148
149
150
ГРУЗОВИКИRENAULT PREMIUM 6х2 PUSHERТягач или толкач?КВсе более популярными становятся тягачи с дополнительной подъемной осью. Мы решили познакомиться с одним из них. И вот что из этого вышло... Юрий Не четов. Фото: Георгий Садков.расавец тяг ач пыхнул тормозами и вс тал на обочине – сиж у, щелкаю тумблерами, кручу разные ручки. Вдруг краем глаза замечаю на ас фальте невес ть отку да взявшуюс я пластиковую бутылочку с водой – ее то и дело ф утболят пролетающие мимо машины. И тут же вижу съезжающий на обочину «Ниссан-Кашкай», замершую посреди дороги «Нексию» с аварийной сигнализацией – постояв минуту, она подруливает к «Ниссану». Р астерянный пожилой мужчина пытаетс я что- то объяснить молодым ре бятам в кож анках. Вс е ясно, я стал свидетелем «подставы»! Бегу к машине с фотографом: «Жора, снимай!!!» Сам опять за руль, завож у мотор и двигаю на помощь бедняг е. Под напором громадного красного «паровоза» и коротких очередей фотоаппара та нервы мошенников не выдерживают, они прыгают в машину и удирают. Впрочем, «подставы» на дорог ах это отде льная тема, о ней – в разделе «Безопаснос ть». Мне же пора возвращать в парк нашего сегодняшнего г ероя – тяг ач д ля перевозки сверхтяжелого и нег абаритного гру за «Рено-Премиум 6х2 Пушер 440». Цена ему – 87 тыс. евро, особеннос ть конс трукции – подъемная средняя ось.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ RENAULT PREMIUM 6x2 PUSHER Общие данные Размеры, мм: длина ................................................6420 ширина .............................................2550 высота...............................................3540 база .........................................2600/1360 колея..............................2030/2030/1850 дорожный просвет ............................170 Радиус поворота, м...............................7,7 Снаряженная масса, кг......................8000 Полная масса, кг.............26 000 (44 000*) Нагрузка на седло, кг .....................18 000 Максимальная скорость, км/ч .........90** Топливо/запас топлива, л .............ДТ/520 Двигатель: ТД Renault Dxi 11, Р6, 10,8 л, 321 кВт/436 л.с. при 1900 об/мин, 2000 Н . м при 1100–1400 об/мин Трансмиссия: заднеприводная, коробка передач ZF 16S 2220 TD (16 передач вперед, 2 назад), блокировка межколесного дифференциала Ходовая часть: подвеска – зависимая, передняя ось – на рессорах, средняя подъемная и задняя ведущая – на пневмоэлементах; рулевое управление – червячное с гидроусилителем; тормоза – пневматические дисковые; ABS; шины 315/80R22,5 (295/80R22,5)* Полная масса автопоезда. ** Ограничена электроникой.148 За рулем 12/2007 Интерьер в едином корпоративном стиле «Рено» похож на легковой – даже руль с характерной ступицей. В кабине только два кресла, между ними – тоннель высотой 300 мм. Панель приборов лаконична и элегантна. Основной прибор – тахометр с зеленой зоной лишь от 1000 до 1700 об/мин. Спидоме тр цифровой, дополнительная информация – справа на дисплее.ФИЗИКА С МАТЕМАТИКОЙУ ж елезнодорожников ес ть понятие «сцепной вес» – это час ть веса, приход ящаяся на ведущие оси локомотива. У множенный на коэффициент трения колес о рельсы, он опреде ляет его тяговые возможности. Акту ален этот параметр ид ля автопоездов, однако здесь ну жно учитывать допус тимые ограни чения по нагру зкам. В теплой ухоженной Европе для сорокатонного автопоезда в большинстве случаев вполне достаточно тягача с колесной формулой 4х2 и нагру зкой на единс твенную ведущую ось 11 т (в разных с транах допустимые ос евые нагру зки несколько различаются) – сцепной вес сос тавляет 27,5% от полного. Д ля более с ложных условий – кру тые подъемы, скользкое покрытие – сцепной вес, а зна чит, и коли чество ведущих осей нужно увеличивать. На двухосную ведущую тележку тяг ача 6х4 может приходиться уже 16 т или 40% полного веса, что дает гораздо больше шансов преодолеть заснеженный подъем. Но тяжелые участки, требующие высоких тяговых возможностей, обычно составляют лишь ма лую часть общего пробег а. Да и не всегда автопоезд идет груженый, а у порожнего распределение нагрузок по осям с точки зрения проходимости лучше. Вот и получается, что основную часть времени возможнос ти тяг ача 6х4 не вос требованы – а ведь он с ложнее, дороже и тяжелее (а значит, и менее грузоподъемен), чем двухосник. Решение проблемы оказа лось простым и красивым – пос тавить рядом с ве-дущей осью дополнительную неведущую на пневмоподвеске. Вариантов конс трукции много: «ленивец» может стоять впереди или позади ведущей оси (а иногда и два – по обе с тороны!), иметь одно- или дв ускатную ошиновку, общую с другими колесами, или уменьшенную размернос ть и даже быть управляемым. Идешь по чис тому шосс е – «ленивец» добросовес тно несет свою час ть нагрузки. Попа лся скользкий подъем – дав ление в его пневмоподушках сниж аем и тем самым догру жаем ведущий мос т. Конечно, нагрузка на него может превысить разрешенный дорожными нормативами максимум, но это лучше, чем зависну ть на подъеме и зас топорить движение. Д ля уменьшения износа колес дополнительную ось обычно поднимают и при езде порожняком. Конечно, по проходимости такой тяг ач вс еже ус тупает машине 6х4, да и дорожное полотно изнашивает сильнее, поэтому «ленивец» – скорее страховка на случай непогоды, чем повседневный рабочий инструмент. А кроме того, возможность недорогим способом увеличить грузоподъемнос ть базового дв ухосного тягача.На рядной «шестерке» «Рено-Dxi 11» 10,8 л/436 л.с. табличка «Сделано в корпорации «Вольво». Такая вот глобализация... Любопытно, что привод газораспределения расположен на заднем торце, обращенном к коробке передач.Крохотная телескопическая горловина бачка стеклоомывателя спрятана в нишу ступеньки... Ох, и матерятся же, наверное, водители, пытаясь подступиться к ней с канистрой, да еще в слякотную погоду!ТОЛКАЧИменно так переводится название нашего тягача «Рено-Премиум Пушер 440» (от английского push – толкать): дополнительная ось у него с тоит перед ведущей и та, образно говоря, яв ляется толкающей. Неуправляемый «ленивец» с односкатной ошиновкой подвешен на четырех пневмоподушках – двух несущих и двух подъемных.За рулем 12/2007 149 ГРУЗОВИКИRENAULT PREMIUM 6х2 PUSHERВ зависимости от груза седло «Джост» с прочной литой опорой можно переставлять вперед или назад по перфорированным боковым накладкам на раме. Воздухозаборник выведен в чистую зону за кабиной, выхлоп – в колею под днище, чтобы не ухудшать видимость обгоняющим машинам.У нашей машины вс е шины увели ченной размерности 315/80R22,5 вмес то европейской 295/80R22,5, и все же просвет под кронштейнами низко вис ящего 520- литрового бака сос тавляет лишь 170 мм. Впрочем, дорог уд ля сверх тяжелых и негабаритных грузов обычно выбирают ровную, поэтому в данном с лучае малый просвет можно с читать недос татком нес ущественным. На пневмоэлементах и задний ведущий мос т «Меритор» с однос тупенчатым редуктором, межколесной блокировкой и максимальной конструктивной нагрузкой 13 т. Пневмоподвеска с ходом 250 мм поддерживает пос тоянный дорожный просвет и позволяет «прис есть» при сцепке. Последнее нелишне – высота седла составляет рекордные 1300 мм. Для дорожного тягача это перебор, со стандартной фурой габарит явно превысит разрешенные четыре метра, но д ля спецтяг ача это не столь актуально. У «Пушера» рама увели ченной прочности, высота лонж еронов из 7-миллиметрового профиля сос тавляет 300 мм. В перед-ней части они раздвинуты на 230 мм, чтобы вместить рядную «шес терку» Dxi 11 объемом 10,8 ли мощнос тью 436 л.с. Гру зовое отделение «Р ено» теперь принад лежит концерну «Вольво» – в соответс твии с корпоративными с тандартами у этого мотора появились электронно- управляемые насос-форсунки вмес то сис темы питания «коммон рейл» и привод г азораспределения на заднем торце со с тороны коробки передач. Д ля облег чения жизни с тартера двухцилиндровый компрессор объемом 0,64 л при пуске двигателя отключается. Как и многие над дувные моторы, этот «внизу» довольно вялый, но в зеленой зоне 1000–1700 об/мин, котора я почти совпадает с «полкой» максима льного момента 2000 Н. м, тянет как зверь, хотя и шумноват. Ж аль, не у далось прицепить какуюнибудь полновесную шаланду, чтобы проверить тяг ач в деле. Моторный тормоз мощностью 135 кВ т – с лабый, гру женый автопоезд его и не почувс твует, но ес ть еще 500-килова ттный интардер (вс троенный в коробку переда ч гидрозамед литель) с громадным тормозным моментом3200 Н . м. Шес тнадцатиступенчатая механическая коробка ZF переключаетс я по схеме «Супер Н» – две клавиши на рычаг е управляют рядами и половинками. Ес ли отвлекся ис трелка тахометра ушла из зеленой зоны, зв учит ненавязчивый зв уковой сигна л сис темы DMS (Driving Monitoring System), а на дисплее высве чивается рекомендуемая переда ча. Не вс ем водителям така я опека нравитс я, как, скаж ем, и сигнализатор неприс тегнутых ремней безопасности в легковых машинах. А по мне, так норма льно – дисциплиниру ет. В полезности же сис темы удержания при троганье в гору HSA (H ill Star t Aid) ма ло кто усомнится. Высокая иг лубокая кабина «Пушера» предназначена для дальних рейсов, сзади здесь два спальных места, верхнее выполнено в виде гамака. Удобно, что движущиеся по длинным полозьям боковые шторы закрывают и ветровое стекло – на ночлеге можно отгородитьс я от вс его мира. Ес ть автономный воздушный отопите ль, ох лаждаемый кондиционером дес ятилитровый бокс, пара нару жных багажников, само собой – электронный тахограф д ля двух водителей. А за лу жи в уг лах кабины французы не ответчики. С тех пор как я видел эту машину на выс тавке «Комтранс2007», местные мастера насверлили немало дырок в крыше для «люстры», радиоантенн и прочего спецобору дования. По ним и течет... Автомобиль предоставлен компанией SWTrans.150 За рулем 12/2007