190
191
ЭКОНОМИКАНАШИ ЗАЩИТНИКИАвто-партстроительствоАвтомобилисты могут стать значимой общественной силой. Они успешно противостояли властям в целом ряде конфликтов. Не случайно в стране возникло сразу несколько организаций, претендующих на право возглавить движение автомобилистов. Что они собою представляют, пытался разобраться Игорь Моржаретто.Вроде  бы каждый сидит за  рулем своего собственного, индивидуального транспортного средства, однако время от  времени они могут объединяться. И  тогда становится ясно, что все вместе автомобилисты – сила. Возглавить такую группу  – мечта любого политика.ПРОСВЕЩАТЬ, И НИКАКИХ ДЕМОНСТРАЦИЙ!Выразителем интересов автомобилистов первым – еще в середине 1990-х – объявил себя депутат Госдумы Виктор Похмелкин. «После того как увеличили штрафы и  расширили полномочия сотрудников ГИБДД, ко  мне, как к  депутату, поступало большое количество жалоб по этому поводу, и я понял, что тема актуальная», – вспоминает Похмелкин. В  2002  году он учредил организацию «Движение автомобилистов России». Движение даже участвовало в выборах в Госдуму, но проиграло. Видимо, автомобилистов политические лозунги не прельстили… Похмелкин остается одним из  самых известных защитников прав автомобилистов, но  больше занимается просветительской деятельностью. Он не скрывает, что категорически против уличных акций. Бывший депутат уверен, что сейчас не время для подобных выступлений: «Для этого должны быть политические требования, четкая стратегия». Его точку зрения разделяют далеко не все.А ЕСЛИ ДОРОГУ ПЕРЕГОРОДИТЬ? КАК БЫ ЭТО ВОЗГЛАВИТЬ...В советскую эпоху было проще  – существовало единое Всесоюзное добровольное общество авто- и мотолюбителей (ВДОАМ). Членство в  нем, как и все в те времена, было скорее принудительным: хочешь, к  примеру, вступить в  гаражный кооператив  – получи сначала серую книжечку и  заплати годовой взнос! Эта контора существует и  поныне, только теперь называет190 За рулем 03/2010ся ВОА  – Всероссийское общество автолюбителей. От  советского строя ему досталось богатое наследство в виде гаражей, стоянок и  автошкол... Поскольку организации есть что терять, в политику ее руководители никогда не лезли. Армия автомобилистов за  последние 20  лет выросла многократно, но их уже не заставишь платить членские взносы за здорово живешь и единогласно голосовать на  собраниях.Стараниями правительства в  2005  году родилась одна из  ярких народных организаций  – движение автомобилистов «Свобода выбора». Если кто забыл, Минпром тогда предложил концепцию развития российского автопрома. Отечественных производителей правительство решило поддержать высокими таможенными пошлинами и  запретом на  ввоз и  эксплуатацию автомобилей с правым рулем. Решение предстояло принять 19 мая. Москвич Вячеслав Лысаков обратился на  интернет-форуме ко  всем владельцам «японок» с  призывом организовать массовые акции протеста. И люди откликнулись! Во  многих городах автомобилисты обклеивали свои машины плакатами, листовками и  с  включенными аварийками двигались колонной по  улицам. Вроде все прошло без эксцессов, но власти решили гусей не  дразнить  – и  воздержались от  запрета «правого руля». Следующей успешной акцией «Свободы выбора» стала защита Олега Щербинского, которого сделали виновным в гибели алтайского губернатора Михаила Евдокимова. Последующие попытки вывести автомобилистов на улицу были менее удачными, поэтому Вячеслав Лысаков все активнее пытается выстроить диалог своей организации с  властями. Например, организует совместные проекты с «Единой Россией». Кроме движения «Свобода выбора», в том же 2005-м появились общероссийская Федерация автомобилистов России, Общество защиты прав автомобилистов, Автомобильный союз и  целый ряд региональных организаций. Они сумели провести немало громких акций. Помните выступления против бесчисленных мигалок? Люди крепили на крыши своих машин детские пластмассовые ведра синего и  красного цветов  – гаишники тогда очень злились… Особую активность проявили автомобилисты Дальнего Востока (им чуть не каждый год угрожали принятием каких-то запретов «правого руля»). Местные чиновники, придя, судя по  всему, в  раздражение, даже отказали в  регистрации дальневосточному Товариществу инициативных граждан (ТИГР) – оно заявило себя как движение в  защиту прав автомобилистов, но  потом занялось защитой гражданских прав вообще. А  осенью прошлого года по  призыву Союза водителей-профессионалов десяток грузовиков заблокировал МКАД – в знак протеста против поправок к  Налоговому кодексу (предусматривался рост базовых ставок транспортного налога в  два раза). За  административное правонарушение (остановка и стоянка в неположенном месте) участников оштрафовали.СУДЬБА «МЯТЕЖНИКОВ»ХОТЕЛОСЬ БЫ БЕЗ ПОЛИТИКИНужна ли на самом деле автомобилистам своя партия? Политическая, по  нашему твердому убеждению,  – нет. Потому что не может быть парламентской «партии автомобилистов», так  же как «партии любителей пива». Другое дело – национальное объединение типа известного германского автоклуба ADAC (15,4 млн. членов), американского ААА (49  млн.) или британского RAC (6,7 млн.). Оно очень нужно, просто необходимо! Как правило, главные задачи таких организаций  – экстренная помощь автомобилистам в  дороге, оказание юридических и  информационных услуг. Они предоставляют своим членам многочисленные скидки на  самые разнообразные профильные услуги (сервис, заправки, мойка, автозапчасти, страхование и т. д.).в  рамках масштабных милицейских учений отрабатывались действия по  пресечению некоего «незаконного автопробега». Как «мятежные» машины разделить, прижать к  обочине, остановить, на  каких основаниях задержать водителей… А  в  январе прозвучало и  более радикальное предложение правительства: ввести уголовную ответственность за  блокирование транспортных магистралей. Похоже, власти все-таки испугались того, что из  движения автомобилистов может вырасти некая оппозиция. На самом деле опасения преувеличены. Сегодня в  России формально существует множество самых разных организаций автомобилистов, но  они малочисленны и  не  консолидированы. Более того, часто относятся друг к  другу без всякой симпатии. Нет лозунгов, которые могли  бы объ-единить их «сверху», а  «снизу», как и во всем обществе, лишь апатия к политике. Так что судьба всех сегодняшних движений прогнозируема. Некоторые по-прежнему будут делать упор на  уличные акции, видя в  них единственный способ привлечь к себе внимание (но  сторонников у  таких организаций совсем немного, а  власть их зачем-то давит и,  видимо, намерена преследовать впредь). Другая группа пойдет на диалог с властью, полагая, что партнерство – более цивилизованный и плодотворный способ добиваться своего. Правящая  же партия давно пытается перехватить знамя «защитника интересов автомобилистов». Послушаешь выступления некоторых депутатов – автомобилисты для них давно «союзники и помощники». Если это в самом деле так, стали бы водители перекрывать дороги...В стране сейчас зарегистрированы десятки организаций, взявших на себя миссию защиты прав автомобилистов, но они малочисленны, не наладили связь и координацию действий. К тому же зачастую не питают друг к другу союзнических симпатий.Неизвестно, пробка  ли на  МКАД испугала руководителей страны, но вскоре пресловутый закон о транспортном налоге вернули на доработку. И сделали далеко идущие выводы: осенью  жеЗа рулем 03/2010 191