144
145
146
147
ВТОРЫЕ РУКИОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ 1950–1960-хможно уехать! Цены почти не зависят от года выпуска, зато очень разнятся по регионам. В крупных городах, где движение любителей старины развивается очень быстро, просят (что отнюдь не значит «получают»!) в 3–5раз дороже, чем в провинции. А там, особенно в южных районах, состояние машин заметно лучше. Не исключено, что придется решиться на дальний ретропробег. Явные достоинства старых авто – простота конструкции и ремонтопригодность. Обратная сторона: трудоемкость обслуживания, которую лишь отчасти уменьшит применение более современных узлов. Скажем, 21точка смазки ГАЗ-21 ждет ваших усилий! Цены на ремонт старого авто вовсе не ниже, а порой выше, чем современного. Даже если найдете машину, не требующую немедленного вмешательства, рано или поздно придется искать литературу, опытных соратников по увлечению и, конечно, запчасти. В магазинах их нет; на рынках встречаются редко. Зато с автомобилем порой отдают детали, из которых впору собрать еще один. Мало ездившей, но долго простоявшей машине почти наверняка понадобятся сальники и манжеты, патрубки системы охлаждения, шины. Но в первую очередь надо оценивать кузов. В отли-ПОЕДЕМ В КАРЕТЕ ПРОШЛОГО?Сергей КанунниковКупить автомобиль за три сотни долларов – и он будет ездить? Конечно, отечественные модели 1950–1960гг. (сегодня самые дешевые) принесут немало забот. Но может, смысл все-таки есть?В МУЗЕЙ? НА ДАЧУ!Говорить о ЗИСах, «чайках» и ЗИМах не будем. Они довольно редки, пользуются особым успехом у богатых коллекционеров, потому – дороги. Да и не для повседневной езды эти громоздкие, прожорливые машины. А вот массовые модели «дожигулевской» эпохи 1950-х – первой половины 1970-х годов вполне доступны. Предложение заметно превышает спрос, и не каждое заслуживает практического интереса. По европейским меркам, такие автомобили уже причисляют к олдтаймерам. В России некоторые тоже старательно воссоздают «волги», «москвичи», «запорожцы» в первозданном виде, но профессиональная реставрация – дело хлопотХорошо сохранившаяся или отреставрированная «Победа» внешне привлекательна. Но для повседневной езды мала обзорность, низка динамика.ное и недешевое. Второй способ вложить в машину побольше – кардинально переделать: современные, иногда даже импортные агрегаты, отделка салона кожей, окраска кузова металликом. Получается нечто, называемое «хот-род» или «кастом». Воссоздают в оригинале или переделывают экземпляры, как правило, для себя, продают редко и просят дорого. Цена 21-й «Волги» доходит до 15 тысяч долларов! Доступней автомобили без серьезных переделок, но не оригинальные. Те, что хорошо сохранились, хотя и приобрели узлы более новых моделей в порядке модернизации.ГДЕ-ТО ЗА ГОРОДОМ, ОЧЕНЬ НЕДОРОГОЦены пожилых, но не раритетных машин невысоки. Попадаются «москвичи» и «запорожцы», владельцы которых, дабы освободить гараж, отдают старичков за 100 и менее долларов. Причем на машине144 За рулем 09/2005 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ 1950–1960-х«Москвич-412» по конструкции – самый современный среди ветеранов. К тому же недорог, да и запчасти найти нетрудно. Прямой потомок довоенного «Опеля-Кадет» – «Москвич-401» стоит очень недорого. Но для ежедневных поездок он не подходит. ЗАЗ-965 в современный поток вписывается с трудом, зато вызывает добрые улыбки.чие от иных деталей кузовные от современных моделей не приладишь. Дефицит – стекла, пластиковые элементы салонов. Если кузов не гнилой, нет чужеродных агрегатов (скажем, импортного мотора или усилителя руля непонятного происхождения) и нащупана возможность разжиться запчастями, можно начинать торг. Он почти наверняка будет успешным.СТАРЫЙ ОЛЕНЬ В НОВОЙ БОРОЗДЕРазумный потолок цены «Победы» – 2000долларов. Столько просят за очень хорошо сохранившийся или отреставрированный экземпляр. Вполне исправ-ный автомобиль можно купить и гораздо дешевле. Напротив, значительно дороже (от 5000 до 20000долларов) редкие нынче версии с мягкой крышей. Полноприводные ГАЗ-М72 тоже встречаются нечасто. Жить с «Победой» сегодня сложно – мало что подходит от последующих моделей. Лишь двигатель и коробка передач аналогичны тем, что ставили на ГАЗ (УАЗ)-69. Впрочем, немало машин хозяева успели оснастить «волговскими» моторами и подвесками. «Волга» ГАЗ-21 наиболее популярна среди любителей старины. Машин еще очень много, цены зависят не только и нестолько от состояния, сколько от аппетитов продавцов. Нормальный, не гнилой, на ходу автомобиль можно сторговать за тысячу-две долларов (а просят порой в три-пять раз больше!). За универсал ГАЗ22, как правило, – от 5000долларов. Неудивительно, их сохранилось немного: в частном пользовании машин почти не было, а государственные, как известно, безжалостно отправляли на свалку. Запчастей для старой «Волги» по гаражам лежит еще очень много. Появились даже конторы, занимающиеся куплейпродажей, а заодно реставрацией деталей ГАЗ-21. На «Волгу» многое подходит от других горьковских машин и УАЗов. СкаЗа рулем 09/2005 145 ВТОРЫЕ РУКИОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ 1950–1960-хлей не сыскать. Машинка узкая, тесная и неустойчивая. Симпатичный раритет хорош лишь для нескольких неспешных выездов в год – на парады ровесников. «Москвичей» моделей 402, 407 и 403 в продаже немало. За 300–500долларов реально подобрать приличный. Моторы часто от младшего брата, 408-го: в свое время выпускали специальную модификацию и комплект деталей для переделки. Кузовные детали еще вполне можно найти, причем недорого. Ведь «москвичи», в отличие от «Волги», у старьевщиков не столь популярны. Многие детали подвески, тормозов подходят от моделей 408 и 412. Универсалы «Москвич-423» и 424, а также полноприводные 410, 410Н и 411 редки. Последние три надо выбирать особенно внимательно: раздаточные коробки почти всегда неисправны! «Москвичи-408» и 412 в среднем даже дешевле 402-х–407-х. Но приличных машин относительно немного: большей частью ржавые или просто гнилые. Их молодость пришлась на эпоху, когда ездить стали больше, причем круглый год. Зато запчастей пока много, ведь в Ижевске «москвичи-412» делали до 1990-х.«КОРАБЛЬ» ПРЕЗИДЕНТАУвлечение отечественной ретротехникой коснулось даже президента России. 8 мая 2005 года В.В. Путин и президент США Д. Буш позировали вГАЗ-21. Судя по всему, машина сильно переделана. Некоторые издания утверждали, что на президентской «Волге» даже автоматическая коробка передач, но внешность автомобиль сохранил оригинальную.жем, амортизаторы – от ГАЗ-24. Уазовский двигатель 2,45л отличался, по сути, лишь навесным оборудованием. Установка моторов семейств ЗМЗ-24 и ЗМЗ-402 и четырехступенчатых коробок передач требует довольно серьезных переделок, в частности, крепления двигателя, системы охлаждения. Некоторые 21-е – уже с передними подвесками и задними мостами от ГАЗ-24. Часть машин оборудовали усилителями тормозов. Для ежедневной езды «опция» отнюдь не бесполезная. Приобретая запчасти для ГАЗ-21, не забывайте: за полтора десятилетия производства машину неоднократно модернизировали. Например, в 1950-х электрооборудование «Волги» было с «массой» на «плюсе», до 1962-го ставили рычажные амортизаторы. Крылья машин последнего поколения (1962–1970 гг.) подходят к ранним лишь с доделками.«Москвичи» от 402-го до 407-го вдали от столиц в хороших руках продолжают служить верой и правдой.Фото ИТАР-ТАССНемного о ГАЗ-69 и 69А. Машин мало, большинство пало на свалках при автобазах. Многие обрели мосты, а иногда иные агрегаты от УАЗ-469. Немало экземпляров с самодельным жестким верхом, иногда аляповатым, порой – вполне приличным. Большинство «козликов» – недороги, но искать лучше подальше от столиц.ДЕШЕВЫЕ МОИ «МОСКВИЧИ»За «Москвич-401» в первозданном, идеальном состоянии просят до 5000долларов! Но нормальный автомобиль можно купить раз в 15 дешевле. На большинстве 400-х и 401-х – двигатели, коробки передач и подвески 408-х, иногда даже 412-х. Но хоть с родными, хоть с более свежими агрегатами, первые «москвичи» для ежедневной езды малопригодны. Кузов обычно варен-переварен, а дета-ОТ «ГОРБАТОГО» ДО «МЫЛЬНИЦЫ»Чтобы купить аутентичный ЗАЗ-965, достаточно иногда и 300долларов, хотя просят до 2000. «Горбатые» продают, как146 За рулем 09/2005 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ 1950–1960-х ОБЩИЕ МЕСТАКонечно, ездить на раритете лучше только летом. Тяжелый пуск двигателя (кстати, многие моторы всю жизнь работали на воде, под «Тосол» понадобится тщательная переборка системы охлаждения), слабенькие печки в сочетании со щелястыми салонами удовольствия от езды зимой не доставят. Да и шины подобрать нелегко. Но главное, конечно, коррозия: старый металл стоит беречь от снега и соли. Обзорность, разгон, тормоза современным ритмам не соответствуют. Органы управления – тяжеловаты. Машины проявят свои лучшие качества лишь в неспешных летних поездках по шоссе на дачу, на природу. Проходимость машин с немощными, но тяговитыми моторами, большим дорожным просветом – очень недурна. Старый, но ухоженный автомобиль, как правило, вызывает доброе отношение окружающих, даже инспекторов ГИБДД. А еще… Поверьте, езда в «каретах прошлого» иногда просто приятна. Впрочем, это аргумент эмоциональный и, конечно, субъективный.На правах рекламыДобротно отремонтированный ГАЗ-69 и сегодня способен радовать охотников и рыболовов.ЦЕНЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ ПРОШЛЫХ ЛЕТМодель (годы выпуска)Цена, $ «Победа» ГАЗ-М20/М20В (1946–1958)150–2000 «Волга» ГАЗ-21 (1956–1970)300–7000 «Волга» ГАЗ-22 (1962–1970)1000–9000 ГАЗ/УАЗ-69/69А (1952–1972)700–3000 «Москвич-400/401» (1947–1956)100–1500 «Москвич-402/407/403» (1956–1964)100–2000 «Москвич-408/412» (1964–1976)150–1500 «Запорожец» ЗАЗ-965 (1960–1969)250–1600 «Запорожец» ЗАЗ-966/968 (1966–1994)100–700правило, ухоженные или хорошо отремонтированные. Благодаря преемственности моделей ЗАЗ запчасти, за исключением кузовных, достать нетрудно. ЗАЗ-966 и 968 в среднем дешевле «горбатого». Много запущенных, совсем гнилых машин, часто предлагают так называемые «дачные» – без документов. На фоне низких цен на сами автомобили ремонт, особенно кузовной, может оказаться неоправданно дорогим.За рулем 09/2005 147