156
157
158
160
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ЭМБЛЕМЫЗнаки судьбыПродолжаем начатую в прошлом номере расшифровку символики автомобильных компаний. Дмитрий Федоров подробно разъясняет происхождение эмблем.СЕМЕЙНОЕ НАСЛЕДИЕРазобравшись в  прошлый раз с  европейскими отделениями концерна «Дженерал моторс», перейдем к  чистокровным «американцам». Эмблема «Кадиллака» – стилизация семейного герба шевалье Антуана Ломэ де  ля  Мота Кадийяка, уроженца Гаскони, заложившего в  1701  году город Детройт, будущую столицу американской автомобильной промышленности. Правда, ни он, ни его наследники к славной марке не  имеют никакого отношения. Имя «Кадиллак» (так оно зазвучало по  другую сторону океана) выбрал инженер Генри Лиланд для собственной компании, которую в 1903 году организовал на  остатках первого (и  неудачного) предприятия Генри Форда. Похожая история случилась и с семейным гербом Дэвида Данбара Бьюика. Основав в  1903  году автомобильную фирму под собственным именем, он тут  же ее потерял. Вскоре «Бьюик» стал фундаментом концерна «Дженерал моторс». Герб основателя компании появился на одноименных машинах только в  1937  году, когда его уже не  было в живых. В 1959 году количество щитов на  эмблеме «Бьюика» утроилось: каждый символизировал один из  трех актуальных в  тот момент модельных рядов  – «Ле  Сейбр», «Инвикта», «Электра». Эти названия уже стали достоянием истории, но эмблема с тремя щитами все еще жива. Происхождение креста (или галстука-бабочки) «Шевроле» более туманно. Предполагают, что символика перекликается с крестом швейцарского флага, ведь эта страна – родина гонщика Луи Шевроле. Он был «крестным отцом» фирмы, созданной Уильямом Крапо Дюрантом, который попытался повторно войти в  основанный им концерн «Дженерал моторс», откуда ранее был выдворен акционерами. Есть и другая версия. Дескать, похожий рисунок Дюрант увидел на  обоях одного французского отеля и решил, что он отлично подходит для автомобильной эмблемы.ИТАЛЬЯНСКИЕ АССОЦИАЦИИ  Герб «Кадиллака» не раз подвергался стилизации и упрощению, однако сохранил общую форму.  Три щита на эмблеме «Бьюика» с 1959 года. В те времена каждый окрашивали в свой цвет.  Эмблема «Шевроле» – великолепный пример простоты формы и стопроцентной узнаваемости.  Итальянская «Альфа-Ромео» почти с рождения верна символам рыцарей-крестоносцев.Крест и на символике итальянской фирмы «Альфа-Ромео». Художник Рома156 За рулем 03/2010  Нынешний товарный знак «Лянчи» напоминает первоначальную идею только в общих чертах.но Каттанео, получив заказ на эмблему для новообразованной миланской компании A.L.F.A., решил воспользоваться наиболее известным символом города. Флаг рыцарей ордена Гроба Господня – красный крест на белом фоне – издавна был основным элементом герба Милана. А  по­ явился в  нем после того, как гражданин этого города Джованни Да Рио первым водрузил святое знамя на  крепостной стене Иерусалима. Вторая часть будущей эмблемы попалась на глаза Каттанео случайно. Ожидая трамвай напротив фамильного дома Висконти, почитаемого в  средние века миланского семейства, над парадным входом он приметил герб, на  котором змей пожирает человека. Точное происхождение этого символа неизвестно. Согласно одной легенде, некогда в окрестностях Милана водилась гигантская змея, похищавшая детей, и с ней смог справиться только Оттони Висконти  – основатель клана. Другая гласит, что герб был взят со щита сарацина, убитого Оттони в одном из крес­ товых походов. Так или иначе, но  подзабытая соотечественниками фамильная символика Висконти обрела новое воплощение на  автомобилях «АльфаРомео». Определенные, но  довольно натянутые параллели с  рыцарскими мотивами и у «Лянчи». Ее фирменный знак создал в  начале ХХ  века известный пропагандист автомобилизма князь Карло Бискаретти ди Руффиа. Старинный щит и копье с флагом на этой эмблеме соседствовали с  рулем автомобиля. Так ди  Руффиа хотел показать, что первые автомобилисты своей смелостью сродни средневековым рыцарям. Правда, к  сегодняшнему дню от всей этой задумки уже почти ничего не осталось – только щит да слабое подобие руля на синем фоне. «Альфа-Ромео» и  «Лянча» уже несколько десятков лет входят в  орбиту концерна ФИАТ, скупившего на  корню всю итальянскую автомобильную промышленность. В  свое время ФИАТ приобрел и  небольшую компанию «Абарт», занимавшуюся постройкой спорткаров. Присутствие скорпиона на  ее эмблеме объяснить просто  – Скорпион – красноречивый талисман спортивных машин: они способны ужалить противника на трассе.Боевой бык не так стремителен, как скакун на эмблеме «Феррари», зато во сто крат опаснее.основатель компании Карло Абарт родился под этим знаком зодиака. С большим почтением к своему небесному знаку, Тельцу, относился и Ферручио Ламборгини, так что боевой бык на эмблемах его машин появился совсем не  случайно. Ферручио серьезно интересовался корридой и в 1962 году, только замышляя автомобильное производство, посетил в  испанской Севилье поместье дона Эдуардо Миуры, прославившегося своими племенными быками. Сила и  неукротимость этих животных настолько поразили Ламборгини, что он без тени сомнения поместил изображение разъяренного быка на  эмблему автомобильной компании. Впоследствии тема корриды станет основной и  при именовании моделей «Ламборгини», а  одну из  самых известных машин фирмы назовут «Миура» – в честь человека, имевшего отношение к  формированию имиджа марки. Шведская «Вольво» использует совсем древний символ. Знак, состоящий из  круга с  направленной вправо и вверх стрелкой, был известен еще в Римской империи и обозначал планету Марс, названную в честь бога войны (круг и  стрелка символизируют щит и меч). А поскольку любые боевые действия невозможны без оружия, сделанного, как правило, из металла, то, продолжая логическую цепочку, символ Марса позже начали применять также для химического обозначения железа. Перенесемся в  1920-е. Понятие «шведская сталь» и  в  те времена было синонимом отличного качества. И когда местная компания SKF, занимавшаяся производством подшипников, открыла автомобильное отделение, в  качестве эмблемы для своих машин, получивших марку «Вольво», она выбрала древний символ железа. Тем самым шведы сразу дали понять: их автомобили прочны, как любая вещь, сделанная из настоящей шведской стали. К слову, знаменитая диагональная полоса на облицовке радиатора «Вольво» поначалу была строго функциональной деталью. С ее помощью закрепляли ту самую эмблему поверх радиаторных сот. Позже, когда радиатор убрали внутрь моторного отсека, полосу упразднили и вернули только в конце 1960-х как декоративный элемент. С  обработкой металла тесно связано и происхождение эмблемы французского «Ситроена». Андре Ситроен прославился внедрением зубчатойВАРИАЦИИ НА ТЕМУ СТАЛИИногда товарный знак «Вольво» сравнивают с символом мужского начала. В корне неправильная версия!Последний вариант эмблемы «Ситроена». Теперь шевроны похожи на стрелки и означают стремительное движение вперед.Ромб «Рено» – редкий для автомобильного мира образец творчества известного художника.На правах рекламы ТЕХНИКА | ОБОЗРЕНИЕ ЭМБЛЕМЫпередачи с двойными косозубыми шестернями, которая позволяла плавно и  мягко передавать большой крутящий момент, генерируемый, к  примеру, паровыми турбинами. Механизм требовал высокой культуры производства, поэтому, когда хозяин решил перепрофилировать предприятие на выпуск автомобилей, он в  качестве эмблемы выбрал два шеврона, символизирующих высочайшее качество продукции. Стилизованный ромб, украшающий капоты французских «Рено», напротив, появился совершенно случайно. В  первые десятилетия ХХ  века машины этой марки характеризовались оригинальной компоновкой моторного отсека: радиатор располагался позади двигателя, а капот, чья наклонная передняя часть напоминала нос утюга, был глухой. Когда в начале 1920-х годов на «Рено» появился электрический звуковой сигнал, в капоте сделали вырезы и  прикрыли их декоративной круглой накладкой с  названием фирмы. Через несколько лет дизайнеры заменили круг ромбом. Правда, за  исключением формы, эта эмблема мало напоминала сегодняшнюю символику (например, в  центре была надпись Renault). Нынешний облик эмблема обрела только в 1972 году стараниями художникаавангардиста Виктора Вазарели, одного из  основоположников стиля оп-арт, или искусства оптических иллюзий. Эмблему Вазарели сделал в полном соответствии со  своими творческими принципами. Плоский ромб «Рено» изпод его легкой руки создает иллюзию трехмерного объема. Если обращаться к  простейшим геометрическим формам в  эмблемах, на  ум приходит связка из  четырех колец «Ауди». Она появилась в  1932  году, когда четыре немецкие компании – ДКВ, «Хорьх», «Вандерер» и  «Ауди»  – объединились в  концерн «Ауто Унион». Кольца знаменовали крепкую связь между этими фирмами и служили дополнением к собственным эмблемам компаний. После окончания войны концерна не стало, как и большинства входивших в  него марок, но  «четыре кольца» продолжали жить на автомобилях ДКВ, причем некоторые получили отдельную марку «Ауто Унион». К  1959  году эта автомобильная группа попала в  лапы компании «Даймлер-Бенц», которая посчитала новые активы бесперспективными и  вскоре спихнула их «Фольксвагену». Новые хозяева оказались более рачи158 За рулем 03/2010 Кольца «Ауди» – как реквием оставшегося в живых бренда по великим маркам-партнерам из прошлого. Символ «Смарта» такой же современный и компактный, как и сам автомобиль.тельными и на основе разработок ДКВ возродили в 1965 году бренд «Ауди» – ему по наследству и досталась гирлянда из четырех колец. Весьма лаконична эмблема на  «смартах». На  первый взгляд, это некая осовремененная интерпретация темы вольвовского Марса  – тот  же круг, похожая стрелка. На  самом деле это буква  С (от слова compact), в разрыв которой вставлена стрелка, призванная демонстрировать forward thinking  – передовое мышление компании.ЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ Самая романтичная эмблема среди японских автомобильных принадлежит «Субару». Тройка ромбов, насаженных на одну ось, символизирует клановые отношения в японском обществе XIX века. В символ «Мазды» заложена легкость и стремительность автомобилей этой марки. Лейбл «Тойоты» олицетворяет тесные взаимоотношения между производителем и потребителем.По  простейшему принципу создана эмблема «Субару». Это, кстати, единственная японская автомобильная марка, использующая в  названии слово с  конкретным значением, а  не  имя основателя или какое-либо сокращение. «Субару»  – так японцы называют Плеяды, группу звезд в  созвездии Тельца. Говорят, это слово предложил сам Кенжи Кито, председатель правления концерна «Фуджи хэви индастриз», в который входит автомобильное подразделение. Символ «Мицубиси» тесно связан с  названием компании. Больше того, он здесь первичен, а  наименование вторично. Символика, возраст которой уже превысил 130  лет, образовалась из  комбинации двух клановых знаков. Предприниматель Ивасаки Ятаро, получив торговую компанию «Цукумо», решил объединить свой фамильный символ  – три лежащих друг на  друге ромба (по  другой версии – три бриллианта; эти понятия обозначаются одним иероглифом)  – с  гербом-трилистником своих покровителей из  клана Тосу. Так и  составили эмблему компании, в  названии которой «мицу» означает три, а  «биси» (или «биши»  – японцы произносят что-то среднее между «с» и «ш») – ромб или бриллиант. На  фоне «Мицубиси» последняя эмблема «Мазды» совсем юна. Она появилась в  1997  году при смене корпоративного имиджа. Довольно долго «Мазда», как и большинство японских фирм, не могла обзавестись ярким знаком, предпочитая идентифицировать свои машины просто надписями. В начале 1990-х фирма предприняла не­ удачную попытку выработать оригинальную символику. Ромб, вписанный в круг, у большинства потребителей ассоциировался не  с  языком пламени на  фоне солнца, как задумывали ТЕХНИКА | ОБОЗРЕНИЕ ЭМБЛЕМЫсоздатели, а скорее с торговым знаком «Рено». Зато следующему символу уготована, похоже, долгая жизнь: галочка в  овале вызывает множество ассоциаций. Она напоминает и заглавную букву в названии компании, и распростертые крылья летящей птицы... Перед нами одно из самых достойных графических решений, если оценивать эмблемы, появившиеся в последние годы. Другой удачный пример японского пиара – овал «Лексуса» с вписанной буквой  L. Лаконичная чистота линий этой эмблемы взяла верх над первоначальной идеей сделать нечто в  стиле герба «Кадиллака». И даже заставила задуматься над собственной символикой материнскую компанию «Тойота»  – в  1980-е годы она ограничивалась скупыми надписями на  автомобилях, что приводило к большим трудностям в  соблюдении единого корпоративного стиля. Комбинацию из трех овалов «Тойота» представила в 1989-м: два внутренних, совместно образующих букву  Т, символизируют единение покупателя и  производителя, а  большой наружный  – широкие возможности для реализации желаний и устремлений тех и других. Корни эмблемы основного конкурента «Тойоты» – фирмы «Ниссан», напротив, уходят в  те далекие времена, когда автомобили фирмы выпускались под маркой «Датсун». Здесь все просто: круг на  фоне надписи означает восходящее солнце – традиционный символ Японии. Зато эмблема, смоделированная для люксового подразделения «Ниссана»  – «Инфинити», предоставляет куда больший простор для фантазии. В  ней есть все  – и  овал, символизирующий вечное движение, и дорога, уходящая в  бесконечность (по-английски «бесконечность»  – как раз infinity, только в автомобильной марке последнюю букву заменили буквой  i для более стройного написания). Здесь можно найти и схожесть с математическим символом бесконечности. Отличный пример того, как сущность и название бренда поддерживаются эмблемой! Замечательные образцы автомобильной геральдики и  у  российских автозаводов. Наиболее яркий, с национальным колоритом, фирменный знак у  ГАЗа. Олень позаимствован из  герба Нижнего Новгорода, а  зубцы, венчающие эмблему, аналогичны тем, что украшают стены местного кремля. Лаконичная и  в  то  же время говорящая эмблема у  вездеходов марки160 За рулем 03/2010  Сегодняшний торговый знак «Ниссана» – стилизация древней эмблемы, известной еще по автомобилям бренда-предшественника «Датсун».УАЗ. Стилизованная птица напоминает чайку, символизирующую волжские просторы. В  то  же время линии образуют букву «У»  – первую в  названии марки и предприятия. Изящество и  выразительность графики продемонстрировал в  свое время и  фирменный знак ВАЗа. Древняя ладья в эмблеме связана с Волгой, на  чьих берегах построен автогигант. В сплетении мачты, паруса и передней части корабля можно увидеть букву «В». Нынешняя эмблема, уйдя от строгой прямоугольной формы к более абстрактному овалу, уже не  позволяет столь однозначно прочитывать заложенный в рисунок скрытый смысл.ВЗЯТЬ БЕЗ СПРОСУ  Cимвол «Инфинити» – типичный продукт современного пиара. Эмблемы российских автозаводов, как правило, связаны с их географией.  Два наиболее известных китайских клона на тему БМВ и «Инфинити».Вскользь упомяну о  геральдическом плагиате. Непревзойденные мастера в  этом ремесле  – китайцы. Чему удивляться  – если они не  стесняются безо всяких лицензий копировать автомобили, то  почему  бы не  заимствовать идеи эмблем? Зачем ломать голову и  тратиться на  разработку оригинальных товарных знаков?.. Клонирование эмблем в  Китае приобрело настолько чудовищный размах, что всех примеров и не охватить, расскажу лишь о самых наглядных. Символика автомобилей BYD: с  пер­ вого взгляда понятно, что ее основу взяли с  эмблемы БМВ. В  знаке компании «Чери» можно различить мотивы «Инфинити»: внешний овал, а  также галочку  – символ уходящей за горизонт дороги. Надо сказать, эти компании уже обрели определенную известность в  мире, пора уже быть поосторожнее в  эксплуатации чужих идей... Страсть к  плагиату в  КНР порой приводит к  абсурду: десятки  малоизвестных фирм клонируют уже клонированные эмблемы. Осознавая порочность такой практики, некоторые китайские компании в  преддверии выхода на  международные рыночные просторы берутся разрабатывать собственные товарные знаки. Не все добились успеха. В этом деле необходимы незаурядный художественный вкус, мастерское владение спецификой жанра, тонкое понимание психологии потребителя. И, конечно, долгая, упорная работа. Только в творческом синтезе всего этого и рождались эмблемы именитых фирм  – лаконичные, говорящие, оригинальные, красивые. Хороший пример! Но  не  для заимствования, а  для учебы.