26
27
28
30
РЕПОРТАЖДОРОГОЙ МЕЧТЫС КОЛЕС – В НЕБОПЕРВЫЙ ПОЛЕТВ пять утра в июне уже светло, и стало понятно, что дождливый фронт наконецто отступил. Времени на завтрак нет – да и где позавтракаешь в провинциальном городке в такую рань? Прыгаем в автомобиль – и через десять минут мы на аэродроме. Сюда со всех концов Великих Лук уже стягиваются машины с пилотами, наблюдателями, обслуживающим персоналом и просто любопытствующими. Исполненные значительности, прибывают автомобили с воздушными шарами, ведь здесь все сегодня крутится ради них и их хозяев… Причем машины самые разные – от народных «буханок» и «газелей» до франтоватых японских и американских вседорожников. Пока техники готовят аэростаты, а пилоты проходят инструктаж и получают задания, потенциальные пассажиры пытаются напроситься в полет. Директор соревнований Валера Латыпов сегодня добрый (наконец-то летная погода установилась!) и всех без исключения счастливчиков, исхитрившихся оказаться на поле, распределяет по корзинам. Воистину, «кто рано встает, тому... тому ив полет», вот! Сегодня пилотам предстоит выполнить три задачи: пролететь за отведенное время минимальное расстояние, потом сделать в воздухе кру-Игорь Моржаретто. Фото авторатой поворот на 90 градусов, а затем «промчаться» (средняя скорость 5–7км/ч) еще несколько километров до выбранной цели. Сделать это непросто, ведь тепловой аэростат формально – неуправляемый летательный аппарат; пилот может лишь поднимать его или опускаться ниже в поисках попутного ветра… Но это все теория. На практике же яс большим трудом забираюсь в плетеную открытую корзину размером метр на метр; кроме пилота Анатолия Щугорева, в ней как-то поместились еще его сын Коля, пилот-стажер и четыре немаленьких баллона с газом. Взлетели и довольно быстро поднимаемся вверх. Рядом потрескивает циферками какой-то прибор: ого, а высота, оказывается, уже больше 500метров! Внизу медленно проплывают дома, петляет быстрая речка Ло-26За рулем 09/2005 Средство для транспортировки оборудования у каждого свое. Шар наполняется воздухом и сейчас устремится в небо. Надежная газовая горелка, четыре полных баллона – и часа три свободного полета обеспечены. Можно улететь километров за 30…вать, а рядом повисли еще три десятка разноцветных шаров! Хочется петь что-то про русское раздолье или просто кричать на всю Ивановскую, но помешаешь пилоту – выполнение каждой задачи он должен отметить маркером (бросить в условное место цветную ленту с грузиком). После приземления все ленты придется собрать, чтобы предъявить судье – наблюдателю. Для экипажа аэростата «Татнефть» я оказался неслишком счастливым талисманом – первый маркер угодил в болото, второй – в речку, а третий завис на верхушке высоченной сосны… Два часа управляемого полета – и воздушный шар плавно приземляется в назначенном месте. Изумрудно-зеленое поле, если смотреть на него с высоты, расчерчено странными узорами, кругами и линиями. А вот вблизи оказывается, что после нескольких дней непрерывных дождей оно превратилось в сущееболото! Но мы мужественно выпрыгиваем в высокую мокрую траву и тащим подвисшую в воздухе корзину к краю поля – куда может проехать наша «Газель». Тем, у кого полноприводные машины, легче, но в этом сезоне и они, бывает, садятся на брюхо; чтобы их вытаскивать, в аэропорту под парами стоит гусеничный тягач… Потом оболочку кладут на бок – она долго колышется, напоминая огромного дышащего кита, вдруг заду-мавшего вылезти на сушу. Еще полчаса – шар сложен по всем правилам науки и вместе с корзиной и прочим оборудованием занял свое место в кузове «Газели». А мы вместе с наблюдателем отправляемся на сбор маркеров. Первый в течение получаса пришлось сбивать с ветки палками, за вторым – нырять в холодную грязную речку (увы, его так и не нашли), а третий искали в болоте, перескакивая с кочки на кочку. Но все-таки команда уложиЗа рулем 09/200527 РЕПОРТАЖДОРОГОЙ МЕЧТЫНад Великими Луками летали 30 шаров. Красота! А как выглядят 2000?..Гусеничный тягач и трактор поджидают своего часа. Вдруг кто-то из аэронавтов сядет в непролазную грязь? Такое случается каждый день…Мягкая посадка… на болото.лась в отведенное время (на поиски маркеров отводится пять часов), и даже осталось еще на обед и короткий сон. Ведь в семь вечера надо быть снова в аэропорту – всех собирают на брифинг перед вечерними полетами. На сон остается совсем мало – дватри часа, и снова в воздух… И так все десять дней, пока в Великих Луках проходит ежегодная международная встреча воздухоплавателей (она же – открытый российский чемпионат).ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕМежду прочим, воздухоплавание сегодня – один из самых модных видов спорта во всех развитых странах. И при этом – массовый! В США, к примеру, зарегистрировано около 100 тысяч аэростатов, на соревнования собирается одновременно до 2тысяч участников! (Можно только представить, какая это красота – одновременный старт такого множества шаров!) У нас на всю необъятную страну – 50 воздушных шаров ичеловек сто лицензированных пилотов. Почему так мало – долго объяснять не надо. Аэростат со всем необходимым оборудованием (корзина, газовая горелка с баллонами, система навигации и т.д.) стоит примерно 20тыс.долл.. Для его перевозки надо, естественно, иметь подходящее транспортное средство. Многие компании, учитывая моду на воздухоплавание, предлагают специальные модификации автомобилей – с грузо-вым отсеком, двойной кабиной и полным приводом. Ведь шар может приземлиться где угодно (в наших условиях – норовит непременно в болоте). Мечта любого отечественного воздухоплавателя – свой пикап. Увы, и это удовольствие недешевое: на 30 участников в Великих Луках был один такой – «Додж-Дакота» у московской команды «Ярило». Остальные приспосабливали все, чем богаты – от «просто джипов» до «Газели» с двойной пассажирской28За рулем 09/2005 РЕПОРТАЖДОРОГОЙ МЕЧТЫНо несмотря на все проблемы и препоны, шары летают уже в Москве и Сыктывкаре, Перми и Пскове, Татарстане…кабиной. Но в крайнем случае тот, кто сумел добраться до Великих Лук, мог в местном аэропорту арендовать для соревнований специально оборудованный «уазик-буханку». Всилуфинансовыхпричин большаячастьшаровпринадлежитвРоссиикрупнымкомпаниям,которыесодержаткомандыврекламныхцелях.Не менеесложнополучитьразрешениенаполеты.Кпримеру, втехжеВеликихЛукахутренниеполетыдолжныбылиобязательнозаканчиватьсякдевятичасам–потом,может быть,наднефтепроводом начнетработатьвертолет… А,может,иненачнет,нополетышаровлучшезапретить. Илицензиюпилотаполучить непросто–вРоссииэтовозможнотолькос18лет.Аво многихстранахвозрастной цензкудамягче,тамлетать можноужев14.Недоверие разныхоргановотражаетсяи наколичествеиностранцев:в Луках,кпримеру,ихбыловсеготрое–американец,голландецивенгр.АЭРОНАВТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯБывший военный летчик, а ныне энергетик из Альметьевска Анатолий Щугорев пытался сначала летать на спортивных самолетах, потом переключился на аэростат. Благо спонсор нашелся – компания «Татнефть». Правда, всех расходов по участию в соревнованиях она не покрывает (спасибо, хоть часть оплачивает!), приходится выкраивать из собственных средств, но небо того стоит… А Виктор Горобец из Москвы, несмотря на возраст (ему немного за 50), – самый молодой по стажу пилот: меньше сотни часов налета. Как-то раз увидел полет воздушных шаров, сам поднялся в небо на аэростате – и все. Благо денег он уже успел заработать, поэтому решил – пора их тратить. Заказал воздушный шар, прошел семь кругов ада по его оформлению, окончил курсы подготовки – и теперь знай себе «оттопыривается по полной программе» (выра-Чем мы хуже победителей этапа формулы 1?жение самого пилота). У 20летнего американца Ника Доннера таких проблем, видимо, не было – он уже налетал под тысячу часов, завоевал у себя на родине чемпионский титул да и разъезжает по соревнованиям! В Россию? Классно!.. Иностранцы в Великих Луках – редкие птицы. Но если уж залетают сюда, то прикипают душой. Бывший пилот «Люфтганзы», а ныне один из самых именитых в мире аэронавтов голландец Матайс де Брюин впервые попал сюда лет десять назад. Мудрому голландцу очень нравятся русские люди, их простота искромность, женщины, одетые в юбки, а не джинсы… – Однажды перед штабом соревнований пилот и спортивный наблюдатель (судья – И.М.) громко спорили, – вспоминает де Брюин. – Я заволновался и спросил, не должны ли мы вмешаться. Мой друг ответил: «Не беспокойтесь, они либо убьют друг друга, либо пойдут и выпьют водки. Последнее более вероятно». Он оказался прав… …Я не знаю, придется ли мне еще раз когда-нибудь подняться в небо на воздушном шаре. Но даже смотреть на их полет с земли можно бесконечно. И – мечтать...30За рулем 09/2005