240
241
242
243
БЕЗ ГРАНИЦЭКСПЕРИМЕНТ ОБЛЕДЕНЕВШИЙ АВТОМОБИЛЬЛеденящая историяРедко, но случается, что автомобиль, оставленный в неудачном месте, довольно быстро превращается в глыбу льда. Мастерство скульптора-ледокола осваивал Андрей Сидоров. Фото Константина Якубова.ХОЛОДНЫЙ ДУШПринципиальную разницу между гололедом и  гололедицей усматривают, пожалуй, только синоптики. Им важна суть процесса образования льда, нам  же  – результат. А  уж как намерз лед на  дороге  – ударили холода после оттепели или пролился дождь на  мерзлую землю,  – не  все  ли равно, если под колесами каток и  лучше за  руль не  садиться. Но  гололед как природное явление знаменит тем, что, в  отличие от  гололедицы, образуется не только на дороге, но и на любых240 За рулем 03/2010поверхностях  – на  деревьях, домах, опорах ЛЭП и особенно охотно на выстуженном железе. Известны случаи, когда в зимний шторм на автомобиле, оставленном на  набережной, в  считаные часы нарастала корка льда толщиной в несколько сантиметров. Тогда уж за  руль и  захочешь  – не  попадешь. Но это стихия, и если следить за прогнозом погоды, к ее ударам можно подготовиться. Другое дело  – гололед техногенный, к  примеру образовавшийся вследствие прорыва водопровода. Эти аварии традиционно, но не-предсказуемо случаются именно в мороз. Наш эксперимент  – реставрация одного такого события. Минувший Новый год мы встречали у  приятеля на  даче. Собрались загодя  – домик основательно вымерз, его предстояло как следует протопить. Котел дровяной, система отопления на  воде, которую по  осени, разумеется, слили. Расчистив от снега площадку перед домом, кое-как разместили машины и  занялись хозяйством. Натопить избу, конечно  же, мужская работа, а  пока котел не  вы- шел на режим, нужно было как-то согреться. Согрелись по маленькой. Хозяин полез в  подвал запустить насос, а мы занялись топкой. Дрова трещат, батареи теплеют, жизнь понемногу налаживается, а  в  Петропавловске-Камчатском уже полночь! Встретили с  камчадалами  – один из нас служил там срочную. Потом с  якутами, сибиряками, уральцами.… Одиннадцать часовых поясов, даже под хорошую закуску,  – это вам не шутка. И все равно спать разошлись под утро.И «ЛОГАН» ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТДети проснулись раньше всех. Первым делом распотрошили под елкой подарки Деда Мороза и, вкусно ими подкрепившись, высыпали во  двор. Главный «леденец» ждал там: «Логан», ночевавший перед воротами гаража, за  ночь превратился в  ледяную глыбу. Старший, самый изобретательный из  ватаги, тут же организовал достройку глыбы в горку для катания. Детский досуг на ближайшие часы был заполнен. Но  каким образом при  ясной погоде машина вросла в  лед по  самуюкрышу? Версия с Дедом Морозом хотя и красивая, но уж слишком сказочная. Все куда прозаичнее. Примитивный поплавковый автомат, регулирующий заполнение системы отопления, не  то примерз, не  то приржавел в  открытом состоянии, и подпитка расширительного бачка на  чердаке продолжалась всю ночь. Излишки воды через переливную трубу вытекали на крышу и  дальше  – на  машину, стоявшую под карнизом. Видимо, под утро поплавок, наконец, сработал, но дело было сделано – «мамонт» замерз заживо.За рулем 03/2010 241 БЕЗ ГРАНИЦ | ЭКСПЕРИМЕНТ ОБЛЕДЕНЕВШИЙ АВТОМОБИЛЬОтветный шаг за  нами. Не ждать же весны, когда глыба растает естественным образом. Тогда, еще не имея опыта борьбы с обледенением, мы, чтобы попасть в  машину, затратили два часа и пару ведер горячей воды – на оттаивание водительской двери. Реконструкция той новогодней ночи воспроизводит более вероятное событие – обледенение, вызванное сугубо атмосферными явлениями. Слой льда – 3 сантиметра, мороз около –18°С. Главное  – не  паниковать. На  первый взгляд, единственно правильное решение  – эвакуация машины в  теплый бокс. Но  мы-то уверены, что ничего страшного не  произошло. Чтобы привести машину в  транспортное состояние, понадобятся совсем небольшие усилия. Если поблизости есть жилье, то  и  вовсе не  о  чем беспокоиться. Самый простой, надежный и  безопасный способ  – все тот  же кипяток. Электрочайник закипает за  5  минут, а  наработанный нами опыт показал: чтобы разморозить одну дверь, достаточно двух чайников кипятка. Первым обдаем панель двери, не  затрагивая ее стекло. Лед хрустит и  щелкает, покрываясь сквозными трещинами. Под  легкими ударами кулака толстая корка легко отходит от металла и снимается пластами, не  причиняя вреда краске. Таким образом удается очистить практически всю дверь, за  исключением стекла,  – им озаботимся чуть позже. Второй чайник уходит на отогрев проема двери. Если лить экономно, не  раплескивая попусту, а  точно в  щель, начиная с  верха, дверь гарантированно оттаивает. Дальше совсем просто: пускаем мотор, включаем фары, обогрев заднего стекла, отопитель (если не примерз его моторчик) и, как только салон немного прогреется, опускаем стекла дверей. Между ними и коркой льда уже достаточно водяной пленки, чтобы стекло легко убралось в дверь. Лед, разумеется, выбиваем наружу. Осталось очистить ветровое и заднее стекла. Подковыривая оттаявшие пласты, например, отверткой, облить зеркала, снять ледяную скорлупу с  фар и  фонарей  – и  можно ехать. Остатки льда вскоре отлетят сами собой. Если обледенение настигло вдали от жилья, кипятка в чайниках не натаскаешься. Здесь тактика несколько иная, и  многое зависит от обстояЧТО ДЕЛАТЬ?Чтобы освободить дверь ото льда, достаточно двух чайников кипятка.Для ускорения работы корку льда на проеме двери можно аккуратно отбить молотком.От картонного кожуха пользы нет – лучше направить отработавшие газы непосредственно на щель дверного проема. Такое пятно (на фото слева) оттаивает примерно за 2 минуты, а на всю дверь уйдет около получаса.242 За рулем 03/2010 тельств. Когда на помощь может прийти вторая машина и под рукой есть подходящий шланг, эффективный способ  – использовать ее выхлопные газы. Направим их через шланг на щель дверного проема. Мотор «десятки» на 3000 холостых оборотов проплавляет в  3-сантиметровом слое льда пятно размером в  ладонь примерно за  2  минуты. Ладоней по  периметру двери, исключая порог, укладывается десять-двенадцать. Итого, если работать сноровисто, за полчаса дверь отогреется. Если помощи ждать неоткуда, придется разводить костер. Способ не так уж плох уже потому, что совмещает полезное с  приятным: и  сам согреешься, и  лед растает. Если удастся приспособить примитивный экранотражатель, дело пойдет куда быстрее. У  нас на  морозе даже небольшой костерок вызвал столь бурное таяние льда, что вода с порогов не просто капала – текла множеством струек. Здесь важно не  переусердствовать, чтобы не  подпалить краску на  двери,  – костер следует разводить не ближе метра от машины. Неплох такой инструмент, как паяльная лампа, но  лишь при умелом и  аккуратном обращении. А  вот бытовая газовая горелка на  баллончике с  бутаном оказалась практически бесполезной: газ на  морозе испаряется плохо, пламя то  и  дело гаснет. А  всякий раз отогревать баллон за  пазухой неуютно. Да, как видим, и не нужно  – есть более эффективные способы. А  тепло живота своего лучше поберечь  – когда проникнете в  машину, в ней будет очень холодно...Отличный помощник – паяльная лампа. Только будьте с нею осторожны.Разведя костерок, особенно с экраном, – убьешь двух зайцев: и сам согреешься, и лед растопишь.На правах рекламы