266
267
268
СПОРТКОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИВлезть в петлю не страшноТрио из команды Russian Ring School успешно провело минувший сезон в немецком чемпионате VLN на «Северной петле» Нюрбургринга. Тем, кто готов бросить вызов легендарной трассе, адресован рассказ Дмитрия Соколова, одного из пилотов экипажа.Немецкий чемпионат VLN – се­ рия из  десятка длинных (4– 6  часов) гонок на  Нюрбург­ ринге, самой сложной и  са­ мой опасной, самой протяженной и са­ мой знаменитой кольцевой трассе ми­ ра. На этапе гонок здесь стартует око­ ло двух сотен автомобилей, каждый поочередно пилотируют несколько во­ дителей, среди которых немало звезд международного уровня. Этот трек не  просто вошел в  историю автоспор­ та – он во многом ее создавал. Мы ре­ шили соревноваться именно здесь по нескольким причинам. Технические требования VLN не только либеральны, но и разумны – регламент охватывает классы машин под любой бюджет. Благодаря попу­ лярности и  долгой истории Нюрбург­ ринга его инфраструктура развита на­столько, что старты в  гонках мирово­ го уровня даже с  учетом авиапереле­ тов и гостиниц обходятся дешевле, чем в  российских соревнованиях на  сопо­ ставимой технике. Уровень соперников очень высок, что делает борьбу инте­ ресной, а победу – почетной.ЗАОЧНАЯ УЧЕБАПрохождение одного круга по  «Норд­ шляйфе» – «Северной петле» – в  про­ шлом году стоило 22  евро, в  нынеш­ нем – уже 23. Система оплаты прогрес­ сивная (чем больше кругов покупаешь, тем меньше стоит один), и разумно бу­ дет использовать каждый с максималь­ ной эффективностью – именно для ра­ боты над нюансами пилотирования, а  не  для того, чтобы запоминать трас­ су. А значит, все 143 поворота необхо­ димо вызубрить еще до  старта. Чтобыих запомнить, понадобится пройти 30– 40 кругов (по времени – целый уикенд, по деньгам – считайте сами), но это же можно сделать за  одну­две сотни ев­ ро на  компьютерных симуляторах  – не  использовать их попросту глупо. К визиту на Нюрбургринг лучше гото­ виться с помощью игры GT4 для Sony PlayStation: ее создатели умудрились прописать все настолько точно, что си­ мулятор поможет даже проверить ра­ бочие гипотезы, возникающие во  вре­ мя гоночной работы. Но  следует по­ нимать, что даже самый совершен­ ный электронный помощник не  заме­ нит живой практики и не проверит ва­ шу отвагу. Итак, в  теории вы трассу узнали, проштудировали всю доступную лите­ ратуру об идеальных траекториях Нюр­ бургринга – пришло время практики.266 За рулем 04/2010266-(1_2G)-268_vln best.indd 26605.03.2010 17:05:41 ТРЕНИНГ В ТУРИСТИЧЕСКИЕ ДНИСпланировать поездку можно после знакомства с расписанием любительских сессий (Touristenfahrten) на сайте www.nuerburgring.de. Настоятельно рекомендую выезжать на  трек на  машинах с  дизельной тягой, если деньги хоть немного вам дороги. На свой страх и довольно серьезный риск некоторые берут автомобили в  обычном прокате. Это те, кто безгранично доверяет своему ангелухранителю. Урон трассе вы оплатите отдельно, оценивается он в  зависимости от  количества метров, на  протяжении которых вы стучали машиной по отбойнику. Существенно более дорогой, но  и  более спокойный путь  – арендовать машину с  каркасом безопасности в  одной из  специализированных прокатных контор «Северной петли». Если вы опытный спортсмен и  у  вас за  плечами по  крайней мере гоночная школа и  пара успешных сезонов в  каких-либо профессиональных сериях, к  первому старту в  VLN вы сможете сносно подготовиться, пройдя 60–70  кругов в  «туристическом» режиме.  Russian Ring School – чисто российская команда. Слева направо: Денис Малеваный, Дмитрий  Соколов, Андрей Агафонов. ИМЕТЬ ИЛИ НЕ ИМЕТЬПосле сезона, проведенного в  чемпионате VLN на  собственном БМВ-М3 E46 класса V6, мы пришли к  выводу, что «иметь» совершенно не  обязательно. Содержать свой боевой авто-мобиль в Германии ничуть не дешевле, чем платить какой-либо гоночной команде за место в кокпите. Когда выходите на  старт гонки на  своем автомобиле, вы должны оплатить: стартовый взнос  – от  650На правах рекламыЗа рулем 04/2010 267266-(1_2G)-268_vln best.indd 26705.03.2010 17:05:44 СПОРТ | КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ  Лучшую гонку мы провели без бокового стекла и с нарушенной геометрией подвески.  Результат на финише – третье место в классе.до  950  евро (в  зависимости от  класса); свободные тренировки – 300 евро; не  меньше чем один комплект колес  – около 1200 евро с полным обслуживанием, монтажом и  консультацией инженера; топливо  – 700  евро; зарплату механикам и команде за обслуживание в гонке – 1000 евро; залог за транспондер системы хронометража (его возвратят после соревнований)  – 500  евро. И это без учета расходов на подготовку машины. Цена места в  автомобиле сторонней команды зависит от репутации пилота, его удачи и дипломатического таланта. Если вы лишены этих достоинств, цену выставят самую высокую. Повреждения техники – еще одна статья расходов. Профессионал же может рассчитывать на место в машине класса  V6 (такой, как наша) за  4000 евро. Соответственно менее навороченный автомобиль потребует меньших затрат. В младших классах вполне реально стартовать за 2000–2500 евро.ГОНКАвесьма непросто. Сумасшедший дом начинается задолго до  клетчатой линии, и борьба ведется предельно жестко: рассчитывать на  чье-то джентльменство в такой своре не приходится. VLN  – длинные гонки, однако о  стайерском темпе забудьте: если вас жгут спортивные амбиции, все время придется гнать на  пределе возможного. Позиция в  итоговой таблице зависит от  того, как себя проявите именно на  участках, где сложнее, страшнее и  опаснее всего, где потребуются все ваши пилотские навыки, инстинкты и смелость. Невозможно найти в книге ответ, как добыть нужные для победы секунды, не поможет и опыт классической гоночной школы. Подобные тонкости постигаются бессонными ноча-ми раздумий, километрами проверки гипотез и анализом наблюдений за быстрыми соперниками.НА ЧТО РАССЧИТЫВАТЬРоссийский коллектив Russian Ring School создан с  нуля. И  нам удалось попасть на  подиум уже в  четвертой гонке. Причем в  самом мощном и  тяжелом в пилотировании классе из тех, где машины близки к  серийным. Результат дался нелегко, но  и  не  стал чудом или случайностью. Сейчас за  нами угнаться сложно, однако это не значит, что не стоит пытаться. Ведь дело даже не  в  подиуме – сам путь к  нему по  «Северной петле» Нюрбургринга даст пилоту больше, чем любая другая дорога мира.  В гонках VLN участвует много экзотической техники.Этап VLN начинается в пятницу с технических проверок и  свободных тренировок. Утром в субботу – полуторачасовая квалификация. Место на стартовой решетке важно для итогового результата, поскольку обгон близкого по  скорости соперника на Нордшляйфе  – маневр очень рискованный. Сам старт крайне сложен: все автомобили выпускают на  трассу группами по  70  (!) машин в  каждой. В  этот момент не  потерять позицию и  уцелеть268 За рулем 04/2010266-(1_2G)-268_vln best.indd 26805.03.2010 17:05:48