174
175
176
177
178
179
ТЕХНИКАТЕСТ НАВИГАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫВместе весело шагатьНавигация – хороший спутник в дороге: к искомому дому приведет, на сложных развязках поможет. Насколько удобно ездить с отечественными программами, оценил Денис Арутюнян. Фото Александра Батыру.В  первую очередь оговорим методику теста, ведь даже опытные пользователи навигации часто путают качество работы аппаратной части (поиск и  прием сигнала) с  достоинствами и  недостат-ками программной оболочки, уровнем детализации карт. Сегодня сравним между собой программы российской разработки из числа самых популярных. Тем более что область их применения очень широка: каждую можноиспользовать в  автомобильном навигаторе  (PNA), карманном компьютере или коммуникаторе. Скажем пару слов и о детализации карт, но более подробно этот вопрос рассмотрим в  другой раз. Итак, поехали!iDaРазработчик �����������������������������������������������������������«Вобис Компьютер» и Intrinsyc Платформа ��������������������������������������������������������������������� Google Android, iPhone OS Картография �������������������������������������������������������������������������������������������������NAVTEQ Покрытие �������������������������������������������������������������������������������������������������������� Россия Сервис «пробки» �������������������������������������������������������������������������������������������������нет Стоимость комплекта с картой России �����������������������������������������������1499 руб�МЕНЮ. Просто и красиво – яркие квадратные иконки в стиле iPhone, логичная структура, простые настройки� Но вбивать адрес неудобно: в iDa нет встроенной клавиатуры, приходится пользоваться системной� Набирать SМS на ней удобно, но для ввода названия улицы придется снимать аппарат с держателя� Из дополнительных сервисов – онлайн-поиск через Google и информация о погоде�В середине экрана перед маневром появляется крупная подсказка.ЭКРАН КАРТЫ. Под красивым небом с прекрасно прорисованными облаками – серая «земля», серые контуры домов, серая информационная панель� Обилие мрачного цвета угнетает, зато желтую линию маршрута всегда отлично видно� Функцию автоматического масшта-174 За рулем 09/2010 Только iDa позволяет вместо карты вывести на экран крупные подсказки о предстоящих поворотах. При приближении рядом появляется полоска, отображающая дистанцию до маневра.бирования лучше отключить – очень часто смена масштаба сбивает с толку, не дает верно оценить расстояние до следующего поворота. Дополнительной информации на экране немного: стрелочка ближайшего маневра, панель, на которую можно вывести данные о скорости, высоте над уровнем моря, расстоянии до цели. МАРШРУТ. Прокладка маршрута не занимает много времени. О предстоящих маневрах система своевременно и грамотно предупреждает приятным голосом. Но полностью полагаться на подсказки не стоит: порой iDa предлагает выполнить странные маневры. Например, вместо поворота с Садового кольца налево в сторону области программа предложила свернуть направо и развернуться. А в одном месте она вообще направила в несуществующий двор. Так что расслабляться и отключать голову не стоит. Тем более что перерасчет маршрута на ходу может парализовать систему секунд на пять – семь; в ожидании новых инструкций придется немало понервничать. КАРТОГРАФИЯ. Программа страдает в первую очередь из-за карт компании NAVTEQ: пока не поддерживает нашу систему адресации с дробями, корпусами и строениями. Да и детализация регионов пока хромает: в Москве iDa ориентируется неплохо, а вот несколько тестовых адресов по соседству (Королев, Мытищи, Обнинск) система так и не нашла.Разобраться в симпатичном меню в стиле модного «айфона» можно за считаные минуты.На правах рекламы ТЕХНИКА | ТЕСТ НАВИГАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ«Навител Навигатор»Разработчик ������������������������������������������������������������������������������������� ЗАО «ЦНТ» Платформа ������������������������� Windows Mobile/CE, Google Android, Symbian Картография ��������������������собственная, картооснова – Роскартография Покрытие������������ Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Финляндия Сервис «пробки» �������������������������������������������������������������� «Навител.Пробки» Стоимость комплекта с картой России ���������������������������������������� 1890 руб.ЭКРАН КАРТЫ. Серо-зеленая гамма экрана – на любителя� Избыток мелких надписей раздражает: на карте есть не только контуры домов с их номерами, но и иконки POI (точки интереса) плюс названия организаций, расположенных в этих зданиях� В центре Москвы плохо видно линию маршрута: она почти сливается с линиями крупных дорог� Да и скопление «кубиков» домов порой не дает разглядеть предстоящий поворот� В дополнение к стрелочке, обозначающей ближайший маневр, «Навител» показывает названия текущей и следующей улиц, а также информацию о расстоянии до цели и времени в пути� МАРШРУТ. Странное свойство: даже когда едешь строго по маршруту, после поворота курсор на пару секунд замирает на одном месте� Хорошо, если это единственный маневр� А что делать на сложной развязке, где действовать нужно оперативно? Зато голосовые подсказки сыплются как из рога изобилия – «Навител» начинает преду-МЕНЮ. С непривычки разбираться с «Навителом» не очень легко� Со временем к нему не то чтобы привыкаешь, скорее, запоминаешь, где находятся настройки� Самое показательное: чтобы изменить громкость сигналов, нужно коснуться экрана аж пять раз! Зато набирать адрес на встроенной клавиатуре удобно: кнопки немаленькие, имеется сквозной поиск (система ищет название улицы сразу во всех городах)� В недрах меню скрывается и полезное дополнение: страница с данными маршрутного компьютера�На экране «Навитела» слишком много мелких надписей и символов, которые отвлекают от основной картинки.Оформление меню «Навитела» неплохое, но его структура не поддается логическому осмыслению.«Сити Гид»Разработчик������������������������������������������������������������������������������������� ООО «МИТ» Платформа �����������������������������������������������������������������������Windows Mobile/CE, �������������������������������������������Google Android, Symbian, iPhone OS, Java, Brew Картография ������������������������������������������������������������������разные поставщики Покрытие���������� Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Киргизия, �������������������������������������������������������������������������� Эстония, Латвия, Финляндия Сервис «пробки» ��������������������������������������������������������������������������� «Пробки-2» Стоимость комплекта с картой России ���������������������������������������� 1800 руб.МЕНЮ. За эргономику меню – высший балл: нужные настройки находишь за считаные секунды, кнопки крупные – не промахнешься, очень удобная система поиска и ввода адреса� Маршрутный компьютер выдает данные о пути и скорости, а также способен подсчитать стоимость поездки (для этого нужно задать цену топлива и городской/загородный расход для своего автомобиля)�На экране «Сити Гида» нет излишеств, только необходимая информация. Причем отлично поданная.ЭКРАН КАРТЫ. Судя по всему, создатели последней версии «Сити Гида» очень внимательно изучили зарубежные разработки и поэтому сделали отличный интерфейс программы� Подсказки о двух ближайших поворотах, полосы движения, электронный спидометр, расстояние до цели, названия улиц – все данные аккуратно вписа-176 За рулем 09/2010 Только «Навител» при въезде в тоннель переключается на ночной режим. Впрочем, сочетание темно-синего и ярко-желтого цветов сомнительное, особенно в темноте.преждать о маневре издалека и по мере приближения к повороту повторяет инструкции столько раз, что от них просто устаешь. Стоит ослушаться и поступить по-своему, навигатор замолкает и лишь через десяток секунд предлагает новый вариант маршрута. КАРТОГРАФИЯ. Многие пользователи за прекрасные карты готовы простить «Навителу» некоторые странности. Но на наш тест попала программа с детальной картой Москвы и базовой, без детализации, картой России. Отсюда и результаты: в городе навигатор ориентируется прекрасно, находит даже самые сложные адреса с дробями и корпусами, а совсем рядом, в Московской области, начинает давать сбои.ЭКЗАМЕН СДАН?Изучив особенности четырех отечественных навигационных программ, решил устроить им еще один экзамен: насколько точно они приводят к заданному адресу? Испытание провел, подъехав четыре раза к редакции (Селиверстов переулок, 10). Раньше всех остановила iDa – программа объявила об окончании маршрута метров за семьдесят до здания. Если едешь в незнакомое место, от такой навигации толку мало, ведь номеров домов на экране нет. Чуть лучше выступил «Прогород» – предложил остановить машину в 30 метрах от входа. Неплохой результат, особенно если взглянуть на экран и сориентироваться, где находится искомое здание. Повышенная точность «Навитела» может сыграть злую шутку: вместо того, чтобы остановиться прямо перед зданием, пришлось по указаниям программы заехать во двор – вплотную к черному ходу. Наиболее адекватен «Сити Гид»: навигатор подвел на расстояние 15–20 метров да еще и пометил на экране нужный адрес небольшой стрелочкой. С такой удобной системой не страшен даже самый запутанный дворовый проезд!На правах рекламы ТЕХНИКА | ТЕСТ НАВИГАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ КАРТОГРАФИЯ. «Сити Гид», подобно многим конкурентам, грешит слабым охватом регионов – эту программу также «затачивали» под города. В джунглях мегаполиса он ориентируется прекрасно: знает корпуса, строения, оснащен хорошей базой POI. Кстати, только он по запросу «московские аэропорты» показал, кроме «Шереметьева» и «Домодедова», также «Быково», «Раменское» и даже «Чкаловский».Крупные кнопки с понятными подписями, разумная структура – что еще требовать от навигационной программы? В чужом городе «Сити Гид» не только подскажет, по какой полосе лучше ехать, но и поможет картинкой.ны в единую картинку. Есть и фоторазвязки, но их не так много, как в «Прогороде», к тому же они не столь тщательно детализированы. МАРШРУТ. Хотя «Сити Гид» и не безгрешен, претензий к нему меньше, чем к другим испытуемым. Программа довольно быстро прокладывает маршрут, почти не «тормозит» на поворотах, оперативно ищет новые пути, если вы упрямо игнорируете рекомендации. Не раздражают и звуковые подсказки – голос звучит без эмоций, но «разговаривает» электроника грамотно и вовремя.«Прогород»Разработчик............................................................... «Сидиком Навигация» Платформа ........................................................................ Windows Mobile/CE Картография ................................................................................ собственная Покрытие................................................................................................. Россия Сервис «пробки» ................. нет (запланирован в ближайших версиях) Стоимость комплекта с картой России ...................................... бесплатно В активе «Прогорода» – красивая, хорошо детализированная картинка. А вот числа на информационной полоске внизу экрана мелковаты. Фоторазвязки, тем более настолько реалистичные, могут здорово помочь в незнакомом городе.ЭКРАН КАРТЫ. Основной, рабочий экран, на первый взгляд, достоин восхищения: картинка четкая, приятные цвета, очертания «кубиков» домов очень точно воспроизводят реальность, названия улиц прописаны на хорошо читаемых флажках. Вдобавок программа выдает немало информации: подсказки о двух ближайших маневрах помогают спрогнозировать ситуацию, всплывающая панелька с полосами движения позволяет избежать лишних перестроений. Есть даже функция предупреждения о приближении к стационарной камере. Плюс – обязательная информационная полоска с данными о скорости, расстоянии до цели и времени в пути; числа на ней мелковаты, но читаются все-таки неплохо. Особого восхищения заслуживают фоторазвязки: перед сложным местом появляется картинка в треть экрана с реалистичным изображением схемы движения. Такие картинки в Москве «Прогород» показывает очень часто!МЕНЮ. Оставляет двойственное ощущение: логично структурировано, часть кнопок очень крупные, но некоторые (например, клавиша выхода из программы) мелковаты. Вбить название улицы и номер дома несложно: клавиатура удобная, есть режимы быстрого и детализированного поиска. 178 За рулем 09/2010 НАШ ВЫБОРРезюмируя результаты теста, подчеркнем еще раз: де­ тализация карт и качество приема сигнала не влияли на оценку качества программы. Тратить полторы тыся­ чи рублей на iDa пока нет смысла – продукт сыроват. Те­ перь о «Навителе»: если отвлечься от прекрасных карт, которые многие считают эталоном для России, то стран­ ности оболочки начнут действовать на нервы. Достаточ­ но выгодным приобретением назову «Прогород» – вы получите красивую и вполне удобную программу, причем бесплатно. Только хочется, чтобы алгоритм прокладки маршрута работал чуть лучше и быстрее. Ну а «Сити Гид» полностью отрабатывает вложенные в него деньги – по­ этому наш выбор пал на него. Напоследок, как водится, предупредим: любой, да­ же самый умный навигатор не может заменить водите­ лю голову – к подсказкам этих устройств всегда нужно от­ носиться с некоторой долей скептицизма. Тем более что странностей в них пока хватает. Хотите пример? Пожа­ луйста: жители Питера жалуются, что ни одну (!) навига­ ционную программу до сих пор не научили обходить раз­ веденные мосты. Так что будьте бдительны – и удачной вам дороги!Навигация по меню удобная, но попасть в кнопки на верхней панели с первого раза сложновато.МАРШРУТ. Увы, с маршрутизацией у «Прогорода» пока не очень хоро­ шо. К голосовому сопровождению претензий нет: электронный пово­ дырь особо не надоедает. А вот на прокладку пути уходит немало вре­ мени. К тому же система, как и многие аналоги, явно «заточена» на езду по широким дорогам. Попытка в центре Москвы срезать по дворам или второстепенным улочкам до добра не доводит: на перерасчет маршрута уходит от 3 до 15 секунд (спрогнозировать, сколько времени займет этот процесс, невозможно), а дождавшись новых рекомендаций, обнаружи­ ваешь: программа снова выводит тебя на Садовое или Третье кольцо. КАРТОГРАФИЯ. Использовать «Прогород» вне крупных городов не со­ ветую. Авторы программы и не скрывают, что ориентируются в пер­ вую очередь на жителей мегаполисов. Зато адресный поиск работает прекрасно, не пасует даже перед сложными заданиями. Поиск по точ­ кам интересов пока слабоват. Например, из всех московских аэропор­ тов «Прогород» знает только «Шереметьево» – других в базе данных просто нет!На правах рекламы