118
119
КУРЬЕРПОБЕДА-65Отозвались не только внукиЧитатели «За рулем» откликнулись на обращение редакции вместе отметить главное событие года – юбилей Победы. Среди авторов первых откликов не только родные и близкие тех, кто воевал за рулем, – есть и другие. Не все смогли добыть снимки водителя рядом с боевой машиной, многие прислали просто фото военных лет. В почте журнала и сообщения о танкистах. Словом, включившиеся в акцию «Победа-65» сами расширяют ее рамки. Мы можем только приветствовать это. В конце концов, самое главное – вспомнить тех, кто ковал победу, а на чем воевал он – на колесах или на гусеницах, не суть важно. Так что продолжайте в том же духе. Напоминаем, что публикация заметок и фото в рубрике «Победа-65» не закончится в мае. Желаем успеха!ТРОФЕЙ ИЗ-ПОД СНЕГАПоследние дни января 1943  года. Наш артиллерийский полк участвовал в  окружении армии Паулюса под Сталинградом. Я  находился тогда на  наблюдательном пункте своего артдивизиона – высоте 92.0. Перед нами снеж-сиденье, а  также стол с  радиостанцией и  несколькими радиоприемниками Torn.Fu.b1. Рядом с  водителем место для командира – откидной стол, планшет с картой. В багажнике небольшой бензоагрегат для зарядки аккумуляторов, а  с  левой стороны, позади багаж-Радисты со своим «БоргХорьхом» на пути от Данцига к Штеттину. Март 1945 года. Водитель на фото – справа.ное поле, а  в  конце его  – несколько крестьянских домиков: деревня Старый Рогачек. Кольцо вокруг Паулюса постепенно сжималось. Мы не  выпускали противника из поля зрения и заметили, что перед одним из домов возвышается засыпанный снегом холмик, из которого торчит труба. И  вот наш последний артналет на передний край вражеской обороны, мы идем вперед! Противник больше не  сопротивляется. Засыпанный снегом холмик с трубой оказался брошенным немцами при отступлении большим автомобилем с  телескопической антенной. Внутри  – широкое заднее118 За рулем 04/2010ника, прикреплена шестиметровая антенна, которую мы и приняли за трубу. Я сразу  же позвонил начальнику штаба полка, чтобы прислал когонибудь забрать машину. Как выяснилось позже, это был солидный «Хорьх-901», но  тогда мы точного названия модели не  знали, она проходила у  нас под именем «Борг-Хорьх». Тем более не знали, какой предстоял ей длинный путь. Первой  же целью стала Курская дуга. Мне с моим дивизионом тоже предстояло участвовать в боях на Курской дуге, но в «пешем порядке», а  потом преследовать противника по России и Белоруссии.После ранения вернулся в  свой полк, который к  этому времени переформировали в артиллерийскую бригаду. И вот чудо! Я встретился со старым знакомым – «Борг-Хорьхом». Мало того, стал его третьим хозяином. Вместе с ним прошли с боями по Польше, дальше были Восточная Пруссия, Данциг, Штеттин, Росток. Что и  говорить, это был первоклассный по  тем временам, надежный и удобный автомобиль. Впрочем, один раз «Борг» серьезно подвел. Надо было ночью перебраться на Одерский плацдарм, в нескольких километрах от Штеттина. В этом месте у реки два рукава. Наш «Борг-Хорьх» – полноприводный. Передними колесами он въехал на понтон, а задние забуксовали на размякшем грунте. При отчаянной попытке водителя продолжить движение привод заднего колеса вышел из строя. А это беда: мы задерживали движение целой колонны машин с  орудиями... Слышим команду солдатам у понтона: «Сбросить машину!». Услышанное заставило нас четверых какими-то неимоверными усилиями втолкнуть задние колеса на понтон. Предстояло еще проехать вдоль реки по  междуречью  – но  на  песке передние колеса не могли сдвинуть машину с  места. В  полной темноте цепляемся тросом за орудие – его тянет «Студебекер» – и, проехав по второму понтону, оказываемся на  плацдарме. Теперь все зависит от  водителя. Он  за  час сумел заменить вышедший из  строя привод, и  мы вовремя прибыли к  назначенному месту. Спасибо бойцу-шоферу! Жаль, забыл, как его зовут  – столько лет прошло... После войны мы с  машиной не  расстались. Много поездили по  дорогам Германии и  Польши  – «Хорьх» больше не  подводил. Простился я со  своим любимым трофеем только в 1946 году. И. Стефанов118-119_Pobeda 65.indd 11806.03.2010 16:59:50 КОГДА НЕТ ЭКИПАЖАПамять – штука тонкая… Старшее поколение порой неохотно рассказывает о себе. А когда молодежь подрастет и начнет интересоваться своей историей, стариков зачастую уже нет в живых. Вот и порвалась ниточка… Мне повезло! Но не оттого, что очень увлекался историей, а потому, что меня с  детства интересовала техника. И когда я узнал, что мой дед служил танкистом еще до войны, начал осторожно приставать к  нему с расспросами. Был он человеком замкнутым и грубоватым. Целыми днями копался в саду, вел хозяйство, словоохотливостью не отличался. Но стоило мне, пацану, попросить его рассказать про танки, какстарик преобразился. Меня поразило даже не то, о чем говорил дед, а как он это делал. Не верилось, что этот суровый человек может часами вещать о бронированных коробках с такой любовью, с дрожью в голосе и слезами на глазах. А какой рассказ о танках без воспоминаний о войне… Мой дед Твердунов Прохор Васильевич – кадровый танкист, старшина сверхсрочник, служил в 30-е годы на Украине. Незадолго до войны случилось несчастье: танк попал в аварию – упал с моста. Дед получил травму головы и частично потерял слух. Мало того, что военная карьера прервалась, так еще и обычных для того времени обвинений во вредительстве не удалось избежать. Но здесь, как он говорил, ему помог… Гитлер. Началась война, фронту понадобились квалифицированные кадры, и дед пошел воевать. Только не танкистом, а ремонтником. Их ремонтное подразделение располагалось в ближнем тылу, куда доставляли эвакуированные с поля боя машины. Какие могли – восстанавливали на  месте, остальные отправляли дальше в тыл, для серьезного ремонта. Трудились здесь рабочие с танковых заводов да увечные, нестроевые танкисты.Нередко случалось, что отремонтированные танки есть, а экипажей нет. Вот и приходилось ремонтникам снова становиться танкистами. Война – время суровое, никто не разбирал, инвалид или нет, строевой или нестроевой. Умеешь водить танк, садись за рычаги и – вперед! Так что деду довелось водить отремонтированную своими руками «тридцатьчетверку» в атаку. И не раз. Вспомнил он эпизод, когда танки вели только механики, без экипажа! Хорошо, что фашистов застали врасплох и передавили гусеницами. А могло случиться, что рассказать мне про танки и про войну было бы некому…. Потом дед работал на танкоремонтных заводах, в автохозяйствах, делал оборудование для угольной промышленности. Награды носил очень редко, по самым большим праздникам. Обычно хранил их в потертой коробочке. Да и невеликие это награды – простые солдатские. Теперь эта коробочка хранится у меня. В ней две медали: «За отвагу» и «За боевые заслуги». К сожалению, фотографий военного времени не сохранилось. Эта, на которой дед обслуживает двухбашенный танк Т-26, сделана в 1935 году на Украине. И. ТвердуновЗдравствуйте, дорогая редакция «За рулем»! Пишет вам внук ветерана Великой Отечественной войны Кириченко Елены Андреевны. Этим письмом хочу поздравить свою бабушку с  праздником Победы. Знаю от  нее, что призвана была в  1944  году в  39-й отдельный автополк  – рядовой, водителем. Полк позже входил в  состав действующей армии, и воевать ей пришлось за рулем «Студебекера». На  обращение журнала откликнулась и  председатель Союза ветеранов автоспорта, известный спортивный судья Татьяна Соколова. Она располагает сведениями о мастерах автоспорта – участниках войны и  готова рассказать о  них. В этом номере – об известном раллисте и тренере Карле Сочнове. На  улице только что освобожденного от  фашистов Каменец-Подольского военный патруль остановил грузовик «Опель». Машину забрали, а  двух очень молодых «владельцев» приписали к  части  – водители были нужны позарез. Так началась автомобильная биография Карла. В  августе 1944-го его, военного шофера, ранило в  первый раз на  Сандомирском плацдарме. После госпиталя пришлось временно переквалифицироваться в  механика-водителя танкаК сожалению, фото с автомобилем не сохранились – на снимках она или одна, или с фронтовыми подругами. Спасибо вам огромное за ваш конкурс. Вот только жаль, что льгота от государства на предоставление автомобилей ветеранам обошла бабушку стороной. Наши местные власти несвоевременно информировали о подаче заявлений. Не проявили заботу... Виталий, ТаганрогТ-34. На  нем дошел до  Берлина, а  8  мая 1945 года, за день до окончания войны, – второе ранение. В  1950  году автомобилиста Сочнова демобилизовали. Сразу  же поступил в  Московский авиационный институт и с отличием окончил его. Успех был поощрен – отчим подарил неновую «Победу». На ней первый раз стартовал в ралли, которое стало увлечением и  делом всей жизни. Успешно выступал во  всесоюзных и  международных соревнованиях, стал автором-разработчиком скоростной стенограммы раллиста. В  1970  году как руководитель команды участвовал в знаменитом автомарафоне Лондон  – Мехико, проходившем по Европе и Южной Америке. Карл Владимирович Сочнов – заслуженный тренер СССР (такое звание в  автоспорте всего у четверых).От редакции. Когда материал был готов к  печати, пришло известие о  смерти Карла Сочнова. Мы  глубоко скорбим об  этой утрате и  выражаем соболезнование родным и близким человека, много сделавшего для своей страны.За рулем 04/2010 119118-119_Pobeda 65.indd 11906.03.2010 16:59:53