274
275
276
БЕЗОПАСНОСТЬМАНЕКЕНЫ ДЛЯ КРЭШ-ТЕСТОВКукольный театрВ истории крэш-тестов роль подопытных пассажиров играли и человеческие трупы, и животные, и даже добровольцы, пока им на смену не пришли манекены. Родос ловную самых дорогих кукол проследил Денис Арутюнян.ГЕНЕАЛОГИЯПервый мальчик для битья, «Сьерра Сэм», созданный Сэмюэлем Альдерсоном в 1949 году, был далек от идеала. Его шарнирные соединения, имитирующие с уставы, двигались совсем не так, как у человека, да и тело с делали цельным. В 1971-м специалисты «Д женерал моторс» созда ли более совершенный «Гибрид I», а ныне за рулем автомобиля, нес ущегося вс тену, сид ят «гибриды» третьего поколения. Главный в их с емье – манекен рос том 168 см и весом 77 кг. Именно этот «специалист» чаще всего участвует в испытаниях. Есть у него менее известный, но более высокий (188 см) и тяж елый брат (100 кг). Рядом с водителем должна сидеть 50-килограммовая с упруга рос том 152 см, а на заднем диване или в специальных креслах располагаются 3-, 6-, 10-летние дети. Ученые му жи изрядно потру дились, чтобы манекен был максимально антропоморфным. Иными с ловами, вел с ебя при столкновении как че ловек. Пропорции, распределение веса, форма головы, сгибающийся благодаря элас тичным «хрящам» стальной позвоночник, ребра из гибких пластин, шарниры вмес то с уставов – вс еДо недавнего времени в некоторых крэш-тестах принимали участие волонтеры. Но такие испытания уже стали историей.274 За рулем 12/2007 Хороший датчик – новый датчик. Все потенциометры и акселерометры нужно периодически проверять и при необходимости менять. Подготовка манекенов к испытанию – д лительный процесс. На полную сборку и калибровку уходит порой несколько недель. Специалистам по безопасности недостаточно информации от датчиков. Перед каждым ударом на манекены наносят разноцветные метки, чтобы потом определить точки контакта с деталями интерьера.работает как единый орг анизм. Сходс тво с людьми усиливает виниловое покрытие, подбираемое с учетом упругости кожи. Три десятка электронных акселерометров и потенциометров, ус тановленных в голове, шее, груди, руках и ногах «Гибрида» – ценна я начинка куклы. Они примерно 20 тыс. раз вс екунду передают информацию о переносимых манекеном ускорениях – данные пос тупают по 10 тыс. каналам в ав тономный блок памяти, спрятанный в гру дной клетке. Д ля корректнос ти измерений каж дый манекен перед испытаниями полностью разбирают и калибруют. Голову, например, безжалостно бросают с полуметровой высоты на с тальную плиту и сверяют показа тели да тчиков с эталонными. Пос ле проверки манекен вновь собирают, в прямом смыс ле, по кусочкам. В отли чие от людей, здесь можно легко поменять некорректно работающий орган и даже часть тела. Хотя такие операции отнюдь не дешевы. Например, трансплантация металлопластиковых ребер (их обновляют после каждых 10 ударов) обходится примерно в 3000 долларов. Правда, эта сумма кажется смешной на фоне цены самого манекена: ныне около 220 тыс яч.ВИДОВЫЕ ПРИЗНАКИСпециализация манекена «Гибрид III» – фронтальные у дары. Д ля ос тальных тестов используют его да льних родс твенников. Например, модель, которой час тенько наминают бока, зов ут «ЕвроСИД». Каждое ребро этой куклы снаб жено дополнительными да тчиками, чтобы точнее оценить с тепень повреж дения и найти зону максимального риска при боковом у даре. А вот в испытаниях, имитирующих наезд сзади, используют «БиоРИД», который фиксирует повреж дения при обра тном ходе тела пос ле у дара. Д ля этого в хре бет имплантированы 24 особых позвонка с да тчиками, чтобы точно отс ледить движение позвоночника и шеи. Для испытания детских сидений и удерживающих сис тем используют не только маленькие «гибриды», но и членов другой семьи – CRABI. Наиболее популярны три разновиднос ти манекенов-ма лышей: полу торагодовалого, годова лого и шестимесячного младенца.«ЕвроСИД» покорно ждет своей участи. Его ребра помогут понять, насколько опасен автомобиль при боковом ударе.ДЕТИ ПРОГРЕССА«Гибриды» – добросовес тные работники, но, увы, несовершенные. Поэтом ув скоЗа рулем 12/2007 275 БЕЗОПАСНОСТЬМАНЕКЕНЫ ДЛЯ КРЭШ-ТЕСТОВ«Дети» появились гораздо позже своих родителей. Но сегодня они незаменимы – в автомобиле должны быть защищены все.Виртуальными тестами занимаются не только «Вольво» и «Тойота». Например, в испытательном центре «Рено» в Ларди с помощью компьютеров отлаживают работу под ушек безопасности и натяжителей ремней.ром времени их, возможно, сменит многофункциональный манекен THOR, разработанный в США. Он отличается более реалистичной кинематикой позвоночника и ног (особенно ступней, которые у «гибридов» недос таточно подвижны), улучшенной электронной на чинкой, большим количеством акс елерометров, работающих уже не в дв ух, а трех измерениях. Эти неодушевленные испыта тели не только поставляют более полную информацию о последствиях аварии, но и могут участвовать как во фронта льных, так ив боковых крэш-тестах, а также ударах сзади. Управление безопаснос ти транспорта Соединенных Шта тов вс ерьез подумывает о том, чтобы использова ть в своих испытательных программах именно манекены типа THOR. Но иу них есть серьезные конкуренты. Многие ав топроизводители у же с ейчас проводят перед реа льными крэш-тестами целую с ерию вирту альных испытаний. Современные компьютерные программы способны моделировать удары не только отдельных узлов, но всей машины. Специалисты компании « Тойота» пошли еще да льше, усадив в вирту альное ав то манекен по имени THUMS ( Total Human Model for Safety – обща я модель человекаМанекен THOR совершеннее своих предков. Основное достижение его создателей – сложная структура позвоночника, почти точно копирующего человеческий.для безопаснос ти). Преимущес тва бес телесных марионеток налицо – они не изнашиваются и не ломаютс я. Кроме того, собирают гораздо больше данных, ведь в программу можно за ложить самые различные параметры. Кстати, сейчас японцы разрабатывают (или, ес ли хотите, программируют) несколько дес ятков виртуальных моде лей, имитирующих людей от мала до велика. Компьютерную эс тафету подхва тила компания «Вольво». Но шведы сконцентрировали усилия не прос то на проецировании людей в цифровое прос транство. Они пос тарались решить с помощью современных технологий очень с ложную зада чу… Так появилась «Линда», виртуальная беременна яж енщина, участвующая в испыта тельной программе шведской фирмы. За последние десятки лет безопасность автомобилей дос тигла небыва лых высот. Еще недавно лишь редкие модели мог ли получить пять звезд на тес тах E uroNCAP, а сейчас это уже никого не удивляет. Действительно, конструкторы тратят немало сил, чтобы сделать новые модели еще безопаснее, а отважные манекены вс який раз проверяют их на своей шкуре. Ничего не поделаешь – такая у них работа.276 За рулем 12/2007