90
91
92
АВТОМОБИЛИАВТО НА ЧАСГАУЧО НА ВОЛГЕАлексей Липман. Фото: Георгий АхадовВ90январе 2005-го ГАЗ сообщил о намерении использовать для «Волги» двигатели «Крайслер». Новость прозвучала в период непростых переговоров с Заволжским моторным заводом о ценах на его двигатели, поэтому воспринималась как дополнительный аргумент в споре. Впрочем, вскоре выяснилось, что ГАЗ давно работает в этом направлении. Нам предоставилась возможность не только посмотреть на «Волгу» с таким двигателем, но и опробовать ее на дороге.За рулем 09/2005ПЕРВЫЙ РЕЙСНа первый взгляд, ничем не примечательный ГАЗ-31105, только выхлопная труба большего диаметра, чем обычно. Да это же ЕвроII – мотористы требуют снижения сопротивления выпускной системы. Внутри все привычно, хотя приборы, как мы точно знаем, адаптированы к датчикам и блоку управления двигателя. Непривычное начинается с поворота ключа: не слышно бензонасоса… Приятно! Завод применил погружной бензонасос. Правда, после нескольких пус-ков выяснилось, что у водителя все-таки осталась возможность диагностировать его работу на слух. Запускаем двигатель и внимательно слушаем: похоже, он работает тише, чем обычный «волговский». Это подтверждают и заводские испытатели. Ременный привод распределительных валов, уравновешивающие валы и новая система выпуска сделали свое дело. Неспешно разгоняемся, привыкая к поведению автомобиля. Приятное ощущение тяговитости после троганья до Мексиканский гость под нижегородским капотом– «Крайслер» 2,4L-DOHC.Кислородный датчик в выпускной трубе как можно ближе к мотору. Впрыск, нейтрализатор – вот и реальные Евро II.Двигатель «Крайслер» способен существенно повысить потребительские качества «Волги».2000об/мин – и подхват при приближении к 4000об/мин. Характеристики двигателя обеспечивают динамичный разгон до 150км/ч и максимальную скорость 178км/ч при оборотах немногим выше оборотов максимальной мощности. Удачная стыковка двигателя и трансмиссии! Достигли этого, применив главную пару с меньшим передаточным числом – 3,58 вместо прежних 3,9 и установив коробку передач с «газелевским» рядом. Результат отменный! Разгон до сотни ускорился на 2с, расход топлива в городе понизился на 0,5л, и это, как надеются на ГАЗе, еще не предел. Даже на таких скоростях шум двигателя не становится неприятным и назойливым. Выяснилось, что таким же двигателем оснащают «джипы» «Либерти» и «Рэнглер» – лишний повод проверить его тяговые свойства. Вторая передача… Имитируем движение в пробке: трогаемся, немного добавляя газ, и разгоняемся – уверенно, без рывков. Поехали в ближайший лесочек по песчаным дорожкам, преодолевая колею в пределах клиренса. Легко заехали на ровную площадку, машина идет хоро-шо, переключаемся на II передачу, а зря – сели! Неужели без буксира не обойтись? Но нет: аккуратно дозируя пробуксовку сцепления, тронулся и выехал.ПРИСПОСОБЛЕНЕЦНетрудным тестом на проходимость завершили дорожный этап и перешли к изучению матчасти. Коллеги напомнили, что этот двигатель ставят не только на «джипы», но и на «крайслеры»: «Вояджер» и «Циррус». Выпускают моторы с 1994года в Мексике, в городе Салтилло близ Мехико. Открываем капот. Двигатель разместился аккуратно – будто «Волгу» под него задумали. Между тем по высоте он больше родного за счет уравновешивающих валов, размещенных в масляном картеЗа рулем 09/200591 АВТОМОБИЛИАВТО НА ЧАСчивает ресурс «газелевской» коробки. Блок цилиндров чугунный. Крышки коренных подшипников выполнены как единая деталь, что повышает жесткость всей конструкции, способствуя увеличению ресурса и снижению расхода масла. Головка цилиндров алюминиевая, с четырьмя клапанами на цилиндр, которые приводятся в действие через рокеры, два распредвала и зубчатый ремень приводит водяной насос. Обратили внимание на довольно большой шкив коленвала. Вероятно, такой нужен для большей отдачи генератора на низких оборотах двигателя при эксплуатации его на джипе. В комплектации двигателя предусмотрены насос ГУРа и компрессор кондиционера. Кажется, все есть, а когда же в серию? Конструкторы охладили наш пыл. Сейчас проходят доводка программы управления двигателем и испытания. Крайслеровские программы не подходят для «Волги», в частности, по расходу топлива и шумности на некоторых режимах. Тем не менее уже заказаны двигатели для пилотной партии автомобилей. Дальнейшая судьба проекта во многом зависит от покупателей.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодельГАЗ-31105 Общие данные Размеры, мм: длина4921 ширина1812 высота1422 база2800 колея спереди/сзади1500/1444 Радиус поворота, м5,8 Снаряженная масса, кг1400 Полная масса, кг1790 Время разгона 0- 100 км/ч, с11,2 Максимальная скорость, км/ч178 Топливо/запас топлива, лАИ-92/70 Расход топлива, л/100 км: магистральный цикл8,8 городской цикл10,9 60 км/ч6,1 90 км/ч7,8 120 км/ч10,8 Кузов Количество дверей/мест4/5 Двигатель Расположениеспереди продольно КонфигурацияР4 Число клапанов16 Рабочий объем, смз Диаметр цилиндра, мм87,5 Ход поршня, мм101 Степень сжатия9,5 Мощность, кВт/л.с.112/150 при об/мин5500 Крутящий момент, Н . м224 при об/мин4200Шкивов много – ремень один.ре. Они гасят силы инерции второго порядка, вращаясь вдвое быстрее, чем коленвал. Чтобы двигатель не «сел» на балку, ее среднюю часть вырезали и опустили на 18мм. В серии, конечно, будет унифицированная поперечина для автомобилей с разными двигателями. Подушки двигателя «волговские», а вот картер сцепления оригинальный. Сцепление тоже «волговское», но с серьезным отличием – нет демпфера на ведомом диске! Американцы применили интересное решение – двухмассовый маховик. Иначе говоря, в маховик встроен демпфер крутильных колебаний двигателя, что безусловно снижает шум и увели-2429На правах рекламы92За рулем 09/2005