268
269
БЕЗОПАСНОСТЬАВАРИЙНОЕ МОШЕННИЧЕСТВОИгра в подставку на деньгиО так называемых «подставах» на дорогах слышал любой водитель. Свидетелем одного из случаев аварийного мошенничества стал Юрий Нечетов. Он подскажет, как вести себя в нештатной ситуации. Фото: Георгий Садков.орога с да чи не обеща ла быть сложной, в будний день после обеда в Москв у можно доеха ть сравнительно спокойно. Недавно купленная «Дэу-Нексия» спокойно наматывала километры по многополосному шоссе. Догнав вереницу тихоходных фур, «Нексия» перестроилась в левый ряд. Через несколько секунд сзади требовательно полыхнул кс енон мощного вс едорожника. Обогнав грузовики, легковушка начала перес траиваться обратно ... и ту т же раздался глухой удар по кузову, а справа из мертвой зоны возник «Ниссан-Кашкай» с возб ужденно ж естикулирующим водителем. «Ниссан» мигом съехал на обочину, а «Нексия», постояв с «аварийкой» среди несущегося потока, присоединилась к нему через пару минут... Это – современный сценарий подс тавы на дорог е. Каза лось бы, с введениемДОСАГО почва д ля такого мошенни чества должна ис чезнуть – звони вс траховую компанию и ни о чем не волнуйс я. Но ж улики ищут и находят все новые пути выколачивания денег. Варианты могут быть разные, но смысл один – жертва нарушила пункт 2.5 Правил дорожного движ ения, который тре бует оставить машину на месте ДТП с включенной аварийной сигна лизацией и выс тавленным знаком аварийной ос тановки. Отъехать на обочину можно только вс лучае согласия обеих сторон (а его, сами понимаете, нет) или ес ли невозмож ен проезд других транспортных средств. Причем в обоих с лучаях ну жно сос тавить с хему ДТП, заручитьс я подписью свидетелей и проделать еще кучу форма льностей. Дальше де ло техники – дож ать бедолаг уи заставить его расс таться с 10–20 тыс яч-ми рублей, а то и большей с уммой. Что же делать, чтобы избеж ать подс тавы? Зна ть, как действуют мошенники!ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯПервое дело – найти подход ящий участок дороги. Обычно выбирают шоссе со средней интенсивнос тью движения, с дв умя и более рядами в каждую сторону, широкой обочиной, по которой при необходимости можно обогна ть мешающие машины. Само собой, поблизости не должно быть постов ГАИ. Вторая час ть прес тупления – выбра ть потенциальную ж ертву. Почти вс егда это обладатель новой бюд жетной иномарки: у такого уже есть деньги, но, скорее всего, нет ав торитетных защитников. Водитель должен находитьс яв машине один – без свидетелей и дру жеской под держки его268 За рулем 12/2007 Фотосъемка реальной подставы 11 октября 2007 года на Симферопольском шоссе в 30 км от Москвы. Автомобиль «Ниссан-Кашкай» с регистрационным номером к490тс177 принадлежит прокатной фирме и, скорее всего, взят по поддельным документам. Левое заднее окно открыто – через него в «Дэу-Нексия» была брошена пластиковая 0,3-литровая бутылка с водой. Крайний с лева – жертва, пожилой водитель «Нексии». Мошенников трое – тот, что сидит в машине, первым почуял тревогу и говорит об этом своим подельникам. Через мгновение жулики прыгнут в машину и удерут.хать на обочину к «потерпевшим», у которых заранее повреж дено левое зерка ло заднего вида. Первый акт сыгран. Второй акт сравнительно прос ти очень скоротечен – пока один мошенник заговаривает жертве зубы, не давая выйти из машины, другой с помощью наждачной бумаги делает на задней правой с тойке бедолаги царапину на нужной высоте. Все, можно осматривать повреждения.ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?Если удар произошел, спокойно ос тановитесь в своей полос е, включите аварийную сигнализацию и оцените ситу ацию. В идеале вы должны действовать в соответствии с требованиями ПДД – с тоять на мес те и названивать в ГАИ. Даже если у вас нет необходимого номера те лефона, делайте вид, что звоните – важно да ть понять ж уликам, что вы ни при каких обстоятельствах не покинете место ДТП и дождетесь инспектора! Видя такое упорство, они сами, скорее всего, через некоторое врем яу едут, им разборки с милицией ни к чему. Кое-кто пытается доехать до ближайшего поста ГАИ – наверняка за вами погонятся, ту ти до нас тоящей аварии неда леко. Учитывая, что у бандитов две мощные машины с отличными водителями, ваши шансы очень малы. В общем, не лучший выход. Если же вы, повинуясь импульс у или по другой причине, все же съехали на обочину, не ос танавливайтесь рядом сж уликами. Протянув сотню метров вперед, быстро выйдите и осмотрите прав ую с торону и особенно стойку своей машины. Около нее и дожидайтесь обидчиков, усердноназванивая по телефону. Не важно, ответит ли кто-ниб удь – уверенно разговаривайте даже с молчащей тру бкой и диктуйте в нее марку , модель, цвет и номер машины «потерпевших». Очень часто, почувствовав такую подготовленность и увидев грамотные дейс твия, ж улики прос то у езжают. Боятс я они и фотоаппара та – документальные свидетельства им ни к чему. Если по вашей машине вс еже успели пройтись «шкуркой» и вы сгоряча надавали каких-то обещаний, еще не поздно остановиться – запритесь в машине и звоните в ГАИ. И даже если вы уже едете с «провожатым» (один из мошенников обычно садится в машину кж ертве) домой или в сберкассу снимать деньги, одумайтесь – и сверните к ГАИ или к милиции. Мошенники вс еми силами б удут препятствовать вам обратиться за помощью – попытайтесь вырваться из этого заколдованного круга. Опасаться физического насилия не с тоит, на него ж улики не иду т практически никог да. Они четко знают Уголовный кодекс и разли чия меж ду мошенничеством и грабежом: ес ли за первое можно отдела ться ус ловным сроком, то за второе – сесть всерьез и надолго. И последнее: весь этот беспредел происходит на г лазах у других водите лей, у нас с вами. Если рядом с жертвой на обочине ос тановятся еще одна- две машины, водители которых готовы пож ертвовать двадцатью мину тами, чтобы под держать попавшего в беду коллег у, мошенники просто уедут. Как, собственно, и произошло в случае, который здесь описан и показан на фото.Эту царапину оставил на правой задней стойке «Дэу-Нексия» один из мошенников, пока другой отвлекал ее водителя разговором.легче психологи чески с ломать. По ос торожной езде потенциа льной ж ертвы вымогатели заключают, что перед ними новичок или просто робкий человек. В охоте учас твуют два ав томобиля. Первый – «загонщик», час то на мощном вседорожнике. Его зада ча – зас тавить жертву начать перестроение вправо, где в это врем я друг ая машина держитс яв непросматриваемой зоне. Р аньше ж улики шли на прямой контакт – аккура тно касались заднего правого крыла перестраивающейся ж ертвы. Теперь технология усовершенствована: из открытого окна летит пластиковая б утылочка с водой, яблоко или что-то подобное – жертва слышит глухой удар по кузову и видит поравнявшуюся с ней в торую машину с возмущенными пассажирами. Д альше ну жно зас тавить жертву покину ть мес то «аварии» и съеЗа рулем 12/2007 269