РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ УГЛЫ УСТАНОВКИ КОЛЕССход-развал-разводЗачем на автомобиле регулируют углы установки колес, разъясняет Анатолий Вайсман.Видеальных условиях шины должны ка титься по дороге, не подламываясь и не проскальзывая. От этого зависят ди намика разгона и торможения, макси мальная скорость, курсовая устойчивость, лег кость и точность управления, износ шин, рас ход топлива. Но идеал недостижим: углы колес несколько меняются при работе подвески, при ускорении и замедлении машины, маневриро вании и т. д. Чтобы автомобиль был достаточно устойчив в движении и хорошо слушался руля, положение колес изготовитель строго регламен тирует. При необходимости его регулируют, ведь углы установки не должны выходить за пределы допусков. Пока углы в норме, водитель о них мо жет и не вспоминать! Это важно, ведь «абсолют но точная» регулировка невозможна в принци пе. Сегодня на многих иномарках контролируют только схождение колес – передовые технологии производства и высокая точность изготовления деталей позволяют остальные параметры не кор ректировать.ТРИЕДИНСТВО УГЛОВбидная: работа протектора со скольжением – вер ный способ вылететь на повороте с дороги! По этому, если вы не профессиональный автогонщик, который с углами на «ты», мудрить с ними опасно. Третий – угол наклона оси поворота коле са в продольной плоскости (кастер). Взгляни те на велосипед: его рулевая колонка наклоне на – сопротивление катящейся шины приложе но позади точки пересечения оси колонки с пло пло скостью дороги и при случайных отклонениях ко ко леса стремится вернуть его в исходное положе ние. На прямой – в положение «прямо», в поворо те – на прежнюю траекторию. Так как на автомо биле два управляемых колеса, углы продольного наклона их осей поворота должны быть одинако выми, иначе поведение машины при отклонениях колес вправовлево будет различаться и на дороге с неровностями ее станет уводить в сторону. Когда плоскость вращения колеса перпен дикулярна дороге, развал равен нулю. Если верхСтойки от некоторых зарубежных производителей создают ремонтнику проблемы. Взгляните: до ребра этой стойки эксцентрик «развального» болта вообще не достает!Есть три главных угла, влияющих на поведение машины и связанных между собой конструкцией. Первый – угол развала. Обусловлен кон струкцией: внутри колеса нужно разместить тор мозные механизмы и опоры, причем ось пово рота колеса должна пересекать пятно контакта в определенной точке, образуя так называемое плечо обката. Закрепив на боковине колеса отвес, видим, насколько отклонена плоскость вращения колеса от вертикали. Шина, катящаяся с накло ном к дороге, деформируется, как бы став кони ческой, отчего тянет в сторону наклона. (Чтобы нейтрализовать этот эффект, колеса слегка сво дят внутрь автомобиля – это схождение колес.) Второй – угол схождения. Схождение может быть положительным, нулевым, отрицательным – в зависимости от конструкции подвески и кон кретных настроек автомобиля. Даже если углы схождения колес слева и справа разные, а кастер и развал в норме, то на прямой траектории уво да не будет – колеса в движении самоустановят ся, силы взаимно уравновесятся. Но при маневрах вы заметите, что шины проскальзывают, свистят – ведь трапецию проектировали под определенные углы установки управляемых колес, а сейчас их центры поворота не совпадают. Ситуация не безо190 За рулем 09/2010А этот «Гетц» вынудил регулировать углы установки его задних колес самодельными шайбамипроставками. Их надели на болты крепления ступиц между тормозными щитами и балкой.Даже этот, не самый сложный электронный стенд позволяет контролировать сразу все углы, определяющие положение колес. отклонен от машины – развал положительный, к машине – отрицательный. Важно не путать, что на что влияет. Допустим, развал левого и право го колес симметричный, но великоват. Руль в сто рону не тянет, однако если развал «в плюс», то бы стро изнашиваются внешние дорожки протектора. Если «в минус» – внутренние. А вот если углы раз вала разные, появится еще одна проблема: то коле со, которое чрезмерно отклонено, станет уводить машину в сторону. На отечественных автомобилях в силу конструк тивных особенностей подвески регулировка углов – трудоемкое занятие, зато правильно выставить коле са можно даже при серьезных повреждениях маши ны. Когда же регулировка кастера и развала не преду смотрена, владельцу приходится менять детали под вески и немало за это платить. Но кто в этой ситуа ции поручится за благополучный исход!НЕМНОГО ПРАКТИКИНовехонькая иномарка прямо из салона выехала с ощутимым уводом. Хозяин это отметил, но фирма чи стандартно отмахнулись – все параметры в нор ме! Вот и прикатила машина к нам. Осмотрели. Из мерили. Оказалось, непорядок с кастером – с ле вой стороны вышел за пределы допуска. Да и развал прихрамывает. Но эти оба параметра на данной мо дели нерегулируемые! По закону такой дефект до пускает даже замену машины. Мы выдали владель цу свое заключение, но тот, не желая биться с диле рами, просто продал автомобиль. Очень порусски... Кстати, увод в сторону не всегда связан только с углами установки колес. Вот пример. Хозяин по трепанного ВАЗ2115, не стесняясь в выражениях, рассказывал, как уже в трех сервисах регулирова ли сходразвал, а руль как тянуло влево, так и тянет! Углы мы все же проверили, но ничего не нашли. Тогда вывесили машину, пустили двигатель, вклю чили передачу – и увидели, что шины ведущих ко лес кривые, причем протектор одной явно создавал эффект конуса. Заменили колесо запасным. Чело век прокатился... Видели бы вы, как он, ошалевший от радости, пожимал нам руки! А вот типичный случай иного рода. Владелец пригнал едва живую «десятку», зато с мешком слег ка тронутых ржавчиной импортных запчастей. За пасливый! Когда дело дошло до развала, отрегули ровать его не смогли: отверстия под регулировоч ные болты на заграничных стойках были сильно смещены относительно штатных мест. Вот и при шлось парню раскошелиться на отечественные. Напоследок – крайний случай. Попал к нам «Гетц», у которого наружные дорожки задних шин стесались до брекера. Регулировок тут не предусмо трено, остается одно: кривую балку менять! А заказ чик жалуется на безденежье. Чем помочь? Решили выравнивать колеса проставками. Измерили углы: развал – на верхнем пределе, а схождение – боль ше градуса! Пришлось вспомнить «школьные годы чудесные», таблицы Брадиса! С их помощью я рас считал толщины шайбпроставок. Через пару часов они уже заняли место между тормозными щитами и балкой. «Незаконные» углы пропали!На правах рекламы