180
181
182
183
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯВсем шинам шинаРазмерность шин для грузовиков определяется в  основном требованиями к  грузоподъемности: на  маленьком колесе десяток-другой тонн не  увезешь. А если нужно загрузить в самосвал… 360 т? Вот по этому случаю и придумали самую большую на  сегодня покрышку «Мишлен-59/80R63  XDR» для карьерного самосвала «Катерпиллер-797В» полной массой свыше 600 т. В данной шине весом 4,7 т только стальной корд весит 890 кг! При замене такого колеса не обойтись без погрузчика. Размеры тоже впечатляют: наружный диаметр равен 4,03  м, ширина профиля  – полтора метра. Стоимость – около 40 тысяч евро за штуку. Закономерно, что к  надежности и  долговечности карьерных шин предъявляют особенно жесткие требования. Новый сверхглубокий протектор XDR, состоящий из отдельных блоков, позволил продлить срок службы новинки на  25%Допустимая высота протектора здесь не миллиметры, а десятки сантиметров! Перед нами не танкодром и не трасса триала, а шинный полигон в Альмерии. С капитанского мостика «Катерпиллера» эту легковушку можно и не заметить.по  сравнению с  прежней моделью XKD1. Но  как удалось это проверить? В  Испании есть необычный испытательный полигон. На  нем не  найдешь асфальтированных дорог, ведь карьерные самосвалы по таким не ездят. Зато смоделированы характерные условия горнодобывающих предприятий: подъемы, спуски, уклоны, разный грунт… Здесь день и  ночь стоит гул гигантских самосвалов, нагруженных под завязку. Может показаться, что это Сизифов труд, но  на  самом деле он совсем не  напрасный: только так и удается проверить новые гигантские шины на практике. Что  же касается собственно технологии производства карьерной «обувки», то  она, по  сути, такая  же, как для обычных шин. Но,  разумеется, с  поправкой на  размеры и  массу. Ну  и,  например, допуск на  дисбаланс тут другой: не  более килограмма. Скажете, много? Но на фоне общей массы шины в 5 т это совершенно незаметная величина.180 За рулем 09/2010 «Замасленные» тормозаЭффективность подмоченных тормозов всем давно известна. А уж если на диск попадет масло… Привычный взгляд на  вещи может, однако, изменить новый подход к  конструированию тормозов, предложенный компанией TMD  Friction. Разработчики сумели резко уменьшить износ трущихся пар  – колодок и диска – за счет использования специального пластичного состава, скрытого в полости тормозной колодки. Это, конечно, не  обычная смазка, а  материал, который при торможении переносится на  поверхность диска, внедряется в  нее и  образует тончайший (около 10  мкм) трансферный слой. Он не только защищает диск от износа, но и захватывает стирающиеся зерна колодки. Теперь, когда колодка по мере износа становится тоньше, диск, напротив, толстеет! К тому же при работе новых тормозов почти не образуется вредной пыли. В расчете на регенерацию диска его начальную толщину можно уменьшить, а это экономия до 500 г массы на колесо. Разумеется, на  словах все кажется простым, на деле  же пришлось долго и тщательно подбирать нужную композицию из микрозерен фрикционных материалов различной твердости, каучука, смазки, металлических нитей. Полная рецептура держится в секрете. Ясно, что при внедрении новинки тормоза станут дороже. С другой стороны, отпадет необходимость менять изношенные диски.Новые тормозные колодки – своеобразные «сосуды» с пластичным, восстанавливающим диск составом.На правах рекламыЗа рулем 09/2010 181 ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯОфициально безвредныОказывается, не только кошки, пыль и апельси­ ны способны вызывать аллергию. Мощным ал­ лергеном может стать и  автомобиль, а  точнее, материалы его интерьера. Примечательно, что в  ходе исследований в  список возбудителей ал­ лергии внесли даже такие материалы, как хром и  никель, олицетворяющие собой спортивность и роскошь модели. Над перечнем материалов и  компонен­ тов, которые не  должны вызывать отторже­ ния у  чувствительного покупателя, корпора­ ция «Форд» работает уже 20 лет. Была построена специальная система контроля (Global Materials Management), позволяющая предъявлять требо­ вания поставщикам и отслеживать качество ма­ териалов. Все исследования проводятся в  рам­ ках обширной программы экологического раз­вития продукта. Она подразумевает комплекс­ ную оценку воздействия автомобиля на  людей с учетом таких параметров, как влияние на гло­ бальное потепление, изменение качества возду­ ха, шум, безопасность. Антиаллергенное направление выдели­ лось в специальное в 2002 году, когда специали­ сты европейского подразделения «Форда» объ­ единили усилия с экспертами из немецкого TÜV Rheinland. На  сегодняшний день восемь моделей ком­ пании («Фиеста», «Фьюжн», «Фокус», C­MAX, «Куга», «Мондео», S­MAX и «Гэлакси») получили положительное заключение по стандарту «салон без аллергенов». Отныне все компоненты, кон­ тактирующие с кожей человека, будь то рулевое колесо, обивка сидений или ремни безопасно­ сти, не  вызовут раздражения. (О  пыльце, впро­ чем, тоже не забыли: ее не пропустят внутрь са­ лонные фильтры.) Учитывая, что аллергии подвержено око­ ло 30% жителей планеты, это неплохой аргумент в рамках здоровой конкуренции.Салон «Фиесты» теперь официально безвреден для аллергиков.Проверка в испарительной камере. Вот так замеряются параметры качества воздуха на уровне головы водителя.182 За рулем 09/2010 Свободно конвертируемое напряжениеКакое напряжение в бортовой сети вашего автомобиля? Следовало  бы ответить вопросом на  вопрос: в какой именно сети? Потому что в гибридных моделях могут встретиться – загибайте пальцы – 600 В для питания электромотора, 300  В в  тяговой батарее, 100  В в  буферных суперконденсаторах, 150  В в активной подвеске и сервоприводе руля и, конечно, 12 В во всем остальном электрооборудовании. Все эти сети существуют не сами по себе, а обмениваются потоками энергии, согласовать  же уровни напряжения позволяют так называемые DC/DC-конвертеры. До сих пор они работали лишь в  одну сторону  – скажем, преобразовывали 12  В в 220, но никак не наоборот. Поэтому в гибридных моделях приходилось использовать несколько разных конвертеров, чтобы обеспечивать обмен энергией в любом направлении. Но  теперь компания «Продрайв» создала конвертер, способный свободно преобразовывать величину напряжения в любом направлении. Появление такого устройства сулит немалые выгоды. Команды из Манчестерского университета, Raytheon Systems, SciSys, International Transformers и европейского технического центра Tata Motors обещают сделать ходовой образец уже года через три, а  через пять – семь лет вывести новинку на рынок.Новый конвертер займет совсем немного места между мотором и батареей.Вот сколько уровней напряжения может согласовать между собой единственный «мультипортовый» конвертер.На правах рекламы