го - генеральный менеджер азиатско-тихоокеанского подразделения мотоциклов. С 1994-го член совета директоров «Хонда мотор». С 1998 года - президент «Хонда мотор Европа», старший управляющий директор направления Европа, Ближний и Средний Восток, Африка, а с июня 1999-го - старший управляющий и уполномоченный директор, член совета директоров компании «Хонда мотор».-Субарумобилях. Машина, о которой вы сказали, носит название «Джаз» на европейском рынке. В Японии она зовется «Фит». Мне кажется, вопрос о ее продаже в России назрел и, думаю, появление машины на ваших дорогах не за горами. Но прежде нужно ее сертифицировать. Ведь отличие между европейской и японской версиями не только в названиях. В соответствии с законами, действующими в том или ином регионе, приходится вносить изменения в конструкцию автомобиля. Между японским, - У меня в руках региональная гаамериканским и европейским рынками зета «За рулем», которая распростраимеются довольно существенные разняется в 30 регионах России от Калиличия. Так, европейский предъявляет нинграда до Владивостока. На обложболее жесткие требования к прочности ке дальневосточного выпуска модель конструкции, деформациям кузова при «Фит», по продажам в Японии она выстолкновении, то есть пассивной безошла на первое место. Почему ее нет пасности. Это связано с тем, что скоров России? Вообще - как происходит сти на дорогах Европы более высоки отбор, какие факторы оказываются в сравнении с Америкой или Японией. решающими при определении модеСильные различия существуют в часли для того или иного рынка? ти контроля за выхлопными газами. На- До поездки в Россию мне казалось, иболее строги в этом отношении америчто это рынок только дорогих машин. канские законы. Японское законодаТак бывает, когда лишь ограниченное тельство несколько мягче. Европейские количество людей может позволить сетребования еще либеральнее. бе купить автомобиль. Но я вижу, здесь Чтобы подогнать автомобиль под есть потребность в более простых авто- стандарты того или иного рынка, требу-14За рулем 6/2003 СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯется время. Но замечу, что в нашей компании период адаптации машины к национальным требованиям заметно короче, чем во многих других. - Россия не может похвастаться жесткостью своих требований. Почему же тогда на нем представлено так мало моделей «Хонды»? - Нужно соблюдать баланс между тем, что хочет покупатель и может производитель. Первого привлекает как можно более широкий выбор. Производитель же заинтересован в продаже наибольшего количества машин каждой модели. Поэтому ряд, представленный на рынке, выглядит неким компромиссом. Например, наши поставки в Америку начались около сорока лет назад с самой дешевой тогда «Хонды-Сивик». Потом появился «Аккорд». Почти двадцать лет мы продавали в Америке только две эти модели. Когда объем продаж достиг 100 тысяч штук, возникла потребность внести разнообразие в модельный ряд. Но замечу, когда продавался только «Сивик», люди присматривались к автомобилю, привыкали к марке, проникались сознанием того, что «Хонда» выпускает хорошие автомобили. Если бы было много моделей, то понятие марки могло бы раствориться в их названиях. Кроме того, не нужно забывать, что, когда продается ограниченное число моделей, формируется представление ио самой модели, как носителе определенного уровня комфорта, набора опций и т. д. Точно такой же подход мы используем и на российском рынке, где перед нами широкие перспективы. Если более коротко, то мы хотим, чтобы имя каждого продукта фирмы «Хонда» вызывало определенные ассоциации у покупателя. - Учитывая высокую популярность вседорожников (SUV) в России, что подтверждается, в частности, успехом модели «Хонда CR-V», следует ли рассчитывать на появление здесь моделей «Пилот» и «Элемент»? - В отношении России у «Хонды» много планов, но, что касается появления на рынке новых моделей, я предпочел бы не забегать вперед. Мне было бы приятнее слышать, что дилеры наращивают продажи CR-V. - Успехи «Хонды» в России в бизнес-классе пока скромны. Каковы, на ваш взгляд, перспективы нового «Аккорда»? Когда следует ждать появления новой «Хонды-Легенда»? - «Аккорд» находится в верхнем секторе автомобилей среднего класса. Важно отметить, что европейский«Хонда-Лайф». Автомобиль класса микро законодательно ограничен по длине 3,4 и, а по ширине 1.48 м. Налоговые льготы обеспечивают «малышкам» особую популярность в Японии. Трехцилиндровый двигатель объемом 0.65 л развивает 38 кВт/52 л. с. Модель только для японского рынка.«Хонда-Джаз». Этот компактный хэтчбек известен в Японии как «Фит». Машина отличается высокой экономичностью. В трансмиссии устанавливают и клиноременный вариатор. Моторы 1,2 и 1.4 л; 58 кВт/78 л. с. и 61 кВт/83 л. с. Максимальная скорость 165-170 км/ч. Популярен в Европе и Японии, в Россию не поставляется.«Хонда-Элемент» - автомобиль для активного отдыха (SUV) с поперечным расположением двигателя передним или полным приводом. Молодежная модель на базе CR-V. Оснащается бензиновым двигателем 2,4 л мощностью 118 кВт/160 л. с Максимальная скорость 185 км/ч. Модель для североамериканского рынка.«Хонда-Аккорд Купе». Выпускается с 2002 года для североамериканского рынка. Наиболее престижная из «аккордов». Оснащается четырех- и шестицилиндровыми двигателями объемом 2,4 и 3,2 л. Мощность -119 кВт/162 л. с. и 178 кВт/243 л. с. Максимальная скорость более 220 км/ч.«Хонда-Аккорд» седьмого поколении. Модель среднего класса с приводом на передние колеса. Комплектуется четырехцилиндровыми моторами 2,0 и 2,4 л мощностью 114 кВт/155 л. с. и 140 кВт/ 190 л. с. Максимальная скорость - соответственно 214 и 227 км/ч. В России продается с 2003 года.«Хонда Сивик тип Я» - трехдверное купе спортивного типа с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Наиболее мощная и скоростная модель в семействе «Сивик». Двигатель объемом 2,0 ли мощностью 147 кВт/ 200 л. с. разгоняет машину до 100 км/ч за 6.8 с. На российский рынок не поставляется.«Хонда-ЭгоОО» - двухместный родстер с приводом на задние колеса и шести ступенчатой коробкой передач. Мотор объемом 2.0 л расположен продольно, мощность -177 кВт/241 л. с. Максимальная скорость 241 км/ч. Разгон до 100 км/ч - 6,2 с. В России распространения не получила.За рулем 6/200315 АКТУАЛЬНОэксклюзивное интервьюСТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ «ХОНДА» В МИРЕ В 2002 ГОДУ (ТЫС. ШТ.).f Другие / регионы & 244вариант существенно отличается от американского. В первую очередь это касается настроек подвески. Европейский «Аккорд» - машина более спортивная, американский, напротив, мягкая, вальяжная. Кстати, в Америке европейский «Аккорд» будет продаваться под маркой «Акура», как более престижной. «Аккорд» в России останется самой представительной моделью «Хонды». - Если говорить о возможном слиянии компаний, то «Хонда» планирует оставаться независимой. Что касается кооперативных связей, то у нас, в частности, существует договоренность о поставках наших двигателей «Хонда» компании «Дженерал моторе» и оснащении наших автомобилей дизелями «Исудзу». В настоящее время мы не рассматриваем проектов строительства завода совместно с другой автомобильной компанией, будь то у нас в стране или за рубежом.- Ограниченность запасов углеводородного сырья на Земле диктует необходимость поиска альтернативных источников энергии, создания сверхэкономичных двигателей. Что делается «Хондой» в этом направлении? - Вы, наверное, знаете, что компания уже создала автомобиль на топливных элементах. Несколько штук даже проданы в Японии и США. К сожалению, стоимость такого автомобиля в настоящее время очень высока, и второй недостаток - он плохо переносит низкие температуры. «Хонда» постоянно работает над повышением экономичности двигателей и снижением потребления топлива. Кроме того, компания разработала гибридные (бензиновый-(-электрический) агрегаты, которые не так широко, но уже применяются (см. статью в этом номере ЗР - ред.). И все же до широкого использования двигателей на альтернативных видах топлива пройдет десятилетие.- Эпоха лидерства моторов «Хонда» в гонках формулы 1 осталась в прошлом. Намерена ли компания изменить положение в ближайшее время? - Автомобильное производство - «Хонда» поставляет моторы для ко«Хонды» имеет 40-летнюю историю. манды BAR («Бритиш-Америкэн РейЗа это сравнительно небольшое вре- «Хонда» - концерн многопросинг»). Мы с нетерпением ждем, когда мя компания сделала весомый вклад фильный. Насколько велика доля авона порадует нас победами и пилоты, в технический прогресс. Можно томобильной части? Не могли бы вы наконец, появятся на пьедестале почевспомнить малотоксичные двигатерассказать, что помимо автомобилей та. Думаю, это будет большой праздник ли CVCC начала 70-х, моторы VTEC с выпускается и какова география продля наших болельщиков и почитателей изменяемыми фазами, автомобили с изводства? марки «Хонда». четырьмя управляемыми колесами. - Скажу прямо, если считать поштучКакие сегодняшние инновации могно, то автомобили уйдут на третье место В беседе принимали участие глава ли бы продолжить этот ряд? после силовой продукции и мотоциклов. представительства «Хонда мотор К0., - Самые заметные инновации последЕсли подсчет вести в денежных средстЛтд» в Москве Сёдзи Такакаси и Владиних лет можно объединить одним понявах, то доля автомобилей составит 80%. мир Соловьев («За рулем»). тием: сделать большим маленький автомобиль. Это касается и «Джаза», и «Сивика» последнего поколения, для которых удалось создать просторные салоны при маленьких габаритах, применив немало новых технических решений. Таковы компактный оригинальный бензобак и возможность удобно складывать сиденья, миниатюризация двигателя. Кроме того, новые технологии широко применяются, когда речь идет о том, чтобы сделать автомобиль более безопасным, экологически чистым, снизить потребление топлива. - Последние годы ознаменовались многими совместными проектами крупных компаний в области разработок новых моделей, двигателей, унификации агрегатов. Как видит себя «Хонда» в этом процессе?16 За рулем 6/2003«Хонда CR-V» наиболее активно продается в России. С 2002 года поставляется новая