134
135
ЭКОНОМИКАПЕРЕХОДИМ НА ЕВРО IIIСпрос на экологиюПервого января 2008 года российское автомобильное сообщество переходит на новую экологическую ступень: выпускаемые машины должны соответствовать Евро III. Насколько страна готова к новым экостандартам, разузнал Андрей Морозов.Переход ав томобильной и топливной промышленности на нормы Евро II шел со скрипом, болезненно и долго. Их, кс тати, ввели на Западе в 1995 году, у нас – с апреля 2006-го. А нормы Евро III, которые на чнут действовать с будущего года, приняты в Европе с 1998-го. На с егодняшний день вс е производимые в России ав томобили форма льно соответствуют стандарту Евро II. Как и топливо, которым мы заправляем машины. Но – увы! – соответс твие это именно форма льное. Шутка бюрокра тии в том, что до сих пор не существует государственных норм, которые рег улировали бы соответс твие как двиг ателей, так и топлива еврос тандартам! Хоть «в торым», хоть «третьим». Существует техни ческий рег ламент «О требованиях к выбросам ав томобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) вещес тв». А вот с тандартов, каким должно быть топливо, чтобы выбросы были экологи чными, – нет. Получается, что к переходу на нормы Евро III не готовы в первую очередь государственные орг аны, призванные контролировать экологические параметры топлива и самих автомобилей.ЗЕЛЕНОЕ ТОПЛИВОУ производителей бензина теорети чески в запасе еще год. Минпромэнерго внесло в правительс тво проект технического регламента, согласно которому с1 января 2009 года в стране будет запрещено выпускать бензин ниж ес тандарта Евро III. Тем самым все российские НПЗ обяж ут значительно снизить содерж ание с еры в ав томобильном топливе: в бензине с 500 до 150 ppm, а в дизтопливе с 500 до 350 ppm.Более высокие евростандарты восприняты нефтепереработчиками, мягко говоря, без энтузиазма. Ведь многие компании уже частично перешли на выпуск топлива, соответствующего Евро III и даж е Евро IV, но спроса на него почти нет. Поэтому вс я продукция продаетс я лишь в Москве или вовсе уходит на экспорт. За то основна я масса производимого в России топлива еле-еле дотягивает до Евро II. В Российском топливном союзе нам привели пример ЛУКОЙЛа, который в духе времени модернизирова л Пермский НПЗ. Однако хороший спрос на пермский бензин и «евросолярку» (они дорож е на 1–2 ру бля за литр) у далось обнару жить... лишь в Европе. Кс тати, Китай ис траны Центральной Азии су довольствием покупают только наш «обычный» бензин, далекий от евронорм.АВТОЗАВОДЫ ГОТОВЫ. И ЦЕНЫ…Не менее с ерьезные проблемы вс тают и перед оте чественными производите лями автомобилей. Специа листы полаг ают, что переход со с тандарта Евро II на более строгий третий дорого обойдетс я потребителям. – У дорожание оте чественных ав томобилей при переходе на Евро III составит от134 За рулем 12/2007 500 до 3000 долларов в зависимости от мощности и типа двигателя, – считает директор по связям с общественностью «Группы ГАЗ» Владимир Торин. – Обязательное введение стандарта Евро III в крупных городах вполне оправданно, тогда как в сельском хозяйстве, в армии или на дальних трассах совсем необязательно использовать дорогие автомобили. Но в любом случае ГАЗ с1 января будет работать только по новым нормам. Тогда же узнаем и новые цены на «волги» и «газели»... Из-за перехода на новый экологический стандарт все коммерческие автомобили УАЗ (грузовые, грузопассажирские и микроавтобусы) с 1 октября 2007 года стали на 5 тыс. руб. дороже. Повышение цены компания проведет поэтапно до января 2008 года; в общей сложности УАЗы подорожают на 10–20 тыс. руб. АВТОВАЗ планирует объединить две модели – «пятерку» и «семерку» – в одну, под названием «Лада-Классика» (впрочем, их и сейчас трудно различить). Это связано как раз с введением Евро III. Обещают, что «европятерки» пойдут по конвейеру уже с декабря 2007-го. Понятно, что обновленная «Лада-Классика» будет дороже исходной модели, но насколько конкретно, в Тольятти пока не знают (или не говорят). По мнению аналитиков, «запас» укомпании очень небольшой. Сейчас «пятерка» стоит от 140 тыс. руб., но верхний предел цены на эту и подобные модели – 150–155 тыс. рублей. Будет дороже – резко упадет спрос. Вынуждены перестраиваться ив Ижевске. В начале октября там вся «классика» прошла сертификацию по новому экостандарту. В конце октября на «Иж-Авто» выпустили опытную партию автомобилей ВАЗ-2104 и ИЖ-27175, соответствующих Евро III. Полный перевод «отечественной линейки» на новый стандарт произойдет 1января. Кроме того, согласованы графи-ки поставки комплектов «КИА-Спектра», соответствующих Евро III (с декабря). «КИА-Соренто», которые собирают в Ижевске, уже отвечают Евро IV. Производители самых популярных российских иномарок «Рено-Логан» и «Форд-Фокус» не проявляют никаких признаков волнения. Российский «Фокус» изначально комплектуется двигателями, которые соответствуют «третьему» стандарту. А вот моторы российских «логанов» пока выполняют лишь норму ЕвроII. Впрочем, все европейские машины «Дачия» оснащены двигателями Евро III и IV. Теперь такие комплектации пойдут и на наш рынок. Как заверили нас в российском представительстве «Рено», серьезного подорожания «Рено-Логан» не будет. Ждите, мол, января и не волнуйтесь...ОТСРОЧКИ!Между тем, по нашим сведениям, некоторые автопроизводители пытаются добиться отсрочки или требуют, чтобы закон оЕвро III не касался их продукции. Например, это относится к продукции Минского автозавода. – Весь парк выпускаемых дизельных автомобилей не может в один день выйти на современный европейский уровень. Вусловиях низких температур Крайнего Севера дизели Евро III не могут работать, – считает Олег Данилов из компании «Белорусавто». – И снимать с производства дизели Евро II, на освоение которых потрачены значительные средства, экономически нецелесообразно. Нельзя допустить, чтобы ради соблюдения буквы закона пострадали экономические интересы Белоруссии и России, остановились конвейеры на ярославском «Автодизеле» и МАЗе... Спору нет, новые экологические требования – дело жизненно необходимое. Равно как и переход промышленности – топливной и автомобильной – на современные технологии. Вот только даже поверхностный анализ ситуации заставляет усомниться в готовности всей инфраструктуры к технологической революции. Витоге теоретически верное решение правительства может в очередной раз утонуть в различного рода исключениях и дополнениях. Да и вообще, начинать надо было с тщательной подготовки нормативных актов (см. выше), потом переходить к качеству топлива (есть регионы, где практически 100% – суррогат), а параллельно доводить машины. А то ведь будут стоять в одной вонючей пробке рядом и «чистенькие», и «грязненькие»... И что толку?ИЗ ВТОРЫХ – ТРЕТЬИЧтобы из машины, соответствующей нормам Евро II, получить более экологичную, удовлетворяющую стандарту Евро III, нужно модернизировать контроллер управления двигателем, установить второй датчик кислорода (после нейтрализатора, чтобы контролировать его работу), усовершенствовать систему улавливания паров бензина, использовать более эффективный нейтрализатор отработавших газов и т.д.На правах рекламы