236
БЕЗОПАСНОСТЬГИБДД: НОВШЕСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯКому править балломО необходимости изменить ситуацию в области дорожного движения наконец-то заговорили на самом верху. В последние месяцы предложения по реформированию ГИБДД со стороны министров и депутатов посыпались как из мешка. Новаторские идеи изучал Сергей Смирнов.«УЗАКОНИТЬ» ПРАВИЛАИзменения в Правила дорожного дви­ жения вносят чуть не каждый год, од­ нако сам документ этот довольно древ­ ний: принятый в  1993  году, он создан на  базе еще советских правил. Но  да­ же 14  редакций не  помогли  – слиш­ ком много спорных позиций и  разно­ чтений в этом своде правил. В  начале 2010  года депутат Генна­ дий Гудков со  товарищи внес на  рас­ смотрение законопроект «О  прави­ лах дорожного движения», цель кото­ рого  – изменить статус ПДД. По  мне­ нию депутата, только в этом случае об­ щество сможет «оказывать влияние на  процесс взаимоотношений участ­ ников дорожного движения». Тог­ да любые изменения будут вносить­ ся лишь после одобрения большин­ ством депутатских голосов, тем са­ мым будет «исключен непубличный характер внесения изменений в ПДД». «Изменение статуса ПДД  – это и  спо­ соб борьбы с  коррупцией на  доро­ гах и  милицейско­гаишным беспреде­ лом», – убежден Гудков. Вот только сомнительно, что нера­ дивый (а  часто и  не  слишком грамот­ ный) инспектор ДПС усмотрит разни­ цу между ПДД­законом и  постановле­ нием правительства. Ведь он в  конеч­ ном счете руководствуется лишь «по­ нятиями». А  в  действенность депутат­ ского контроля нам уже плохо верит­ ся... Но за инициативу – спасибо. Наиболее радикальное предложение поступило от  председателя комитета Госдумы по  транспорту Сергея Шиш­ карева. В декабре прошлого года он за­ явил, что разрабатывает проект созда­ ния нового федерального органа, ко­ торый будет заниматься обеспечением дорожной безопасности. Подчинять­ ся этот орган должен непосредствен­ но правительству РФ. Новая структура возьмет на  себя контроль всех аспек­ тов дорожного движения  – от  соблю­ дения ПДД до взимания штрафов. Скорее всего, речь идет все­таки не  об  упразднении ГИБДД как тако­236 За рулем 04/2010 ГИБДД – ДОЛОЙ?вой, а об организации еще одного кон­ тролирующего органа более высоко­ го уровня. И  это в  дополнение к та­ ким ведомствам, как Минтранс, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Миноб­ разования и  Минрегионразвития, ко­ торые сейчас прямо или косвенно за­ действованы в  системе обеспечения безопасности дорожного движения. Хотя, конечно, системой эту межве­ домственную неразбериху, в которой права и  обязанности многих органи­ заций дублируются, а ответственности не несет никто, назвать сложно. Каким будет механизм деятельно­ сти контролирующего органа, предска­ зать трудно. Но, по крайней мере, вид­ но желание что­то изменить.НОСТАЛЬГИЯ ПО БАЛЛАМдовой инспектор!), причем, как прави­ ло, на  основании записей видеореги­ страторов. У  нас  же этим правом на­ делят простого носителя полосатой палочки. И  у  него появится дополни­ тельная возможность поглумиться над нарушителем, чтобы потом тонко на­ мекнуть на  компромиссный вариант... В наших условиях говорить о возврате к  балльной системе учета нарушений как минимум странно. На прошедшей в конце февраля колле­ гии МВД президент РФ Дмитрий Мед­ ведев в  очередной раз потребовал из­ бавить милицию от избыточных функ­ ций. В  частности, ГИБДД не  будет больше проводить техосмотр автомо­ билей. Правда, кому в итоге передадут эти функции, президент не  уточнил. Но,  кроме нескольких депутатских инициатив, по этому поводу подготов­ лен и  правительственный законопро­ ект. Он предполагает, что проведением техосмотра займутся частные пункты, объединенные в  одну или несколь­ ко саморегулирующихся организаций (СРО). Таким образом, по  мнению ав­ торов, удастся победить коррупцию (по  данным опросов, до  60% россиян «покупали» талончик ГТО). Из  прези­ дентского указа следует, что за ГИБДД останется право контролировать про­ ведение техосмотра. Однако ведь уже сейчас до 70% пунктов ГТО принадле­ жит частным организациям, но  балом там правят сотрудники ГАИ, которые к ним приписаны, – непонятно, что из­ менится по  существу. Зато можно бу­ дет считать, что начало реформирова­ нию положено. Замечательно, что о  безопасно­ сти дорожного движения заговорили в  верхах  – выше некуда. Однако ниче­ го, кроме рассуждений типа «ах, как бы было хорошо, если  б жили хорошо!», мы пока не  услышали. И  самое не­ суразное: реформу МВД поручили ему же. Это от кашля можно избавить­ ся самолечением, а  ведь тут речь идет о хирургическом вмешательстве по по­ воду удаления опухолей.ТЕХОСМОТР – НЕ ГАИШНОЕ ДЕЛОВ ГИБДД, однако, все предложе­ ния со  стороны принимают в  шты­ ки. По  мнению главного госавтоин­ спектора страны Виктора Кирьяно­ ва, в  ГИБДД уже сейчас «ведется ак­ тивная работа по внутреннему рефор­ мированию»  – все в  рамках реформы МВД РФ, которая проводится по  ука­ зу президента РФ. ГИБДД вновь пред­ лагает прибегнуть к  ужесточению на­ казаний как основному способу сни­ жения аварийности. Так как штрафы уже несколько раз повышали, теперь намерены вернуться к  балльной си­ стеме. (Молодым водителям, ее не  за­ ставшим, излагаем суть: в  зависимо­ сти от тяжести нарушения Правил ав­ тоинспектор вписывает в  индивиду­ альную карточку сколько­то штраф­ ных баллов, они суммируются, и  ес­ ли за  год набрал предельное количе­ ство  – лишат водительского удосто­ верения.) По  мнению генерала Кирь­ янова, она была достаточно эффектив­ на в  Советском Союзе, и  – вот силь­ ный аргумент! – сейчас ее применяют в  ряде европейских стран. Так­то оно так, но  балльная система в  Евросою­ зе опирается на  единую компьютер­ ную сеть (которой у нас пока нет), ре­ шение о  начислении штрафных очков нарушителю принимает беспристраст­ ный полицейский комиссар (а  не  ря­234.236_Bezopasnost-04.indd 23605.03.2010 19:37:41