92
93
94
95
96
97
98
100
102
103
104
105
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ «ЖАРА»За южным ветромСHEVROLET CAPTIVAБензиновый мотор 2,4 л, 136 л.с., 4-ступенчатый автомат92За рулем 09/2010 «Тигуан», «Спортидж», «Каптива» – все они в прошлом году прошли марафон «60 часов», а теперь вновь собрались перед крыльцом редакции. Чтобы пройти еще одно испытание – южной жарой. Путешествие троицы в Астраханскую область комментирует Сергей Воскресенский, фото Константина Якубова.KIA SPORTAGEТурбодизель 2,0 л, 112 л.с., 4-ступенчатый автоматVOLKSWAGEN TIGUANТурбодизель 2,0 л, 140 л.с., 6-ступенчатый автоматЗа рулем 09/201093 АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ «ЖАРА» ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ Куда? Зачем? Да  в  Москве сейчас под 40  градусов, можем ставить палатки прямо на стоянке редакции и, не слишком удаляясь от  офиса, приступать к  испытаниям. Примерно так начиналась подготовка к  жаркому тесту. А как же романтика, дороги, неизведанные места, наконец?Решено – едем! Четыре номинации, учрежденные нами для теста «Жара», ждут своих обладателей. Это некое моделирование отпуска на колесах. Посмотрим, как проявят себя вседорожники в  дальней дороге, как работают их системы климат-контроля, по нраву ли им проселки с пылью и песком и насколько они готовы возить по-ходный скарб и  предоставлять ночлег путешественникам. Поехали! Ранее утро, суета сборов позади, на  термометрах 25ºС, наша троица покидает душную столицу. Первым идет турбодизельный «Фольксваген-Тигуан 2,0  TDI». За  ним доставивший определенные проблемы в  прошлом «КИАСпортидж 2,0  CRDi». Замыкает колон-Непременный пункт программы оценки проходимости – форсирование Ахтубы.Когда в тени за тридцать, на солнцепеке температура играючи зашкаливает за пятьдесят.Салон прогрет до 46ºС, можно начинать. Такими «коробочками» в течение нескольких суток и проводились все замеры.Приготовься, сейчас будешь мерзнуть! Если режим LOW+1 выполнит то, что обещал…94За рулем 09/2010 На дисплее «Каптивы» многовато второстепенной информации, а расходомер бессовестно занижает реальные цифры.Управление климатом «Спортиджа», может, и не самое современное, зато простое и понятное. И ведь удобно!В «Тигуане» все сделано добротно и основательно. К тому же водитель и пассажир могут выбирать разную температуру.Кроссоверы поставлены на нагрев, причем так, чтобы прямые солнечные лучи не попадали в салон.ну «Шевроле-Каптива» с  2,4-литровым бензиновым мотором в 136 сил. Если вы помните, в  «60  часах» принимала участие машина с V6, но для дальнего пробега мы решили взять более экономичную версию. Как потом оказалось, возможно, зря... Когда к  концу дня под Волгоградом небо заволокли тучи, мелькнуло сомнение – туда ли едем? Но термометры вдруг забросило к  отметке 38, резкий порывистый ветер дохнул, как из печки. На  крышу только что аккуратно припаркованной «Каптивы» упала сорванная лихим порывом здоровенная ветка. Конечно, не чета той березке, что рухнула на  «Шевроле» год назад на  скоростной дороге полигона, но  мистическую взаимосвязь с  прошлым почувствоваливсе. Чего теперь ждать – прокола колеса на «Тигуане» или очередного нарушения геометрии задней подвески на  «Спортидже»?ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЙ Достаточно пересечь границу Московской области, чтобы убедиться: кроссовер в  России не  роскошь, а  наиболее практичное средство передвижения. Наша троица, даже нагруженная под завязку, вполне непринужденно справлялась с  большинством дорожных коллизий. «Шевроле-Каптива». Кто  бы мог подумать, что обладатель семиместного салона, самого вместительного среди нашей троицы, с  первых часов езды окажется под постоянным огнем крити-ки. Но не потому, что руль слишком велик, не  из-за плоских сидений, в  которых через пару часов тело превращается в  единый затекший монолит. К  этим особенностям в конце концов привыкаешь. Как и к совершенно невыразительной, с ленцой и запаздываниями, управляемости. Впрочем, на  трассе «Каспий» почти отсутствуют виражи, а  на  бесконечных прямых «Каптива» ведет себя незыблемо. Возможно, это было обусловлено тем, что у  четырехцилиндровой версии настройки подвесок оказались неожиданно плотными на  фоне прошлогоднего участника «60 часов» с мотором V6. Больше всего нас раздражал совершенно не  подходящий 2,4-литровому мотору автомат. Создавалось ощуЗа рулем 09/201095 АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ «ЖАРА» ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСАПервый патент на метод кондиционирования воздуха получил еще в 1815 году француз Жан Шабанне, но до воплощения его идеи на практике прошло 87 лет. Отцом современного кондиционера принято считать американского инженера Уиллиса Кэрриера, который в 1902 году установил машину для охлаждения воздуха в одной из типографий Нью-Йорка. Для автомобилей климатические установки долгое время оставались недоступными из-за своих больших размеров. Первой машиной со встроенным кондиционером стал в 1939 году американский «Паккард», но массовое распространение в США климатические установки получили лишь к концу 1950-х годов, в Европе и того позже – в 1970-е. Первым исконно российским массовым авто с «кондишеном» стала «Калина». Тест с ее участием мы провели год назад, см. ЗР, 2009, № 9.щение, что двигатель и  коробку выращивали и  культивировали в  разных по  идеологии хозяйствах, а  объединив, напрочь забыли согласовать их характеристики. При малейшей попытке поддать газу коробка переходит на  пониженную, мотор при этом начинает реветь как резаный, но разгоняться в пределах заданного передаточного отношения уже не может. Даже при спокойной езде стоит лишь слегка прижать акселератор, как трансмиссия начинает лихорадочно переключать передачи  – быстро, но совершенно бессмысленно. «КИА-Спортидж». Как и  раньше, этот звезд с  неба не  хватает. Взять хотя  бы простецкие сиденья, больше напоминающие дешевые стульчики (правда, обтянутые кожей). Диапазон регулировок скромнее, подушка еще короче,чем у «Шевроле». Даже на фоне «Каптивы» здесь не сидишь, а лишь пересиживаешь свою водительскую смену. Но  наши симпатии все  же оказались на стороне КИА: во многом он задуман и  сделан более правильным, чем «Каптива». Нет претензий к  органам управления, климатической установке или скромному, но хорошо сбалансированному силовому агрегату. Да,  его дизель не  любит резких ускорений и  слабоват для быстрой, темпераментной езды. Но при этом он гибок и даже в чемто напорист: чуть тронешь педаль газа – и тут же получишь ожидаемый отклик машины. И  никакого рева, истерики, лишь басовитое деловое урчание и плавный, но уверенный разгон. Конечно, «Спортиджу» не  помешала бы более собранная и строгая управ-Встроенный градусник в автомобиле – вещь в себе. Впрочем, эти довольно близко отображают реальную забортную температуру. Слева направо – «Тигуан», «Каптива», «Спортидж». Кадры сделаны в одно и то же время.Чрезвычайно удобный рельеф для проверки геометрической проходимости. В данном случае чем меньше габариты, тем лучше (дорожный просвет всех кроссоверов – около 200 мм).96За рулем 09/2010 За несколько секунд до фиаско. Вот-вот она зароется…«Каптива» – 3-е место. Есть недостатки и в эргономике, и в настройках шасси, но главная беда – отсутствие нормальной связки двигатель-трансмиссия. Также в гамме явно не хватает дизеля.Информация о ближайшей заправке по нашему маршруту встречалась исключительно в Астраханской области.GPS-навигаторы – это, конечно, удобно, но привычная карта в степи надежнее: она не способна «зависнуть».Капитан дядя Саша и его верный «Орлик». С предыдущего визита прошел год, а они… Они все так же у переправы.ляемость, тормоза поактивней, подвес­ ки пожестче. Но тогда исчезнет ощуще­ ние комфортной, особенно на  просел­ ках, езды  – то, чем он особенно запом­ нился. «Фольксваген-Тигуан». На первый, второй и  даже на  третий взгляд к  нему особо не придерешься. Ну разве что по­ пеняешь на  недостаточно вместитель­ ный на фоне «Каптивы» багажник. Или на  слишком «легковые» настройки под­ весок, излишне подробно и  упруго по­вторяющие профиль дорожного по­ лотна. При  этом на  проселках «Тигуан» почему­то хочется поберечь. Уж  боль­ но рано раздается характерное «блямс» ограничителей хода, да  и  вывешивают­ ся колеса на буераках довольно быстро. Тем не  менее в  остальном это от­ менно продуманный автомобиль, пони­ мающий команды водителя с полуслова. Турбодизель, коробка передач – все это работает как единый организм, не  вы­ зывая нареканий. Управляемость об­разцовая. При  этом не  требуется ника­ ких поправок на высокую посадку кузо­ ва или что­то еще. Все настроено как ча­ сы – точно, правильно, эффективно.АТАКА НА КЛИМАТ Ветер в сочетании с сухим, горячим воз­ духом – прекрасные условия для жарко­ го теста. Разместил в  машине термоме­ тры, выгнал ее на солнышко – и полчаса­ час созерцаешь, устроившись в  тенечке, как солнце «плющит» салоны.За рулем 09/201097 АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ «ЖАРА»В песке «Спортидж» реабилитировался за зимнее поражение. Но муфта полного привода у него работает с неприятным стуком.«КИА-Спортидж» – 2-е место. При всей привлекательной простоте нуждается прежде всего в хороших сиденьях и более эффективной муфте, отвечающей за подключение задних колес. Да и лишние полтора-два десятка «лошадей» под капотом не помешали бы.Суть испытания  – определить самую эффективную систему вентиляции и  кондиционирования. На  всех кроссоверах стоят полноценные климатические установки (на  «Тигуане» даже раздельная  – для водителя и  для пассажиОТКРУТИВШАЯСЯ РЕЙКАСначала появился стук, который списали на раз­ болтавшуюся рейку рулевого механизма. Де­ скать, с кем не бывает. Насторожили две по­ дробности: небольшой общий пробег «Кап­ тивы» и усиливающиеся звуки из­под капо­ та. До Москвы все же дотянули. И тут «стукну­ ло» всерьез. Разобравшись, в чем дело, пришли в ужас. Оказывается, рулевой механизм просто открутился от подрамника с водительской сто­ роны. Крепеж так и не нашли…ра). Казалось  бы, задал режим «авто», температуру  – и наслаждайся прохладой… Первую, довольно длительную дискуссию вызвал вопрос: какую температуру задавать? На самом деле за тысячу с лишним пройденных километров каждый водитель уже подобрал комфортные для него режимы и  зоны обдува. Однако если у  «Спортиджа» и  «Тигуана» на  дисплее прочно укоренились цифры +22… +23ºС, то в  «Каптиве» пришлось подняться до  25–26ºС, иначе мерзли лицо и руки. На первый взгляд, вот он, лидер, но  не  все так просто. Ведь задача климатической установки не  просто гнать в  салон воздух заданной температуры, но  и  правильно его перемешивать. Надо признать, с  этой позиции «Тигуан» и особенно «Спортидж» воспринимаются лучше. «Каптива» выделяется лишь тем, что на  небольшом и  ужасно перегруженном центральном дисплее даже в  автоматическом режиме старательно отображает почти всю подноготную работы климатической установки. Так, мы узнали, что на  ходу «Шевроле» часто злоупотребляет рециркуляцией, предлагая дышать холодным, но уже использованным воздухом. Остальные, возможно, делают так же, но… втихаря.Итак, в  статике и  в  движении делаем измерения при двух температурах: LOW+1 (на одно деление выше минимального положения) и 22ºС. То есть сначала  – одинаковое для всех положение переключателя, потом – одинаковая заданная температура. Как и  в  прошлом году, основное внимание уделяем климату в  районе голов водителя и заднего правого пассажира. Но у «Каптивы» и «Тигуана» имеются и не предусмотренные основной программой «бонусы» в  виде охлаждаемых бардачков. Грех не посмотреть, что происходит с температурой в этих очень важных в жару отсеках; главное – не забыть положить туда… правильно, градусник. После завершения серии измерений в  лидеры номинации неожиданно вышел «Спортидж» (см.  графики). Без сомнения, климат-системы всех машин прекрасно справляются со  своими обязанностями, но  у  КИА процессы происходят чуть лучше, эффективнее. И  к  здоровью людей этот автомобиль подходит аккуратнее: по  крайней мере, сразу после пуска двигателя, когда внутри салона жара под пятьдесят, КИА не  огорошивает предельными способностями вентилятора и набирает темп постепенно. Как ни странно, у этой ма-98За рулем 09/2010 АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ «ЖАРА»шины даже бардачок медленно остывает  – спасибо проложенным рядом воздуховодам. Хотя это свойство производителем не афишируется. «Фольксваген», на  который мы поначалу ориентировались как на  эталон, по  эффективности климата лишь второй. Надо отдать должное, он  тоже неплохо заботится об  экипаже, предлагая хорошо настроенную систему, но делает это чуть хуже КИА. Зато «бонус» уж точно его: темп охлаждения бардачка этого автомобиля вне конкуренции. Ну а  «Каптива» немного уступает соперникам. Как показалось, в  основном из-за не  очень удачного смешивания воздушных потоков. И лишь в движении при заданных  22ºС «Шевроле» проявляет стремление к  лидерству, что полностью совпадает с  нашими первоначальными наблюдениями – начинают мерзнуть руки и голова.ОБРАТНЫЙ МАРШРУТ Насквозь пропыленная колонна упрямо продолжает путь. Под  занавес экспедиции решили завернуть на заброшенный, насколько это было видно по спутниковым картам, военный полигон. Но  военные нас тормознули задолго до  нужного места  – видимо, не  всем спутниНОМИНАЦИЯ «ВЗЯТЬ НА БОРТ»Сначала эта номинация называлась «На чем везти арбузы», потом мы решили, что одними бахчевыми сыт не будешь… Итак, снаряжаем машины в поход, размещаем вещи, потом разгружаем и ночуем. «Шевроле-Каптива» – обладатель самого удобного и просторного грузового отсека, прямо-таки наша палочка-выручалочка. Двухметровый одномест-Где заканчивается эта дорога? Наверное, на краю земли.ный надувной матрас вошел в салон, как в комнату: постель готова. Размеры спальни – 1985×970 мм (максимальная длина с отодвинутыми вперед передними креслами × минимальная ширина между колесными арками). «КИА-Спортидж» порадовал толковой конфигурацией багажника. Здесь легко уживаются самые раз-нообразные предметы. Но матрас пришлось располагать наискосок, жилая площадь – 1805×1000 мм. «Тигуан» по части грузоперевозок самый скромный, при этом не скажешь, что он неудобный, просто места маловато. «Спальная комната» с трудом приняла надувной матрас, ее размеры 1730×1015 мм. Если бы часть ширины прибавить к длине…100 За рулем 09/2010 АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ «ЖАРА»В степи «Тигуан» абсолютно свой, вот только дороги предпочитает поровнее.«Фольксваген-Тигуан» – 1-е место. Автомобиль хорош, но и ему, применительно к российской действительности, очень хочется пожелать в первую очередь более комфортных и длинноходных подвесок. Слишком уж он городской.кам можно верить. Эту неудачу с  лих­ вой компенсировали пыльные степные проселки, которые вывели к настоящим пустынным барханам. Прямо Сахара в  миниатюре! Кроссоверы, оказавшись не  совсем в  своей тарелке, выдержа­ ли и этот маршрут. На «Каптиве», прав­ да, возникли не  очень приятные сту­ ки, предположительно в  рулевой рей­ ке. Да и остальные по нескольку раз хо­ рошенько скребанули днищем. Хорошо хоть, на  «Спортидже» и  «Тигуане» пре­ дусмотрена стальная защита двигателей. На  проселках титул самого ком­ фортного по­прежнему принадлежит «Спортиджу». Правда, его мягкие под­ вески, случись глубокая колдобина, сда­ ются быстро и  неожиданно. С  точки зрения энергоемкости самой удачной оказалась «Каптива». Чем глубже яма, тем эффективнее она ее отрабатывает. А вот дорожную мелочь «Шевроле», на­ против, не любит – трясется и громыха­ ет. «Тигуан»  – нечто среднее, он вполне добротно справляется с  ухабами и  ме­ лочью, но  его ходовая часть до уров­ ня  комфорта КИА или энергоемкости «Шевроле» все же не дотягивает. За  Волгоградом нескончаемым по­ током потянулись медленные арбузные фуры. Возможностей для обгона мини­102 За рулем 09/2010В ПЕСКЕТри электронно-управляемые муфты, отвечающие за подключение заднего моста, и целый бархан песка, азартно раздуваемого ветром. Как тут не рискнуть, тем более что внедорожные навыки «Тигуана» и «Спортиджа», пусть и в снегу, мы уже проверяли. Но сначала новичок. «Каптиве» тяжело, двигателю явно не хватает крутящего момента, а трансмиссии – понижающей передачи. В конце концов машина просто останавливается посреди песчаной кучи: ревет мотор, напрягается трансмиссия, но колеса стоят на месте. Очередная попытка тронуться заканчивается небольшой пробуксовкой, и кроссовер тут же увязает. Теперь – только лопата или помощь соперников. Один порванный трос, второй... Наконец, связав вместе аж три капроновые «веревочки», мы вызволяем машину. На «Спортидж» после зимы (тогда он проиграл в тесте из-за быстрого перегрева муфты) никто не смотрит серьезно, да и его электронная муфта, включаясь, иногда издает нехороший лязгающий звук. Тем не менее, заблокировав ее (есть такая функция), неожиданно получаем вполне сносного «проходимца», способного преодолеть предложенную короткую дистанцию. Оказывается, кое-что он может, главное – не перегреть межосевую муфту. «Тигуан» тоже справляется с предложенным заданием, но нельзя сказать, что играючи и легко. Тем не менее он забирается дальше всех, а забуксовав, выбирается своим ходом. Очень неплохой результат. Статика, охлаждение салонов, режим «авто», заданная температура LOW+1: «КИА-Спортидж» 15,5ºС, «Фольксваген-Тигуан» 16ºС, «Шевроле-Каптива» 18ºС. Время измерения 30 мин.Зона головы водителя.Зона головы заднего правого пассажира.Бардачки (на «Тигуане», «Каптиве» охлаждаемые). Воздушным фильтрам, конечно, досталось, но они стойко выдержали предложенное испытание.На правах рекламы АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ «ЖАРА» Статика, охлаждение салонов, режим «авто», заданная температура 22ºС. Время измерения 1 час. Динамика, охлаждение салонов, режим «авто», заданная температура 22ºС . Время измерения 30 мин.Зона головы водителя. Мы сознательно растянули время измерения до 1 часа, чтобы убедиться в том, что климатические установки все равно в итоге добьются одинакового результата.Зона головы водителя.Динамика, охлаждение салонов, режим «авто», заданная температура LOW+1: «КИА-Спортидж» 15,5ºС, «Фольксваген-Тигуан» 16ºС, «Шевроле-Каптива» 18ºС. Время измерения 30 мин.Зона головы заднего правого пассажира.Отдых от жары только ночью: с дневных «под сорок» до вечерних «под тридцать».Зона головы водителя.Зона головы заднего правого пассажира.104 За рулем 09/2010 мум. А когда они появляются, надо дей­ ствовать решительно. КИА и  «Фолькс­ ваген» благодаря приличному крутяще­ му моменту своих дизелей готовы резко ускориться в  любую секунду. А  рванув, тут же исчезают за горизонтом, стреми­ тельно удаляясь... от  натужно рычащей им вслед бензиновой «Каптивы». На ней хоть не тормози вовсе, настолько непро­ сто потом разогнаться. Водитель здесь, как хороший карточный игрок, про­считывает ситуацию на  несколько хо­ дов вперед. И из­за рваного ритма езды расход топлива у  «Шевроле» таков, что приходилось лихорадочно искать за­ правку примерно каждые 500 км. Кстати, об  экономичности. Учиты­ вая результаты прошлогодних заездов, лидера можно было предсказать  – это «Фольксваген­Тигуан». Его средний рас­ ход за пробег составил 8,7 л/100 км. Не­ много проиграл ему «КИА­Спортидж»:9,3 л/100 км (его слабая сторона – древ­ няя четырехскоростная трансмиссия, в то время как шестиступенчатый авто­ мат «Тигуана» может похвастаться дву­ мя совсем не  лишними передачами). Ну а «Каптива» со своими 12,2 л на сот­ ню (два раза мы чуть было не «засохли» посреди пути), увы, в аутсайдерах. Остальные итоги и выводы – в гра­ фиках, таблицах и... на картинках. Зна­ комьтесь!Ровный рельеф астраханских степей нарушает у соляного озера Баскунчак знаменитая гора Богдо. Мы на подступах к ней. На гору Богдо поднялись пятеро участников экспедиции, шестой вызвался охранять машины. Команда «За рулем»: Павел Леонов, Антон Чуйкин, Константин Якубов, Сергей Воскресенский, Александр Крапивин, Денис Арутюнян (за кадром).РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА «ЖАРА» KIA Номинация Volkswagen Tiguan Sportage Дальняя 1-е место 2-е место дорога Климат 2-е место 1-е место Проходимость 1-е место Взять на борт Итог 3-е место Chevrolet Captiva 3-е место 3-е место2-е место 3-е место 2-е место 1-е место1-е место 2-е место 3-е местоЗа рулем 09/2010 105