336
337
338
АВТОСАЛОНСЕРЫЕ ДИЛЕРЫОттенки серогоТо, что машины покупают у официальных дилеров – объяснимо. Почему рядом с ними вольготно живется неофициальным – «серым», выяснял Александр Добин. Фото: Георгий Садков.БЛЕСК И НИЩЕТАОбилием дилерских центров нынче никого не у дивишь. Каждый мес яц только вс толице их открывают миниму м три. Обычным делом стало построить ав тосалон ценой 20 м лн. долларов. «Мэйд жор», например, недавно отгроха л «дилерскую деревню» на 12 гектарах – кто больше? Дилеры борются с очеред ями на обс луживание ис конкурентами, состязаются в культуре обслуживания клиентов и еж енедельно придумывают акции со скидками размером в цену «Жигулей». Однако при масштабном развитии белого ав тобизнеса ив крупных городах, и тем более в регионах продолж ают работать с ерые дилеры и отлично с ебя чувс твуют. Как им удается конкурировать? которых можно разделить на несколько ка тегорий. Первые не хотят ж дать по нескольку месяцев и готовы перепла чивать – за дефицит. Народ интересуют новинки с езона – «Ниссан-Кашкай» ( до 14 мес яцев ожидания у официального продавца), «Хонда-Сивик» (до 20 месяцев), «Мазда СХ-7» (8 месяцев). Д альше иду т покупатели, желающие сэкономить на престижных марках, которые у серых продавцов дешев ле, потому что везу т из Америки. Таковы новый БМВ- X5, «мерседесы» семейств GL и ML, «Порше-Кайенна», «Субару-Трибека» и «Ауди-R8». Третья группа отоваривается у серых продавцов тем, что в Россию официа льно не пос тавляется. Например, практически весь модельный ряд «Акуры» ( дочерняя компания «Хонды», до $80000), новые «Форд-Мустанг» (от $54 000) и F-150 ($85 000), «Лекс усGX470» ($90 000), «Ниссан-Армада» ($80 000). Напрасно удивляетесь – эксклюзив! Другое де ло, что тре бования к эксплуатации авто в Рос-БЫСТРО, ДЕШЕВО, КРАСИВОНеофициальные продавцы иномарок особых проблем с клиентурой никогда не испытывали. У них свои покупа тели,336 За рулем 12/2007 ответственно ниже и цены. Вовторых, машины покупают у лизинговых компаний и рас таможивают на физических лиц – граждан России – здесь тож е выигрывается нема лая с умма. В-третьих, сниж ению цен на авто способс твует разница в курсе доллара и евро к ру блю. Разница в цене на новые иномаркипремиум-классаубелых и серых достигает 20%. Скажем, серый БМВ-X5 дешевле белого на 10–12 тыс. долларов. Однако если модель в дефиците,тосераяценаоказываетсяна 5–7 тыс. долл. выше. Американская комплектация зачастую беднее европейской или официальной российской, однако покупателей это не останавливает. Не смущает их и отсутствие гарантии. Впрочем, любой белый салон охотно примет на ремонтиТОавтомобилисвоего бренда: это же за деньги.Если в скором времени в России откроютс я официальные салоны «Акура», то сказать спасибо придется серым дилерам. Премиум-«дочка» «Хонды» медленно, но верно осваивает российский рынок.БЕЛЫЕ НА СЕРЫХСкажем сразу: никаких экономических да и юриди ческих форм борьбы сс ерыми дилерами не с уществует. Предс тавительства ав токонцернов вроде бы запрещают использовать а трибутику бренда всем, кроме официа льных дилеров, но сами же признают, что трех лучевую звезду вполне можно заменить с ловами «Мерседес-Бенц». И взятки к серому г ладки. До сих пор в России не было прецедента, когда предс тавительство выиграло суд или хотя бы подало иск на с ерого продавца. Штраф, который присудят последнему пос ле года тяжбы, вряд ли превысит 30–50 тыс. рублей. Для торговца машинами – не деньги. В результа те практи чески все предс тавительства знают тех, кто «в с ерую» торг ует их товаром, но наотрез отказываются упомина ть их названия и говорить о коли честве реализуемых неофициа лами машин. Хотя, по оценкам специалистов, с ерые занимают 20% рынка, но показа тель этот вс е время снижается.сии ив Америке, мягко говоря, разнятся. Ес ли с тоимость адаптации модели для российского рынка с лишком высока, то модель и не предлагают для официальных продаж. Серые дилеры рас торопнее официа лов. Взять, к примеру, «Инфинити». Вс едорожник QX-56 стал колесить по нашим дорогам еще два года назад, хотя его официа льный старт назначили только на конец ноября этого года.«Форд F-150» официально в России никогда не продавался и пока продажи его не планируются. Но на российских дорогах уже довольно много пикапов-«призраков».ЗАОКЕАНСКОЕ ЧУДОПарадоксальная, на первый взгляд, ситу ация – американские машины дешевле для ввоза, чем европейские, даж ес учетом дос тавки. О ткуда экономия? Во-первых, в США налоги на ав томобили ниж е, со-За рулем 12/2007 337 АВТОСАЛОНСЕРЫЕ ДИЛЕРЫся: «Акура», «Бентли», «Бьюик», «Бугатти», «Лотос», «Лянча», «Ровер», «Смарт», «Кадиллак», TVR, продают даже такие раритеты, как «Клене», «Морг ан», «Висманн» и «Циммер». Более того, на сайте компании сказано, что мог ут доставить самую редкостную диковину. Хотите «Порше-Каррера GT3 RS»? Пожалуйста. ляет ряд довольно ж естких требований, включа я концепцию трех «С» – са лон (шоу рум), С ТО и склад запчас тей. Если чего- то из этого списка не хватает, зна чит, это неофициальный дилер. Главная проблема с ерого дилерства – отс утствие г арантийного обс луживания. Не столько того, которое обещают при продаже, а настоящего, обеспеченного заводом-изготовителем. Сэкономив при покупке, в ладельцы новеньких авто мог ут потерять на обс луживании машин за свой с чет, даже когда серые салоны дают гарантию (правда, называетс я она коммерческой ив полтора раза дорож е задекларированных «белых» цен) даж е на больший срок. Умалчивают серые еще об одном аспекте. Пока автомобиль находится в зоне дос ягаемости продавца, проблем с обслуживанием, может, и не возникнет, но в ладелец авто столкнется с ними, когда отправитс яв другой регион. У серых салонов нет развитой с ети дилерских точек, как у официальных. Кроме того, покупателям с ерых машин не приходится расс читывать на устранение неполадок вс лучае отзыва ав томобилей заводом-изготовителем. Серые дилеры – это не только российска я практика. Есть они почти во всех странах мира и активизируютс яв периоды, ког да у бе лых отс утствуют моде ли, популярные на рынке, когда возрастает дефицит самых раскрученных марок или на рынок выводитс я ранее неизвес тный бренд. И хотя покупать ус ерых во многом рискованно, все же приятно быть первым или единс твенным и неповторимым.Существование таких дилеров, однако, выгодно и самим автопроизводителям. Продающиеся неофициа льно машины поддерживают интерес к марке, повыша я таким образом общий уровень реа лизации. Возможно, воодушевившись примером «Инфинити», вскоре на российский рынок с ерым путем придет та же «Акура».КТО НЕ СПРЯТАЛСЯСерые дилеры особо не прячутся, благо создать сайт и выставить там вс е что имеешь – не проблема. Вполне, скаж ем, информативен порта л самого известного из серых – московского «Ав токонцепта», который располаг ает и прос торным са лоном, и комплексом СТО. В прайс- листе питерской компании Gregory C ars, с читающейся крупнейшим с ерым поставщиком в России, числят-СЛАБОЕ ЗВЕНОСамый прос той способ выяснить, в каком са лоне вы находитесь, – спросить у его менеджера. Но тот мож ет и не сознаться. Поэтому еще лучше заранее осведомитьс я на сайте представительства. Вс е официальные салоны, включая региональные, обычно пере числены там с адресами, телефонами ис хемами проезда. Кроме того, к официа льным дилерам производите ль предъяв-Обычно на вопрос об официальном дилерстве менеджеры серых салонов уклончиво отвечают: «Мы просто продаем автомобили».Редкие серые дилеры имеют свои салоны и станции ТО. Самый большой и известный в Москве салон «Автоконцепт» скорее исключение, чем правило.338 За рулем 12/2007