216
217
218
220
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ RENAULT SYMBOLТурецкий гамбит«Рено-Символ» при самостоятельном обслуживании может поставить подножку (по-итальянски gambetto, отсюда – гамбит). Как не споткнуться, рассказывает Игорь Козлов. Фото Константина Якубова.ХОД КОНЕМВспомните, как ходит эта шахматная фигура, когда подступитесь к  защитному кожуху топливной рампы,  – если предварительно не снимете его, собравшись менять масло в  двигателе, ни к фильтру, ни к щупу не подобраться. Отвернув болтик хомута, крепящего шланг обратки ГУРа, выкручиваем гайки кожуха. Для этого воспользуемся торцевой головкой с трещоткой и  коротким (50  мм) удлинителем. Подав кожух на себя (по ходу авто), приподнимаем передний край и  с  вывертом выводим ушки из-под жгута проводов. Будьте аккуратны, не  обожгитесь! Теперь щуп более-менее доступен, а  вот фильтр…. Не  пойдет от  руки – намучаетесь, поскольку ухватиться цепным съемником непросто: тес216 За рулем 04/2010но. А  раздвижным трехпалым и  вовсе невозможно. Нужен съемник-чашка, но  не  многогранный, а  специальный, с  полукруглыми выштамповками (ЗР, 2010, № 2). Купите такой загодя! Впрочем, если вместо родного фильтра (деталь 82 000 33 408) ставить неоригинальный, например бошевский модели 045 110 3396 или «Чемпион-FR 103» с многогранником на корпусе, обойдетесь привычным съемником-чашкой. Чтобы слить отработку, штатную стальную защиту снимать не  нужно  – в  ней отверстие для доступа к  пробке (четырехгранник «на  8»). А  вот чтобы заменить масло в  коробке, лист придется снять. Вывертываем все девять болтов крепления, левый задний лишь отпускаем. После чего, собственно, и  делаем «ход конем»: сдвигаем листв пределах отверстия, напоминающего по форме замочную скважину, и, приопустив, вытягиваем назад. Масло МКП по  регламенту не  меняют, но если понадобится (попала вода, потекли сальники), то  справитесь. Сливная пробка здесь, как и на двигателе, под четырехгранник «на 8», а пластиковая заливная (она  же контрольная) – с барашком. В автомате нет ни  щупа, ни  контрольной пробки, вместо них футорка под шестигранник «на  8». Доберетесь до нее только после того, как выкрутите сливную пробку (она под четырехгранник «на  8»). На  агрегатах старого образца футорка под ключ «на 27» – ее можно вывернуть вместе с пробкой, которая здесь под ключ «на  19». Чтобы слить масло, вывертываем футор-216(1_3V)218.220_Symbol TR.indd 21605.03.2010 19:30:08 ку при неработающем двигателе, после чего закручиваем ее на место и, если агрегат нового образца, возвращаем на  место и  пробку. Через другую пробку, сверху картера, заливаем свежее масло в  объеме на  0,3–0,5  л больше слитого. Пускаем двигатель. Прогрев его до рабочей температуры, переводим селектор коробки по всем позициям с  3-секундной задержкой в  каждой и,  оставив рычаг в  положении  Р, откручиваем сливную пробку и  выпускаем излишки масла. Теперь уровень в норме – по срезу верхнего отверстия футорки. Фильтр дилеры не  меняют  – для них это хлопотно. В принципе, ничего страшного, поскольку уж где-где, а  на  «символах» французский агрегат DP0 служит надежно. Прежде чем менять охлаждающую жидкость, подготовьте широкую емкость. Сливных пробок в  системе нет, так что будем снимать нижний патрубок радиатора, и  приготовьтесь к  тому, что при этом поток хлынет широким фронтом. Чтобы облиться по  минимуму (совсем сухим вряд  ли останетесь), сперва стравим давление в системе, вывернув пробку расширительного бачка, а затем навернем ее на место. Вот теперь можно распускать хомут и снимать патрубок. Важно делать это осторожно, в  то  же время быстро и не попасть под струю. Залив свежую жидкость, выгоните воздух из полости термостата – там есть пробка под ключ «на  8». Если предстоит менять привод ГРМ, то заливать жидкость не спешите  – возможно, придется заменить и помпу.ПОЗИЦИОННОЕ ПРЕИМУЩЕСТВОRenault SymbolДебют: 2002 год. В 2006 году модель подверг­ лась рестайлингу. В 2008­м появилась модель второго поколения. Производится в Турции. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КУЗОВ: седан. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые – 1,2 л, 75 л.с.; 1,4 л, 75 и 98 л.с.; 1,6 л, 105 л.с.; дизельные – 1,5 л, 65 и 85 л.с. (официально поставляются только авто с моторами 1,4 л). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5, А4. ПРИВОД: передний. КОМПЛЕКТАЦИИ: Authentique, Expression, Privilege. ЦЕНА В ФЕВРАЛЕ 2010 ГОДА: 468 000– 580 000 руб.НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕ Наименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Фильтр салона Свечи зажигания Привод ГРМ Ремень привода навесного оборудования (с роликами) Масло КП, жидкость ГУР Антифриз в системе охлаждения Жидкость в приводе тормозов Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 15 30 30* 15 60 60 –** 90 (2)*Производитель не комплектует машины фильтрами. **Контроль уровня, замена по состоянию.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВ Запчасть Крыло переднее Передний бампер Блок­фара Фильтр масляный/воздушный/ топливный/салонный Свечи зажигания, комплект Комплект привода ГРМ (ремень, два ролика) Заглушки головки блока (2 шт.) Ремень поликлиновый Натяжитель поликлинового ремня/ролик опорный Тормозные колодки передние/ задние + два колпачка + две гайки ступиц ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВ Работа Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена фильтра воздушного/ топливного/салонного Замена свечей зажигания Замена привода ГРМ и навесных агрегатов Замена охлаждающей жидкости Замена масла КП (механика/автомат) Замена тормозных колодок передних/задних Нормочас Стоимость, руб. 800 800 320/300/470 500 2950 2000 650/2000 960/2240 1590 Стоимость, руб. 4700 19 360 5480 340/760/610/1110 1100 4180 600 580 3460/1230 2140/3700 + + 1140 + 520Не  обладая опытом и  не  имея под рукой руководства по  ремонту, за  замену привода ГРМ лучше не  браться. Во-первых, это весьма трудоемкая операция, связанная с  вывешиванием силового агрегата (придется снимать правую опору). Во-вторых, нужны приспособления для фиксации валов, шкивов и  установки заглушек головки блока, причем нужно сохранить высокую точность размеров деталей, в  том числе непростых по  форме. Впрочем, взвесьте сами: работа специалистов стоит около 3000  рублей. Только не  гонитесь за дешевизной! Гаражные умельцы, зная о том, что в последних версиях мотора K4J завод начал устанавливать шпонку в  соединении коленвала со  шкивом, могут запросить с вас и втрое меньше. Но они, как правило, не пользуются приспосо-216(1_3V)218.220_Symbol TR.indd 217На правах рекламы05.03.2010 19:30:10 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ RENAULT SYMBOLДаже со сня­ тым защитным кожухом топлив­ ной рампы непро­ сто отвернуть фильтр (здесь на него надет съемник, на кото­ рый указывает стрелка). Не сняв кожух, к щупу не подобраться. Без таких при­ способлений, что разложены на жабо, замену привода ГРМ лучше не зате­ вать. Мотор приподняли домкратом через большой лист толстой резины (иначе поддон может лопнуть). С заменой свечей легко справится мало­ мальски опытный автолюбитель. Электрический разъем лучше отсоединить – без него удобнее выкручивать болт.Автомати­ ческий натяжи­ тель (на автомо­ биле с кондицио­ нером) отводим за болт натяжного ролика и вставля­ ем чеку (напри­ мер, гвоздь) в отверстия на подвижном и неподвижном секторах. Для замены воздушного филь­ тра выкручиваем два самореза крышки и, подав ее к расшири­ тельному бачку, вынимаем вверх. На пробку выпу­ ска воздуха из системы охлаждения ука­ зывает стрелка. Чтобы добрать­ ся до салон­ ного фильтра (на машинах вто­ рого поколения), надо снять повод­ ки стеклоочи­ стителей и жабо. Не деформировав элемент, его в гнездо не вста­ вишь.Топливный фильтр располо­ жен перед баком. Наконечники трубок снимаем со штуцеров, нажав на клипсу (одна из них пока­ зана стрелкой), после чего выни­ маем фильтр из держателя.Вид на тыль­ ную сторону левой фары: меняя лампу габа­ ритки, учтите, что садится патрон туговато. Если не пойдет, выньте из гнезда лампу головного света (Н4) – проще будет за патрон ухватиться. После замены лампы в фонаре обязательно про­ контролируйте, чтобы уплот­ нитель ровно лег в ложемент платы ламп, а резинка с обратной стороны платы не перекосилась.К лампе проти­ вотуманки под­ беретесь, отогнув часть подкрылка. Здесь длинная проводка, благо­ даря чему сможе­ те вынуть лампу из­под бампера и разъединить разъем – будет видно, на что нажимать.218 За рулем 04/2010216(1_3V)218.220_Symbol TR.indd 21805.03.2010 19:30:15 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ RENAULT SYMBOLОЦЕНКА ТРУДОEМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена привода ГРМ Замена ремня навесных агрегатов Замена ОЖ двигателяОписание операции Итоговая оценкаЕсть указатель уровня масла на щитке приборов Плохой доступ к щупу и фильтру Минимум крепежа, элемент укладывается только в одном положении Туговато выходят саморезы крышки Легкосъемные наконечники Для проведения операции нужна смотровая канава или эстакада Свободный доступ Без замечаний Есть полуавтомат натяжителя Плохой доступ, нужны спецприспособления, приходится вывешивать силовой агрегат Есть автомат натяжителя (в авто с кондиционером) Нужен прибор для контроля натяжения ремня (авто без кондиционера) Есть штуцер для удаления воздуха из системы Нет сливных пробок Есть пробки, по регламенту масло «вечное» Нужно снимать защиту моторного отсека; много крепежа Привычная конструкция передних механизмов Задние барабаны выполнены воедино со ступицами, одноразовые колпачок и гайка Продуманный доступ на авто первого поколения, минимум крепежа На машинах второго поколения нужно снимать поводки стеклоочистителя и целиком жабо Приемлемый доступ, не надо снимать соседние детали. Заменить лампу в дополнительном стоп-сигнале просто Фонари надо снимать Длинная проводка Надо снимать часть подкрылка3 4 4 4,5 2 4** 3 4 2,5 4** 4,5 4щью ключа «на 15», и снимаем старый ремень. Тщательно проверяем под­ шипники навесных агрегатов и  роли­ ки – опорный и натяжной. Формально ролики положено менять при каждой замене ремня – через 60 тыс. км. На  авто без кондиционера ремень натягиваем смещением генератора. Неопытным браться за  работу не  ре­ комендуем: если слабо натянете, при­ вод будет проскальзывать (чего добро­ го, руль закусит), а если чересчур – по­ страдают подшипники навесных агре­ гатов. Дилеры для контроля натяжения используют частотомер: держа в одной руке прибор, а в другой датчик, «игра­ ют» на ремне, словно на струне, и сни­ мают показания.БЛИЦ-ТУРНИРЗамена масла в МКП Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в фарах и фонарях Замена ламп противотуманок*Автомобиль с мотором K4J (1,4 л) и МКП в сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в 4 балла по 5-балльной шкале (ЗР, 2008, № 1). **Средний балл за два варианта исполнения.блениями для фиксации распредвалов. Делают проще: помечают маркером по­ ложение шкивов (штатных меток здесь нет), после чего снимают старый ре­ мень и  ставят новый, совмещая шки­ вы по  этим меткам. Казалось  бы, мо­ тор после этого нормально пускается да  и  работает устойчиво…. Но  до  по­ ры. Рано или поздно блок управления двигателем зафиксирует значительные отклонения фаз – такие данные он по­ лучает с  датчиков положения колен­ вала и  распредвала. И  вот тогда дви­ гатель начнет хандрить, а  то и  вовсе остановится. Дело в том, что при заме­ не привода нужно компенсировать из­ нос шкивов – он неизбежен, особенно в условиях пыльных дорог. Делают это смещением шкивов относительно но­220 За рулем 04/2010сков распредвалов (там конусная по­ садка): отпускают болты и,  зафикси­ ровав валы одним приспособлением с  обратной стороны головки, а  шки­ вы – другим, вновь затягивают крепеж. Разумеется, коленвал тоже должен быть зафиксирован оправкой – только так фазы гарантированно будут оста­ ваться в  пределах допуска до  следую­ щей замены ремня (через 60  тыс.  км). Словом, двойка за эту операцию в ито­ говой таблице – пожалуй, даже завы­ шенная оценка. Перейдем к более простым опе­ рациям  – заменим поликлиновый ре­ мень. Автоматическим натяжителем оснащены только версии автомоби­ лей с кондиционером. Ослабляем натя­ жение, отводя ролик в сторону с помо­С  заменой свечей и  фильтров трудно­ стей нет – все в меру доступно и при­ вычно. С  передними колодками то­ же справитесь: механизм прост и поч­ ти такой же, как у наших «лад». С зад­ ними посложнее: тормозной диск со­ ставляет со ступицей единую деталь, поэтому надо откручивать централь­ ную гайку. А  она с  нейлоновым коль­ цом  – одноразовая! Так что даже для профилактики механизма надо зара­ нее запастись гайками, а еще и ступич­ ными колпачками. В  отличие от  дру­ гих машин со  схожей конструкцией, здесь не  снимешь колпачок, не  повре­ див его. Мастера, зная об этом, просто протыкают старый и, вставив в отвер­ стие монтажку, выковыривают колпа­ чок из посадочного гнезда. Лампочку поворотника в  правой фаре поменять довольно просто. Сле­ ва посложнее, но справитесь. К лампам головного света, наоборот, доступ луч­ ше слева, а  с  правой стороны мешает площадка правой опоры силового агре­ гата. Снимать соседние детали, не гово­ ря уже о самой фаре, и здесь не придет­ ся. В целом – четверка с плюсом. Фонари ради замены ламп снять придется. Хорошо хоть, что крепеж на барашках: две гайки держат обивку, а болт – сам фонарь. Его выталкиваем со стороны багажника, подавая строго назад, после чего отсоединяем разъем. Если дело зимой, обязательно занесите фонарь в салон и дайте ему хорошень­ ко прогреться, иначе неминуемо обло­ мите защелки, фиксирующие на корпу­ се плату с лампами. Благодарим компанию «Автомир-Рено» на Озерной» за помощь в подготовке материала.216(1_3V)218.220_Symbol TR.indd 22005.03.2010 19:30:16