208
209
210
212
ГРУЗОВИКИFIAT DUCATO COMBIУдачная комбинация«Дукато» – автомобиль коммерческий. В театр на таком не отправишься – с ним на хлеб зарабатывают. Однако в линейке моделей есть вариант «Комби» – этот почти как легковушка. Вячеслав Субботин примерил – в какой степени? Фото Георгия Садкова.ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ ТАКОЙ КОМПАНИИКогда приезжаю на озеро, завидую тем, кто на  небольшом автобусе. Сколько  же привозят добра! Палатки, лодки, стулья, матрасы... И детей по троечетверо. Заглянешь внутрь, видно, что ехали  – не  теснились. Вот и  крепнет желание купить «вагон». Взять, к примеру, модель «Мультивэн». Складный он – знаю, не раз садился за  руль. Но  однажды попросил шестерых коллег забраться в  салон. Расселись, и для багажа уже тесновато. Нет, мне  бы машину повместительнее, но, опять-таки, с  легковым управлением. «ФИАТ-Дукато»? Поскольку «иностранец», он, должно быть, надежен и отменно рулится. Собирают у нас, потому цена божеская – 760 тыс. рублей. В  сравнении с  малолитражкой «сарай» огромный, но  по  габаритам  – как представительское авто. Длина  – чуть больше 5  м (5088  мм), почти как у  «Ауди-А8». Ширина  – полных 2  м, высота  – без малого 2,5  м. Согласен, на  многоэтажную или в  подземную208 За рулем 03/2010парковку возле супермаркета не  заехать, придется искать открытую площадку. Но не в Париже живем – места хватает.ПРИЕМ В КАБИНЕТЕСел, осмотрелся. Красота: как приятно свысока наблюдать за дорогой! На торпедо и в дверях много карманов – для бутылки с  водой, телефона, салфеток, тряпочек, скребка, перчаток, карт. Полноценное сиденье для двух пассажиров. Пересел я на  него, примерился – даже в зимней одежде тесно не будет. Ехать втроем рядышком веселее, чем порядно и  по  парам, но  приподнятое настроение недолго продержится: спинка почти вертикальная, подушка горизонтальная  – не  откинуться. Шла  бы речь об  экспедиторе, так ему здесь не  засиживаться, но  дорогим пассажирам ломота в  позвоночнике ни к чему... Не удержался: наскоро сунул небольшие проставки под передние крепления сидений к полу – изменил наклон спинок и подушек. Так удобнее. Да  вот беда, у  малорослогопассажира повисли ноги. Возвращение в  детство длилось недолго: под коврик подложили помост  – стопы обрели опору. Покатались... За  рулем не  все настолько удобно, как казалось в первые минуты. Чтобы правильно держать баранку, расположенную по-грузовому горизонтально, и  доставать до  рычага переключения передач, пришлось спинку сиденья установить почти вертикально. Снова неудобно. Левую ногу не  выпрямить  – места для ступни нет. Разве воткнуть носок между рулевым валом и брызговиком. Нет, влезет только детская нога. Нанятому водителю за  неудобство можно приплачивать. А  самому себе?.. Видно, конструкторы, когда проектировали, были в ссоре с эргономистами. Хотя и с оговорками, я все-таки нашел удобную позу. Благо, рулевую колонку можно двигать вверх-вниз, а  подушку сиденья – регулировать по углу наклона. Откинул спинку, как в  легковом авто, передний край подушки приподнял, отодвинул конструкцию назад. Руками свободно доставал лишь до края руля, а до рычага коробки – с отрывом лопаток от  спинки. Зато левая нога почти прямая и  сидеть стало приятнее. Однако ручки вентилятора и  печки тоже вне досягаемости. Но часто крутить их нет нужды. Хотел было покончить с  придирками, да увидел пиктограммы. Кто тот художник, их нарисовавший? Определить с ходу, какая ручка за что отвечает, не удалось ни мне, ни коллегам. Все путались: хочешь направить воздух в  ноги, а  крутишь регулятор подачи тепла. Остается зазубрить положение регуляторов. Другое дело, печка дует как положено и куда надо: в лютый мороз, при минус 25ºС, было зябко лишь первые 15 минут.ЗА НАМИ – ЛЮДИОбилие ниш в торпедо и обивках дверей оценит запасливый. А уставший – еще и ложе из сидений: можно улечься в полный рост, ничего не раскладывая. Но есть одна загвоздка: над педалью газа из панели торчит саморез. Я испортил правый ботинок.Обернешься  – изъяны эргономики вмиг прощаешь. Там, за  спиной, просто футбольное поле, «оупен офис»: два ряда сидений, для троих каждое,Крошки, пролитый чай... Убирать с откидного столика проще, чем с обивки сиденья.Подъемный планшет примет не только накладные экспедитора – на него можно прикрепить и карту, и дорожный дневник.На правах рекламы ГРУЗОВИКИ | FIAT DUCATO COMBIи огромный багажник. Становись хоть в  полный рост, если ты не  выше метра девяносто. Огромное, но  довольно уютное пространство, хотя здесь ни  пепельниц, ни  ящичков, ни  полочек. А  они нужны? Над водителем и соседним пассажиром, под крышей, одна есть, довольно вместительная. Плафоны  – над каждым рядом. Не прожекторы – закатившееся яблоко не  увидишь, но  лицо соседки разглядишь. Пластик на  потолке и  особенно на  полу крепкий, не  царапается  – видно, что пришел из  грузовой версии. Большое достоинство салона – он трансформируемый: спинки сидений складываются и  превращаются в  столики, сиденья можно вовсе снять и вынести. Правда, секции тяжелы  – под 70 кг, одному не справиться. На  Новый год собрал пятерых помощников-студентов, мы сняли передний ряд  – и  вперед, по  праздничной Москве! На  каждой остановке в  салоне дискотека. Молодежный вышел аппарат. Для зрелых да  хозяйственных он вообще незаменим: с таким вместилищем впору дом строить. Объем багажного отсека со  снятыми сиденьями  – 10  кубов, грузоподъемность  – почти полторы тонны. Погрузочная высота – всего 540 мм. Это потому, что здесь передний привод: нет кардана  – не  понадобилось поднимать пол. А  приводы передних колес, утверждает производитель, справятся с работой не хуже кардана. Шарниры мощные и  долговечные. Внутренние  – типа «трипод», наружные  – шариковые. Чехлы не  ре210 За рулем 03/2010зиновые, а из прочной пластмассы. Даже на бездорожье, если за что-то зацепятся, попробуй порвать. Под капотом современный 110-сильный 16-клапанный дизель объемом 2,3  л с  турбонаддувом. В  механической 5-ступенчатой коробке передаточные числа подобраны верно. На  первой не  только уверенно трогаешься, но  и  нормально разгоняешься, не  перекручивая мотор. Последующие тяговито подхватывают эстафету разгона. Одна загадка: максимальный крутящий момент производителем обещан на  1800  об/мин, но  с  этих оборотов мотор не  везет, хоть тресни, а  по-настоящему тянет лишь с  2200–2300  об/мин. На  шоссе за  городом пятая передача – главная. На 90 и  110  км/ч переходить ниже нужды нет. Надавишь посильнее  – пойдет набор скорости. В городе четвертая и  третья тоже в  ходу, особенно если приходится опережать поток. До сотни пустой фургон разогнался за 14 с, максималка  – 140  км/ч. Словом, с  точки зрения приемистости силовой агрегат очень хорош. Да, на старте ФИАТ проигрывает легковушкам, но, набрав ход, им не уступает. Чтобы в  плотном потоке активно перестраиваться, надо хорошенько просчитывать ситуацию. Другое дело, зачем перестраиваться активно? Высокая посадка, прекрасный обзор поверх других машин и  в  двухсекционных зеркалах предоставляют возможность выбрать момент, чтобы перейДВИЖУЩАЯ СИЛАЧрезвычайно удобное корыто под передним сиденьем! В нем весь необходимый инструмент – всегда под рукой и не мешает.Салонный свет. Не люстра в гостиной, но крупные предметы видны отчетливо.Стальная защита картера – штатная и очень нужная опция. Ведь у машины невелик дорожный просвет – 155 мм, на неровностях, бывает, цепляешь дорогу днищем. ГРУЗОВИКИ | FIAT DUCATO COMBIти в другой ряд заранее, никому не мешая. И,  собственно, зачем метаться, если контролируешь ситуацию вокруг? Едешь умиротворенно, почти как в  лимузине... Еще одно приятное достоинство «Дукато» в  городе: выходить из него можно в сторону тротуара, ведь рычаг коробки не мешает – он на торпедо. Оцените: двигатель уже в  штатной комплектации оборудован автономным подогревателем охлаждающей жидкости. В холода дизель не прогреть, но  с  подогревателем иное дело: в  салоне теплеет довольно быстро. И  мотору польза  – быстрей выходит на  рабочий тепловой режим, а  значит, меньше изнашивается и тратит топлива, лучше тянет. Подвеска ФИАТА простецкая, а  потому надежная. Спереди «МакФерсон» со  стабилизатором поперечных кренов, сзади поперечная балка на  однолистовых рессорах. От  грузовой подвески я ожидал жесткой отдачи на  ухабах и  ямах. Но  нет, и  порожняком идет вполне мягко. На  хорошем ходу не  подбрасывало даже на особенно противных (узких и очень «острых») лежачих полицейских. Расплата за комфорт – низкая посадка машины, когда она загружена по  полной. Что  же, навьючившись, поезжай не спеша – и все будет в сохранности. Похвалю головной свет. Двухсекционные фары – как прожектор тепловоза, они прекрасно освещают и дорогу, и обочины. В иных машинах, чтобы212 За рулем 03/2010Двери сзади распашные. Ширина проема – 1562 мм, высота – 1441 мм. Если вовремя не смести снег с порожка, он превратится в лед – и тогда дверь не открыть. Сбоку дверь сдвижная: в ширину – 1090, в высо­ ту – 1449 мм. В ней пришлось регулировать контактную пару электропривода замка. Однажды отошли контакты, и замок двери перестал открываться от центрального. Руководитель техцентра ЗР Геннадий Емелькин все ходил вокруг «Дукато», обли­ зывался... И перевез на нем две 200­литро­ вые бочки отработанного масла в другой техцентр – чтобы механики топили им печку и грелись. В салоне стоял почти в полный рост (192 см). Девять посадочных мест. С такой маши­ ной без куска хлеба не останешься – можно податься в извозчики.добавить света, хочется сразу заменить галогенки ксеноном, а в «Дукато» такая мысль не возникает. И о самом приятном – о скромных затратах на  топливо. Расход в  городе даже зимой не выше 8,5 л на сотню. За  городом, не  пришпоривая, укладывался в 7 л (бак – 80-литровый). В неделю накручивал примерно 500 км и тратил 800  рублей. Без учета сервисных расходов 1  км пробега обходится всего в 1,6 рубля. Прилично поездив, лишь с небольшими оговорками назову «Дукато» универсальным автомобилем для горожанина, чей багаж не ограничивается кейсом с бумагами.