200
201
ЭКОНОМИКАСТАТИСТИКА ПРОДАЖИ-2009Крушение мифаЗа последние лет пять мы привыкли к победным реляциям о невиданном росте автомобильного рынка в России. Еще бы: в 2008 году мы чуть не стали по этому показателю первыми в Европе! Тем тяжелее и обиднее был провал рынка в 2009 году. Грустные итоги изучал Игорь Моржаретто.Итак, рынок России, который на  протяжении 2008  года претендовал на  лидерство в Европе (и по итогам некоторых месяцев даже обходил немецкий!), в  минувшем году откатился на  пятое место. В  2009-м в  РФ было продано 1 млн. 466 тыс. новых легковых и коммерческих автомобилей – на 49% меньше, чем за год до того. Понятное дело – кризис… Но это не внутреннее российское явление. Экономический кризис, он мировой! Так вот, наш рынок рухнул, словно карточный домик, тогда как рынки ведущих европейских стран, а также государств со сходным состоянием экономики (их обычно объединяют в  одну группу, получившую название БРИК: Бразилия, Россия, Индия, Китай) в течение прошлого года росли! Почему  же от  кризиса кто-то выиграл, а  мы оказались в  глубокой яме? Экономисты объясняют это так. В условиях экономического спада правительства стран Европы, США, Канады, Китая и  пр. сразу предприняли адекватные меры для поддержания своих рынков, и эти меры довольно быстро дали эффект (об  иностранном опыте – в следующем номере ЗР). Российские власти пошли иным путем: решили переориентировать слабеющий спрос с  зарубежных брендов на  продукцию российского автопрома – и резко подняли таможенные пошлины на  новые и  подержанные иномарки. Не помогло! Тогда огромные силы и  средства бросили на  поддержку... нет, не  спроса, а  опять  же терпящего бедствие автопрома. Из всех опробованных в других странах мер поддержки рынка выбрали только одну  – льготное кредитование покупки. Почти полгода понадобилось, чтобы запустить систему, но в полную меру она так и не заработала: удалось продать лишь 70 тыс. машин (планировалось – 150  тыс.). Еще год  (!) потребовался, чтобы принять на  вооружение другую схему  – начисление премии владельцу старого автомобиля за его утилизацию, которая зачитывается при покупке новой машины. Благодаря такой схеме рынки Европы закончили 2009  год даже с  при200 За рулем 03/2010 И В БРИКе – БРЯКбылью, а  у  нас она заработает в  лучшем случае только в  апреле. И  то пока в  качестве эксперимента, который продлится до ноября 2010 года. Словом, Россия продемонстрировала самую неэффективную в  мире программу стимулирования авторынка. Потратили больше 50 млрд. рублей – в основном на поддержку главного национального автопроизводителя (денег хватило погасить перво­ очередные долги) и  обновление автопарка для госчиновников. И примерно столько же денег пустило на поддержку своего рынка правительство Китая. В результате он… вырос на 46% и стал крупнейшим в мире! В  2009  году на  нашем рынке было реализовано около 1  млн. 466  тыс. новых машин. Успехи конкретных компаний отражены в  таблице. Больше всего автомобилей, как и всегда, продал АВТОВАЗ, на  втором месте «Шевроле», третью ступеньку занял «Форд». Правда, у  него в  общее число незаметно вошли и  коммерческие автомобили. Такую  же легкую «корректировку» допустили в этом сезоне и другие компании – ГАЗ, «Хёндай», «Рено», «Тойота» и  др. Зато окончательные данные кажутся чуть более привлекательными. Что  же, приходится принять отсутствие цифр отдельно по легковым и по коммерческим машинам как факт, простить им эту вольность и списать на кризис… Положительную динамику продаж в  2009  году показали всего три бренда: «Ситроен» (+1%), «Джили» (+103%) и  «Исудзу» (+126%). Во  всех случаях это объясняется сравнительно низкой «отправной точкой» в  2008  году. Неплохо продавались автомобили «Кадиллак» (падение  – всего  4%). Правда, это результат массированных скидок. Зато удалось как минимум сохранить на  будущее покупателей  – приверженцев марки! Не  так плохо, как другие, продавались автомобили премиум-марок, в  частности БМВ (–11%) и  «Ауди» (–12%). Они тоже, видимо, широко использовали систему скидок и  спецпредложений. А вот «Мерседес» вклюПРОДАЖИ ПАДАЛИ И ПАДАЛИчился в  ценовую войну позже и  потерял больше (–28%). Из  массовых брендов лучше других чувствует себя корейский КИА (–20% по итогам года). При этом в декабре марка показала отличный рост продаж (+81%; неужели к  Новому году теперь принято дарить «Рио»?) и  в результате заняла шестое место в рейтинге лидеров. Очень неплохо выглядит «Фольксваген» (–22%), а  также другие «европейцы»: «Рено», «Шкода», «Пежо», ФИАТ. А вот практически все «японцы» провалились (они подороСАМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ АВТОМОБИЛИ В РФ В 2009 ГОДУ ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ПО МАРКАМ В 2009 ГОДУ (по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса) Марки Lada Chevrolet Ford* Hyundai* Renault* KIA* Toyota* Nissan* ГАЗ* Daewoo Mitsubishi* Volkswagen УАЗ* Opel* Skoda* Mazda* Peugeot* Suzuki Honda FIAT* BMW Audi Citroen* Mercedes-Benz Subaru Land Rover SsangYong Geely ZAZ Chance 2009 год 2008 год Динамика,% 349 490 104 398 82 083 74 607 72 284 70 088 68 731 64 221 58 205 51 414 41 354 39 488 34 660 34 277 33 002 30 643 29 748 25 335 23 222 18 100 16 350 15 009 12 388 12 050 9598 9275 9020 7681 7344 622 182 235 466 186 828 192 719 108 070 88 152 189 966 146 548 131 003 95 510 111 567 50 525 53 773 98 800 50 733 73 271 48 085 38 314 89 152 26 058 18 383 17 076 12 245 16 764 21 780 20 433 14 406 3780 – –44 –56 –56 –61 –33 –20 –64 –56 –56 –46 –63 –22 –36 –65 –35 –58 –38 –34 –74 –31 –11 –12 1 –28 –56 –55 –37 103 –Марки 2009 год 2008 год Динамика,%Volvo Lexus Vortex ИЖ (включая ВАЗ-2104)* Volkswagen (коммерч.) ТагАЗ* Chery Infiniti Lifan Great Wall* Cadillac Mercedes-Benz (коммерч.) Porsche Hummer BYD Jaguar SEAT MINI IVECO* Dodge Jeep SAAB Chrysler IKCO** Alfa Romeo Isuzu* ВСЕГО6894 6400 5922 5735 5650 5187 4914 4630 2673 2490 1529 1385 1266 1123 1001 933 869 686 626 441 416 368 346 178 104 8621 041 14 796 – 22 306 10 501 – 15 728 7793 4755 8324 1596 3063 1941 679 5341 1689 2182 853 848 4473 2901 1269 1425 2007 321 38–67 –57 – –74 –46 – –69 –41 –44 –70 –4 –55 –35 65 –81 –45 –60 –20 –26 –90 –86 –71 –76 – –68 126 –49лины», и машины «классического» семейства. Из всего списка бестселлеров за прошлый год увеличить объем продаж сумели лишь «Лада 4×4» (+10%) и «КИА-Спортидж» (+106%). Обновленный корейский кроссовер в  декабре вообще показал взрывной рост: 363%! «Антилидерами» стали автомобили ВАЗ-2105 и  -2107 (–60%), «Мазда-3» (–67%), «Тойота-Королла» (–75%) и «Мицубиси-Лансер» (–76%). С «классикой» ситуация понятна: модель устарела еще 20 лет назад. Причина провала японских моделей, ясное дело, в другом. Осенью 2008 года в России девальвировали рубль, а в Японии, наоборот, курс иены вырос. В  итоге цена на  эти автомобили в России в начале 2009 года подскочила сразу на  20–25%. Новая «Мазда»-«трешка» вдруг стала дороже, чем БМВ 3-й серии в хорошей комплектации! И спрос тут же упал.НОВЫЙ, СТРАШНЫЙ ГОД...1 465 917 2 897 459*Включая коммерческие.**Продажи прекращены.По прогнозам, в этом году на российском рынке будет продано не так много – 1,5–1,6 млн. легковых и коммерческих автомобилей. Небольшой рост возможен лишь во втором полугодии.жали больше прочих, в  частности, изза высокого курса иены); меньше всего пострадала марка «Сузуки» (–34%). Но «чемпионами» по падению продаж, и  раньше невеликих, стали американский «Крайслер» (–76%) и  его дочерние бренды: «Додж» (–90%) и  «Джип» (–86%). У них были проблемы посерь­ езнее, чем борьба за наш рынок. Самой продаваемой в  России моделью в  2009  году стала «ЛадаПриора». За  ней идет «Самара», которая резко обогнала «классику». Замыкает автовазовскую четверку «Калина», однако ей на  пятки наступает «Рено-Логан». В  последние месяцы года французский бюджетный автомобиль обгонял по продажам и «ка-Увы, никто из  экспертов и  маркетологов не  может сейчас уверенно прогнозировать, как поведет себя российский автомобильный рынок в 2010 году. Кажется, он упорно не желает подчиняться никаким законам и опровергает все расчеты. Ведь в конце 2008-го эксперты АЕБ выдали вполне благоприятный прогноз на 2009 год: 2,4 млн. новых автомобилей. В  феврале «план» скорректировали до 1,9 млн., но реальность оказалась куда мрачнее… Оттого и  опасаются сейчас называть конкретные цифры  – вдруг этот непредсказуемый рынок рухнет еще больше? Или, наоборот, начнет расти? Большинство аналитиков склоняется к мысли, что рынок будет пребывать в  нынешнем, то есть полумертвом, состоянии, а  рост если и  возможен, то лишь во второй половине года и  разве что на  10–15%. То есть в  лучшем случае в  РФ будет продано 1,5– 1,6 млн. легковых и коммерческих автомобилей. И  то лишь при условии, что заработает система утилизации автохлама, что банки расширят программы кредитования, что мировые цены на нефть не упадут и т. д. Однако при любом раскладе понятно: нас ждет еще один нелегкий год. По  всем прогнозам, реальный подъем рынка наметится лишь к  началу 2011  года, а чтобы выйти на прежний, докризисный уровень, потребуется по  меньшей мере лет пять. Так что придется пока автопроизводителям и  дилерам потуже затянуть пояса…За рулем 03/2010 201