226
227
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК СВЕЧИгоряча! Све чи так и называют: «холодные», «норма льные», «горячие» – подразумевая их поведение на конкретном двигателе. Почему так важны эти характерис тики? Требования к све че противоре чивы. Чтобы на юбке не скапливался нагар (особенно при ма лой нагрузке двиг ателя), ее температура должна быть выше 400–500°С. Это обеспе чивает самоочис тку теплового конуса. Но нагрев выше 1000°С долж ен быть исключен даж е при максимальной нагру зке. Это грозит калильным зажиганием, при котором смесь в цилиндре воспламеняетс я от горячих точек камеры сгорания раньше, чем от искры в све че. «Под жигателями» час то бывают перегретые электроды све чи – особенно центра льный, ох лаждение которого наиболее за труднено. Пос ледствия ка лильного зажиг ания порой очень тяжелые – до оплавления и прогара днищ поршней. Свеча 2 – обычно шта тная, выбранна я заводом – изготовите лем двиг ателя, д ля него оптимальна. Для напряженных условий работы иног да полезно заменять такую све чу на более холодную (пример – автоспорт) или горячую ( длительная езда с ма лыми нагрузками, эксплу атация морозной зимой и т.д.). Свеча 3д ля этого двиг ателя горяча. С такою двиг атель мож ет выда ть повышенную мощность лишь считанные секунды – происходит перегрев. Крутой подъем белой линии выше 1100°С показывает развитие ка лильного зажиг ания – мощнос тьАдово пламя«Последняя инстанция» в системе зажигания – свеча. Ее работу изучал Геннадий Непряжин.Крепко дос тается све чам ав томобильного двиг ателя – то холодно им, то жарко, то мокро – так иж ди беды. Если свечи не годны д ля мотора, очень скоро он мож ет потребова ть дорогого ремонта. Поэтому чаще интересуйтесь состоянием свечей! Обычно эту необходимость подсказывает мотор. Если он снизил мощность, работает неровно, х уже заводится, первым делом проверяют све чи. Коне чно, неполадки в сис теме питания мог ут проявляться так же, но логичней начинать с более простого. На ав томобиле, у которого пропуски вспышек не регис трируются контроллером, заметить их на ходу нелегко, поэтому при необъяснимо выросшем расходе топлива, вялости машины и т.п. вна чале проверяем све чи. А вот на минимальных оборотах холос того хода пропуски вспышек почувс твовать легко. Ритм работы хорошо с лышен у среза выхлопной тру бы. Попроб уем расс уждать логически. Допус тим, 16-клапанный двигатель ВАЗ-21124 с контроллером «Бош М7.9.7» и индивиду альными ка тушками на све чах четко «троит»: ...2-1-3...2-1-3... Почему не работает четвертый цилиндр? Самодиагностика машины регис трируетпропуски вспышек – и только, а при чины может не зна ть. О тказала све ча? Не исключено. Но мож ет обгореть клапан, отказать форс унка, ка тушка зажиг ания, низковольтная часть системы до катушки и т.д. А ес ли двигатель не «троит», потряхивает хаоти чно? Час то так сказываетс я именно нестабильность искры, хотя бы на одной све че. Но опять- таки возможны иные при чины. Например, компрессия в цилиндрах снижена. Не спи – замерзнешь! Д ля све чи это очень верно. Увы, о температурных характеристиках свечей некоторые и не с лыхивали. Взгляните на график: чем больше отдаваемая мотором мощнос ть, тем горячей тепловой конус (юбка) све чи, из которой выс тупает центра льный электрод. Мы показа ли три возможных характеристики. Нижняя 1 соответствует свече, которая даже при полной мощности двигателя нагреваетс я неохотно – д ля него она холодна. Ес ли бы све чу А17ДВР М мотора ВАЗ-2111 можно было пос тавить на ма ломощный пос левоенный «Москвич», ее нагрев оказа лся бы недос таточным. Но эта же свеча в спортивном двигателе будет перегреваться – д ля него онаНаиболее распространенная конструкция свечи: 1 – контактная головка (обычно это гайка, которую можно отвернуть, на свечах некоторых фирм головка несъемная); 2 – керамический изолятор (часто его поверхность делают «гофрированной», что уменьшает утечки тока); 3 – стальной корпус с шестигранником под ключ (есть разные типоразмеры, на рисунке – 16 мм); 4 – канавка, компенсирующая различные термические деформации деталей свечи при нагреве; 5 – токопровод ящий стеклогерметик; 6 – уплотнительное кольцо (ес ть свечи и без него, с конической уплотняющей поверхностью. Моменты затяжки разные – они всегда указаны в руководстве по эксплуатации машины); 7 – резьбовая часть (в маркировках отечественных свечей первая буква А означает резьбу М14х1,25. Буква Д после калильного числа – «длинную» резьбовую часть, то есть 19 мм); 8 – центральный электрод (у многих свечей нынче он композитный – основной стержень из меди, а его конец, выс тупающий в камеру сгорания, – из термос тойкого материала. Это придает свече максимальную термоэластичность – более широкий температурный диапазон применения); 9 – юбка изолятора; 10 – боковой электрод, приваренный к корпусу.Температурный диапазон свечи: 1 – свеча зажигания, температуры которой при работе на выбранном двигателе низкие – «холодная»; 2 – свеча, оптимальная для двигателя; 3 – «горячая» свеча.226 За рулем 12/2007 Рабочая часть одной из свечей Bosсh FR7DPX стонким центральным электродом из платины. Он не выступает за поверхность изолятора, омываемая газами поверхность очень мала, поэтому и нагревается электрод не больше юбки изолятора. В отношении калильного зажигания такая свеча безопасна. А благодаря высокой напряженности электрического поля близ компактного электрода свеча отличается стабильным искрообразованием. Эти свечи, конечно, дороже обычных, но служат дольше.двигателя падает и он начинает разрушаться. Насколько же купленная свеча холодна (горяча) для двигателя? Вся теплота, получаемая ею из камеры сгорания, даже на тяжелых режимах, должна отводиться системой охлаждения. Тогда не будет перегрева. Но и переохлаждаться на легких режимах она не должна, иначе будет обрастать нагаром – и откажет. Тут важно все: размеры и форма юбки изолятора и электродов, свойства материалов, момент затяжки свечи, состояние уплотнительной прокладки и т.д. Фирмы – изготовители свечей исследуют их характеристики на специальных установках и определяют так называемые калильные числа, фигурирующие вобозначениях. Они помогают ориентироваться при покупке. Так, у отечественных свечей с резьбой М14х1,25, которой соответствует первая буква Ав обозначении, сразу за ней следует калильное число. Для моторов ВАЗ это обычно 17. Более холодные свечи российского производства обозначены числами 20, 23, 26. Асвечи с обозначениями 14, 11, 10 и т.д. более горячие. У других фирм маркировка иная – причем у каждой своя. На упаковке свечи фирма обычно указывает автомобили, на которые рассчитано изделие.А что с переходными режимами? Вопрос довольно сложный. Показанные на графике кривые относятся к прогретому двигателю на установившихся режимах. Но представьте картину в цилиндре сразу после пуска в мороз! Двигатель нагревается медленно, холодная головка блока отбирает у свечей тепло – и они долго не могут добраться до режима самоочистки. Атут еще и лишнее («пусковое») топливо в цилиндрах! Юбка изолятора и электроды покрываются влажным нагаром с большим содержанием углерода – такой «шунт» создает условия для утечки тока высокого напряжения с центрального электрода на «массу». Часто в этом виноват хозяин. Не следует в мороз долго греть мотор на холостом ходу. Толку от этого мало, а свечи, не успев прогреться, покрываются нагаром. Лучше тронуться в путь ис умеренной нагрузкой прогревать мотор – дело пойдет быстрей. Вот в этих условиях может оправдать себя замена свечей на более горячие. Они быстрей выходят на режим самоочистки. А так как зимой водитель редкоиспользует полную мощность двигателя, риск нарваться на «калилку» невелик. Поиграем с зазорами? Рабочая смесь в цилиндре воспламеняется тем надежней, чем выше мощность искры. Неспроста по мере развития систем зажиганиянаращиваются их возможности, напряжение на свечах достигает 30 киловольт и выше, а рекомендуемые зазоры междуэлектродами – до миллиметра и больше. Но в жизни случается всякое. Полезно знать, что, если по какой-то причине напряжение, поступающее на свечу, несколько занижено и она начала работать с перебоями, можно немного уменьшить зазор. Например, с 1 до 0,8 мм. Правда, это обернется небольшим понижением мощности двигателя (по сравнению с исправным, конечно!), чего многие даже не заметят. Любопытно, что при зазоре 0,4–0,5 мм и меньше двигатель порой работает с перебоями, хотя искра строчит как пулемет. В чем причина? Оказывается, при слишком низкой энергии искры само воспламенение смеси в цилиндре становится нестабильным. Длительную работу свечей сопровождает электроэрозия – выгорание электродов. Вовремя их меняйте Стоит ли скаредничать, если любых в продаже хватает!На правах рекламы