184
185
186
188
РЕМОНТ И СЕРВИСВСПЛЫВАЕМСПАСИ И СОХРАНИАндрей Сидоров. Фото: Александр Батыру, Александр КульневУтонувший автомобиль – не такая уж редкость. То наводнение смоет десяток-другой машин в речку, то «упустит» под лед любитель зимней рыбалки, а иной лихач, не рассчитав, просто нырнет с набережной. Можно, конечно, плюнуть на «железо» и благодарить Бога, что сам жив остался, а если имущество было застраховано, то и вовсе переживать не о чем. Однако жалко хоронить машину на дне – нельзя ли ее как-нибудь вызволить? Итак, выбрались на берег, отдышались, сняли стресс. Пора бы и добро спа-сать, только как это сделать, не прибегая к помощи водолазов, подъемного крана и прочим дорогостоящим способам? Опробованный нами метод не нов – еще Архимед обратил внимание, что «всякое тело» в воде весит гораздо меньше, чем на берегу. Автомобиль – не исключение. Для операции по подъему малолитражки класса «жигулей» понадобятся три камеры от колес грузовика, для «уазика» – пять-шесть (удобнее размером 260х508 – их и найти легче, и работать с ними удобнее), подходящий шланг для накачки, например, «кисло-родный», несколько тройников, компрессор, аккумуляторная батарея и какое-нибудь плавсредство. Не повредят маска, ласты, трубка – придется нырять. Первым делом подготовим арсенал: из медной трубки подходящего диаметра спаяем тройники; вывернув золотники, выжмем воздух из камер и стянем эти рулеты веревочкой, чтобы не набирали раньше времени воздуха, – иначе сними не нырнешь. Кусками шланга через тройники соединяем камеры в гирлянду, затыкаем свободный конец пробкой, привязыва-184 За рулем 09/2005 Чтобы суметь погрузиться вместе с камерами, из них нужно выдавить весь воздух и компактно зафиксировать.Камеры соединяем в гирлянды тройниками и кусочками шлангов. К свободному концу шланга привязываем поплавок (пластиковую бутылку) и закладываем камеры в кузов «утопленника».ем к нему поплавок, грузим эту снасть влодку, туда же аккумулятор и компрессор и берем курс к месту погружения. Обнаружив «утопленника», сбрасываем камеры за борт (они не утонут, да и поплавок на всякий случай есть) и обследуем положение автомобиля на дне. Если он на колесах – считайте, повезло: остается нырнуть, открыть дверь (лучше переднюю), засунуть в салон камеры (две – на передние сиденья, одну – на заднее) и снять с них веревочные бандажи. На этом этапе спешить не следует. Лучше сделать несколько погружений – расправить поПоказалась крыша – достаточно, можно привязывать буксирный трос. РЕМОНТ И СЕРВИСВСПЛЫВАЕМвозможности камеры в салоне, закрыть двери, а шланг вывести через окно. Положение машины вверх колесами менее удобно, но не принципиально. Достоинство предлагаемого способа подъема в том, что всплывет она все равно крышей вверх. Теперь пора забраться в лодку, подключить к плавающему концу шланга компрессор и «продуть балласт». Учтите, что наполнение под водой трех зиловских камер «Мустангом» отнимет теоретически около десяти минут, но реально потребуется около получаса. Через три-четыре минуты дайте ком-Нашей «Оде» с лихвой хватило трех камер, УАЗу – шести (две снаружи привязали к бамперу).Несмотря на внушительную массу УАЗа, сним легко справляется весельный буксир. Не пытайтесь вытащить автомобиль на берег одним махом – в нем еще около двух тонн воды. Лучше открыть двери или подождать, пока вода стечет через зазоры.Дело пойдет быстрее, если машину тянуть сберега.прессору остыть. Если их два – поочередно меняем по мере нагрева. Здесь тоже торопиться не следует. Лучше, если ныряльщик время от времени будет контролировать ход процесса. Машина всплывает медленно, и если форсировать событие чрезмерной накачкой баллонов, недолго выдавить уцелевшие стекла. А затрат на приведение машины в порядок и без того хватит. Наша задача – не только спасти машину, но и по возможности избежать дополнительных повреждений. Как только из воды показалась крыша или ее краешек, выключаем компрессор и затыкаем шланг (в качестве пробки удобно использовать свечу зажигания). Можно, конечно, зарядить вкузов и пять-шесть камер, заставив его всплыть чуть ли не полностью, но кроме зрелищности пользы от этого ни- РЕМОНТ И СЕРВИСВСПЛЫВАЕМПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО«Знаешь, как выбраться наружу из тонущей машины? Как только машина коснулась воды, нужно быстро открыть окно, отстегнуть ремень и ждать, пока она наполнится водой. Только тогда, задержав дыхание, ты сможешь выбраться!» Так, ссылаясь на «Энциклопедию выживания в экстремальных ситуациях», утверждает известный производитель мужского дезодоранта в своей рекламе. Мы, конечно, за достоверность рекламной информации ответственности не несем, о чем предупреждаем вас в каждом номере журнала. Однако реклама – крупно и на видном месте, а предупреждение – мелко ив самом конце – не всякий разглядит. Это небольшое отступление от основной темы материала – подъема автомобиля со дна водоема – вызвано тем, что три года назад мы провели натурный, без всяких натяжек эксперимент – падение автомобиля в воду (см. ЗР, 2002, № 10). И наш алгоритм спасения из тонущей машины несколько отличается от «энциклопедического». Машина, конечно, вещь дорогая, но жизнь дороже, поэтому еще раз напомним «правила поведения на воде». Так вот, «как только автомобиль коснулся воды», ваша основная задача – уцелеть в этот момент! На практике «касание» воды, если только машину не опускают подъемным краном, – это сильный удар. (Кто падал на воду животом – знает!) Еще в полете к удару следует, насколько возможно, подготовиться – на-клониться на соседнее сиденье, ближе к панели приборов, и прикрыть голову руками. Ветровое стекло под напором воды, скорее всего, вломится внутрь и если повстречает на своем пути вашу голову – вынимать автомобиль будут безутешные наследники. То же относится к переднему пассажиру, его задача – залечь рядом с вами. Допустим, это удалось: автомобиль плавает, медленно набирая воду и увеличивая дифферент на нос, а вы в сознании. У вас в запасе около двух минут, пока машина окончательно не скроется под водой. Сидеть и ждать, когда вода подступит к стеклам, нельзя – немедленно откройте, а не получится – разбейте ударом локтя стекло, выбирайтесь из машины иплывите к берегу. То же касается и пассажиров. Пытаться открыть дверь, пока машина не заполнилась водой, – дело безнадежное. Если уж не удалось выбраться в окно (не открывается или покрытое пленкой стекло не бьется, а ветровое при ударе о воду устояло), у вас остается последний шанс – пока автомобиль на плаву, глубоким дыханием вентилируйте легкие (это позволит вам лишних несколько секунд обойтись без воздуха), а когда вода заполнит почти весь салон, отоприте дверь и, удерживая замок в открытом состоянии, давите на нее непрерывно, что есть силы. Знакомого щелчка не будет, поэтому не оторвите сгоряча рычажок. Через несколько секунд дверь плавно откроется – всплывайте!Не стремитесь к максимальному всплытию – раздувшись, баллоны могут легко выдавить уцелевшие стекла.какой. Достаточно оторвать машину от дна водоема и придать ей хотя бы минимальную плавучесть. Теперь дело за малым – привязать к задней проушине веревку и отбуксировать автомобиль к берегу. К задней потому, что корма в силу своей легкостивсплывет выше и машину удастся подтащить ближе. Дело пойдет быстрее, если веревка достаточно длинна, чтобы тянуть машину прямо с берега. Едва колеса коснутся грунта, появится соблазн выдернуть «субмарину» на сушу каким-нибудь грузовиком. Не взду-майте – в кузове пара тонн воды, обладающих соответствующей инерцией. Правильно будет медленно подтянуть машину ручной или электрической лебедкой, открыть двери или подождать, пока вода сама стечет через зазоры, и лишь потом вытаскивать окончательно.188 За рулем 09/2005