220
221
ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В РОССИИПрисоединяйтесь, господа!За первое полугодие этого года в России запущено около 50 инвестиционных промышленных проектов на общую сумму свыше 19 млрд. долларов. Часть из них – в автопроме. Выгодное вложение денег изучал Игорь Моржаретто.ЗАПАХ НОВОЙ РЕЗИНЫУвы, автопром пока не  является ли­ дером по  инвестиционной привлека­ тельности, в  отличие от  химии и  неф­ тепереработки. Но  ведь многие пред­ приятия этих отраслей работают в ко­ нечном итоге именно на  автомобиль­ ную! Нынешней весной стартовал как раз такой проект: японская «Йоко­ гама» начала возводить шинный за­ вод в особой экономической зоне «Ли­ пецк». Объем инвестиций  – 400  млн. долларов. Уже в  апреле следующего года японцы обещают начать отгруз­ ку шин потребителям. Первая оче­ редь рассчитана на ежегодный выпуск 1,5  млн. шин для легковых автомоби­ лей. Причем японский проект в  этой области далеко не  первый: свои пред­ приятия уже открыли компании «Но­ киан», «Мишлен»… Все понятно: в на­ шем парке необратимо растет чис­220 За рулем 09/2010ло иномарок (в  том числе российской сборки), на  одних импортных постав­ ках уже не проживешь – нужно разво­ рачивать производство внутри страны. Но  и  в  чисто автомобильном секто­ ре уже произошло (или случится чуть позже) несколько открытий. В  Ка­ лужской области запущен автосбо­ рочный завод французского концер­ на PSA (автомобили концерна «Пежо­ Ситроен», а также примкнувшей к не­ му компании «Мицубиси»). Стои­ мость проекта  – 470  млн. евро. Аб­ солютно новый, возведенный в  чи­ стом поле завод уже выпускает легко­ вые автомобили С­класса («Пежо­308» и  «Ситроен­С4»), вскоре к  ним доба­ вятся вседорожники. К 2012 году мощ­ ность предприятия достигнет 125  тыс. машин. Кстати, достигнув проектнойНАШИ ИНОСТРАНЦЫмощности, предприятия Центрально­ го (или Калужско­Московского) авто­ мобильного кластера (в него входят за­ воды «Рено­Автофрамос», «Фольксва­ ген», «Пежо­Ситроен­Мицубиси») бу­ дут собирать уже около 450 тыс. авто­ мобилей в год. Эта цифра, в свою оче­ редь, весьма привлекательна для про­ изводителей комплектующих. По  не­ которым сведениям, сейчас до  десятка потенциальных смежников ведут пе­ реговоры с  администрацией Калуж­ ской области об  открытии предприя­ тий в регионе. Второй быстро растущий автомо­ бильный кластер  – Северо­Западный (Санкт­Петербург, Калининград). Здесь главное событие года – пуск питерско­ го завода «Хёндай» в сентябре. В стро­ ительство мощностей для выпуска 150  тыс. легковых автомобилей в  год инвестировано 500  млн. долларов. Об­ щий объем выпуска машин силами питерского кластера («Форд», «Тойота», «Дженерал моторс», «Ниссан», «Хёндай», а  также АВТОТОР) с  выходом предприятий на  проектную мощность достигнет почти 600  тыс. штук. Сюда тоже тянутся производители автомобильных компонентов, так что в  ближайшее время мы наверняка услышим о  новых проектах. Кстати, иностранцы пришли именно в  этот регион вполне закономерно. Помимо удобной логистики, местные власти создают инвесторам льготные условия: берут на  себя расходы по  строительству дорог до  будущей площадки и  прокладку коммуникаций, снижают налоги на прибыль и имущество. Впрочем, это общемировая практика, ведь иначе перспективный производитель уйдет в другой регион, где инвестиционный климат лучше… Похоже, именно такой сумели создать в  Республике Татарстан, где уже в  ближайшее время начнется строительство крупного совместного завода ФИАТа и  российской компании «Соллерс». Здесь должны выпускать до  500  тыс. автомобилей марок ФИАТ и  «Джип»; инвестиции составят рекордные 2,3  млрд. евро. Детали этого мегапроекта на  момент подготовки статьи были еще неизвестны, но в том, что он осуществится, практически нет сомнений: премьер-министр Владимир Путин поручил руководителям двух госбанков, ВТБ и ВЭБ, «проработать вопрос» о  предоставлении предприятию «длинного» кредита на сумму 2,1 млрд. евро. Так что отступать, похоже, некуда… Последняя новость, которая пришла уже в  начале лета: «Рено тракс» и  новоуральский завод «Автомобили и  моторы Урала» (АМУР) подписали соглашение о  сборке грузовиковСреднетоннажный грузовик «Рено-Мидлум» получит прописку на заводе АМУР.Даже без учета новых проектов (ФИАТ и «Рено тракс»), по данным Минпромторга, общая сумма инвестиций в наш автопром уже составила более 4,8 млрд. долларов.«Рено» серии Midlum. Размер инвестиций пока неизвестен. По  данным Минпромторга, даже без учета неосвоенных проектов общая сумма вливаний в  наш автопром уже составила более 4,8 млрд. долларов!СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИИностранные фирмы готовы выпускать у  нас не  только автомобили, но  и  иную технику. Скажем, сельскохозяйственную. Поскольку эти отрасли в  Минпромторге объединены под крышей одного департамента, заодно расскажу о  проектах сельхозмашиностроения. В  начале года американскаякомпания «Джон Дир» заявила о  намерении вложить 125  млн. долларов в  строительство завода в  России. Цех крупноузловой сборки комбайнов уже открылся в бизнес-парке «Южные врата» (он  расположен в  Московской области, недалеко от  аэропорта «Домодедово»). Обещают вскоре увеличить степень локализации, наладить сварку и окраску. Как видим, жизнь в  российском автопроме (и  смежных отраслях) продолжается; более того, подписываются соглашения, запускаются новые проекты, строятся заводы… И это не может не радовать.На правах рекламы