40
41
42
44
АВТОМОБИЛИПРЕЗЕНТАЦИЯ SAAB 9-5Свалившийся с небесЕго ждали тринадцать лет. А дождавшись, едва не похоронили заживо. Об автомобиле с трудной судьбой рассказывает Дмитрий Федоров. Фото автора.Менеджер по развитию биз­ неса фирмы SAAB Auto­ mobile AB Кжель Халлберг вспоминает недавние собы­ тия если не с содроганием, то с явной неприязнью: – Ты не представляешь, как неожи­ данно и тяжело было узнать, что СААБ ликвидируют. В декабре я был в отпу­ ске и услышал новость по телевизо­ ру: GM устал искать покупателя на на­ шу марку и решил ее просто закрыть. Я опешил и даже не знал, что делать – бросаться искать новую работу или по­ дождать. В голове был полный сумбур. Мир словно перевернулся. Все специалисты да и простые ра­ бочие шведской фирмы стараются бы­ стрее забыть тот двухмесячный про­ стой в начале нынешнего года, ког­ да решалась судьба не только автомо­ бильной марки, но и их собственная.За рулем 09/2010И теперь называют 23 февраля, когда было подписано окончательное согла­ шение о продаже СААБа голландской фирме «Спайкер», не иначе как «Днем независимости». На самом деле «Дженерал моторс» не только отпустил варягов на волю – он заплатил им определенную и весь­ ма полезную дань в виде соглашения о технической поддержке. Совместные платформы, двигате­ ли, электроника – все то, к чему аме­ риканцы привязывали шведов на про­ тяжении своего правления, останет­ ся в распоряжении СААБа еще как ми­ нимум десяток лет. И даже кроссовер 9­4Х, чей дебют намечен на осень и на который у шведов весьма большие на­ дежды, будут собирать там же, где из­ начально планировалось, – в Мекси­ ке, параллельно с соплатформенным «Кадиллаком­SRX».В новом 9­5 джиэмовские корни неиз­ бежно лезут отовсюду, но не скажу, что это плохо. Впервые за много лет я нако­ нец вижу СААБ, чья комплектация поч­ ти соответствует современному техни­ ческому уровню бизнес­класса. Актив­ но изменяемые электроникой параме­ тры шасси, интеллектуальные, самосто­ ятельно меняющие световой пучок в за­ висимости от условий движений фары, система, способная считывать дорож­ ные знаки и выводить соответствую­ щую информацию на панель приборов, проекция различных параметров на ве­ тровое стекло – мог ли я раньше, поку­ пая СААБ, мечтать о подобных вещах? Конечно, все эти новинки от­ нюдь не откровение и уже хорошо из­ вестны по другим моделям американ­ ского концерна – в первую очередь по «Опелю­Инсигния», который в насто­САНТИМЕТРЫ И САНТИМЕНТЫ40 «Aэро» отличается специальным аэродинамическим обвесом, а также более жесткими настройками шасси и уменьшенным на 10 мм клиренсом. Простор на заднем диване не меньший, чем в седанах представительского класса. Кресла на версии «Аэро» более плотно обнимают водителя, чем стандартные, и вдобавок снабжены удлиняемой подушкой. Багажник по объему средний: он больше, чем у «Вольво-S80», но меньше грузового отсека «Ауди-А6».ящее время служит проводником прогресса среди всех автомобилей GM. А  проекции на стекло в ее нынешнем виде (она довольно простая, монохромная, не чета многокрасочным картинкам от БМВ) вообще уже более 20 лет. Вдобавок это оборудование, разумеется, не является стандартным. Хотя «электрический», управляемый клавишей ручник или система доступа в автомобиль и пуска двигателя без ключа устанавливаются на все без исключения 9-5. Но суть не в этом. Ведь даже если очистить новый 9-5 от электронной мишуры, перед тобой все равно предстанет весьма любопытный автомобиль, имеющий шансы на успех. Главный козырь – увеличенные размеры. В основу положена платформа «Инсигнии», но для СААБа ее изрядно растянули: длина новинки перевалила за 5 метров. Колесная базапо сравнению с «Опелем» стала больше на 100 мм. Словом, если прежний 9-5 с его представлениями о бизнес-классе 13-летней давности ты «надевал», как тесный деревянный башмак, то нынешний стал нереально просторным. Кроме шуток, днем раньше я возвращался с дмитровского полигона на «Мерседес-Бенце» S-класса. К размерам его салона у меня претензий не было. Спустя 20 часов и два перелета я оказался за рулем СААБа и почувствовал, что свободы в плечах здесь совсем не меньше, чем в S-классе. Позже, сравнив данные каталогов, я обнаружил, что 9-5 ýже «Мерседеса» лишь на крохотные 3 мм – тельце комара. На заднем диване простор также под стать представительской машине. Причем не только по ширине. Хотя по всем прочим ощущениям это совсем не представительский класс…ОБРАТНАЯ СВЯЗЬПовторюсь, при желании СААБ можно укомплектовать на вполне приличном уровне. Но жаль, что в список его оснащения не включишь ощущение покупки действительно исключительного автомобиля. Понятие «премиум» должно в этом случае проявляться в любых мелочах – от прикосновения к деталям интерьера и до звука захлопываемой двери. Но СААБу с этими мелочами как раз и не повезло. Местами возникает чувство качественного изделия: когда опускаешь тело в обшитое кожей кресло или берешься за солидный обод руля. И не беда, что все это, опять же, позаимствовано у «Инсигнии». Главное – не кто поделился, а как оно гармонирует с общим восприятием машины. Но все остальное выглядит как-то неубедительно для машины, способной, по прикидкам шведов, поборотьсяЗа рулем 09/201041 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ SAAB 9-5 ИМИТАТОРПомимо совершенно нового СААБ 9-5, в модельной гамме шведской фирмы остается и семейство 9-3. Его радикально обновят не ранее чем через пару лет. Сейчас самой свежей новинкой считается полноприводный универсал 9-3Х с защитным обвесом и увеличенным на 35 мм дорожным просветом. Краткое знакомство показало, что эта машина, несмотря на увеличенный клиренс, не подходит даже для легкого бездорожья. Двухлитровый бензиновый мотор с турбонаддувом мощностью 210 сил отказывается ехать внатяг. Защита под бамперами чисто декоративная. Она, несмотря на свой «стальной» вид, сделана из пластика и вряд ли перенесет прямой контакт с препятствием. Словом, просто красивая имитация на внедорожную тему.СААБу явно не хватает и кое-чего из актуальных технологий – к  примеру, активного круиз-контроля. Но его обещают к следующему году. Также не помешала бы камера заднего вида и более продвинутая система помощи при парковке. Нынешняя лишь замеряет свободные промежутки у тротуара и дает рекомендации по рулежке. Однако в этих недочетах не следует винить шведов. В конце концов, они могут пользоваться в нынешней ситуации лишь тем, что успели наработать вместе с GM. Но, хоть и маленькими шажками, все же намерены развивать семейство 9-5. Вскоре появится универсал, весьма необходимый для успешных продаж в Европе. А заодно и базовый 1,6-литровый бензиновый мотор с  турбонаддувом, развивающий 180 сил. Его опять же возьмут из опелевских запасов.БЕЗ ЭКСТРИМАс «Ауди-А6». Например, кнопочки и  крутилки систем климата и навигации крохотные и невыразительные да еще и не выверенные по «фидбэку», обратной связи. Их, кстати, здесь так много, словно мы прозябаем в XX веке, когда никаких комплексных интерфейсов инженерная мысль еще не придумала. Единственная дань современности – сенсорный экран аудионавигационной системы. Об утомивших за множество лет дефлекторах вентиляции скромно промолчу. Но оформление приборной до-ски с большим всплывающим меню по центру спидометра реально неплохое. Качающиеся в разных направлениях стрелки с зеленой подсветкой – ни дать ни взять настоящий авиационный инструментарий. Главная проблема интерьера – непаханые поля дешевой и легко царапающейся пластмассы на центральной консоли. Помнится, пресс-релизы и фирменные снимки обещали накладки из матовой стали. Шведы оправдываются предсерийным статусом показанных нам экземпляров.Пока гамма бензиновых моторов состоит только из версий с давно известными, но доработанными двигателями объемом 2,0 и 2,8 л (последний  – это вседжиэмовский V6 родом из Австралии). Первый выдает 220, второй – 300 сил. Конечно, тоже не без помощи турбонагнетателей. «Шестерка» (кстати, самый мощный серийный двигатель за всю историю фирмы) берет солидным моментом «на низах», но потом характеры моторов с мощной раскруткой где-то с 3000 об/мин становятся довольноВпервые за долгое время мы видим СААБ, от которого не веет нафталином. Для полного счастья надо лишь улучшить отделку интерьера и немного расширить список оснащения.42За рулем 09/2010 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ SAAB 9-5 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель Общие данные Размеры, мм: длина/ширина/высота база колея спереди/сзади Радиус поворота, м Объем багажника, л Снаряженная масса, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Макс. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: загородный цикл городской цикл смешанный цикл Двигатель Расположение Конфигурация/число клапанов Рабочий объем, см3 Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Трансмиссия Тип Коробка передач Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Все коробки передач на 9-5 шестиступенчатые. Ручник – только электромеханический. Настройки шасси, двигателя и трансмиссии меняются с помощью круглого регулятора, что слева от рычага коробки. Тормоза: передние задние Размер шин*В скобках – данные с АКП.SААВ 9-5 2,0T XWD 2,8T XWD 2,0 TiD5,758,0 (8,8)* 230 А95/70 6,5 (7,0) 12,4 (14,8) 8,8 (9,9)5008/1868/1466 2837 1585/1585 5,95 5,75 515 1725–1945 6,9 9,9 (10,1) 250 215 (209) А95/70 ДТ/70 7,3 16,2 10,6 4,4 (5,3) 6,9 (9,3) 5,3 (6,8)Характерная деталь кокпита – панель приборов, завернутая вокруг водителя. Усеченный снизу руль с накладками под сталь – принадлежность исполнения «Аэро».Р4/16 1998 9,5 162/220 5300 350 2500спереди продольно V6/24 Р4/16 2792 1956 9,5 17,5 221/300 118/160 5500 4000 400 350 2000 1750 переднеприводная М6 (А6)Инструментарий вполне современен и одновременно отвечает традициям фирмы. Из наследия прошлого взяты неравномерная оцифровка спидометра и обязательный для СААБа указатель давления наддува.полноприводная М6 (А6) А6типа «Мак-Ферсон» многорычажная реечное реечное с электроусилителем с гидроусилителем дисковые вентилируемые дисковые дисковые вентилируемые 245/45R18 245/40R19 225/55R17схожи. Машина с четырехцилиндровым мотором легче и свободнее ведет себя в поворотах. Она менее склонна к сносу, которому на автомобиле с V6 призвана противостоять система полного привода. Для «шестерки» она является стандартной, а вот двухлитровая версия получает трансмиссию 4×4 с многодисковой муфтой «Халдекс» лишь по заказу. При желании можно установить и самоблокирующийся задний дифференциал. Но не ждите от нового 9-5 спортивных амбиций. Полный привод, постоянно подающий на заднюю ось не менее 10% крутящего момента, здесь лишь для подстраховки водителя в  сложных дорожных условиях. Ни о каких активных вкручиваниях в кривую, которые обеспечивает, скажем, задний дифференциал «ХондыЛедженд», речь не идет.44За рулем 09/2010Как ни старайся переключать интеллектуальное управление шасси, трансмиссией и двигателем в крайние режимы «спорт» или «комфорт», система, словно настоящий швед, который не очень любит отступать вправо-влево от принятых в его обществе устоев, довольно быстро вернется к усредненным, оптимальным настройкам. И не скажу, что это плохо. Направляющее усилие, развиваемое электроусилителем (это на машинах с «умной» подвеской – другим полагается обычная гидравлика), на руле присутствует как раз в той мере, чтобы обеспечить уверенное прохождение поворотов. Подвеска, несмотря на колеса размером минимум 17 дюймов, без проблем отфильтровывает неровности. Поэтому характер машины плавный и мягкий. Но это опять же на дорогих версиях с электронны-ми амортизаторами и H-образной задней подвеской, смонтированной на дополнительном подрамнике. Как будут себя вести более дешевые версии с  обычной четырехрычажкой сзади, пока неизвестно. Неведомо и то, сколь охотно рынок примет вернувшуюся, считай, с того света марку. Для начала рассчитывают продать в этом году 20 тысяч машин модели 9-5. Это треть всего запланированного тиража марки. Сейчас идет активное отделение шведского бизнеса от активов GM. В  Швеции, Англии, США уже работает полностью независимая дилерская сеть. На очереди другие страны, в том числе Россия, где уже определился новый импортер шведских машин. Главный вопрос – конкурентоспособная цена. Сейчас на эту тему ведутся активные переговоры.