КУРЬЕРЛИЧНОЕ МНЕНИЕС этою плазмой дойдешь до маразма...О причудах технического прогресса рассуждает московский инженер Павел Иннокентьев.Инженера с  моим стажем  – а  это уже тридцать с  хвостиком  – трудно чем-то удивить. И все же есть вещи, которых я не понимаю. Причем речь идет не о терабайтах или  фемтотехнологиях  – с ними, как ни странно, проще… Начну издалека  – с  автомобилей эпохи  2101. Был там прерыватель указателя поворотов  – простейшая биметаллическая фитюлька. Включаешь поворотник, через фитюльку идет ток, нагретая им пластиночка изгибается – контакт пропадает, пластинка остывает  – распрямляется... ну и  так далее. Работало это хозяйство, в  общемто, безотказно, поскольку ломаться там было нечему. Контакты щелкают – лампочки мигают: просто и  удобно. Но тут пришли транзисторы… Электронный мультивибратор, управляющий контактным реле, с  позором прогнал фитюльку на  пенсию. Цена мигающего фонарика подпрыгнула, равно как и  его сложность, но  отказаться от  электроники мы уже не  могли. Чуть позднее электронный блочок избавили от механического реле, поменяв его опять-таки на мощный полупроводник, – изделие стало полностью бесконтактным. Затем появились микросхемы. Но превзойти древнюю фитюльку так и не удалось: водители дружно стали забывать выклю82чать мигалки, потому что электроника работала… бесшумно! Решение? Элементарное – добавить электронный имитатор звуков! Подсчитать итоговое число полупроводников, кое-как заменивших «отжившую» конструкцию, я не берусь. И аплодировать не стану – эта победа достигнута не качеством, а количеством. Да и победа ли? О  ремонтопригодности сегодня говорить не принято, но в машине с «древними» техническими решениями на рыбалку ехалось как-то спокойнее… Карбюраторную «Волгу» я мог оживить при любой неисправности, а вот каприз микропроцессора выносит приговор моей беспомощности. Пример второй: электромобили и  гибриды. Бесшумно тронуться с  места  – это здорово, классно, эффектно! Все хорошо, прекрасная маркиза, за  исключеньем пустяка: вскоре выяснилось, что такие автомобили – источник не  только повышенной, но  и  коварной опасности, поскольку пешеходы их… не  слышат! Решение мы уже знаем: Евросоюз на полном серьезе собирается обязать изготовителей оснащать четырехколесную продукцию источником шума! Ну  не  глупость  ли? Не туда идем, ребята, ой не туда… Пример третий: фары. Тут, казалось  бы, все ясно: лампочку ЭдисонаЛодыгина-Ильича отправляем на свал-ку истории. Взамен – светодиоды: светят лучше, тряски не  боятся, служат долго… Одно плохо: новомодные фары стали замерзать. Разработчик чешет репу и  оснащает фару… подогревом! Между тем, обиженная лампочка и светила, и грела. Недостаточно примеров? Помню, на  военной кафедре вуза нам вбивали знания об  устройстве ламповой радиорелейной станции, потребляющей мощность аж 4  кВт. Мы ужасались: много! Я  тоже так считал, пока не узнал, что ее транзисторный преемник кушал уже вдвое больше, а  с  появлением микросхем  – и  вовсе втрое. Причины? А все те же – как с фитюлькой… Не  нужно пристраивать микропроцессор к сливному бачку унитаза – будет только хуже. В голове не  укладывается: чтобы заменить лампочку в  современном автомобиле, нужно снять кучу разных деталей! А  самые крутые авто вообще не пускают в свои потроха: чуть что – извольте обратиться к головному компьютеру где-то в Германии. Современные устройства все больше неразборные, даже автозаводы начали клепать фактически одноразовые изделия – наподобие ботинок и  пластиковых стаканчиков. Так ведь и  мышление становится каким-то фастфудовским. Недав-За рулем 02/2010