122
ЗР МЕРИМ ОКТАН КОМПОНЕНТЫ | ПРОВЕРЕНОЧЕМ ЗАПРАВЛЯЕМСЯ?Отечественный прибор для экспресс-анализа качества бензина проверили Александр Шабанов и Михаил Колодочкин.Заправка на непроверенной АЗС – лишний повод для волне‑ ний. Как понять, что за топливо покупаешь? К паспорту качества особого доверия нет, а больше никаких гарантий. Критериев качества бензина немало, но важнейший его параметр – октановое число. Именно недостаточ‑ ная детонационная стойкость, которую оно характеризует, пагубно сказыва‑ ется на мощности, расходе топлива, а главное – на ресурсе и надежности мотора. Реальный метод, который может дать основание для претензии к АЗС в суде, – стандартные испытания на лабораторной установке УИТ‑65 или УИТ‑85. Но рядовому автомо‑ билисту это сделать сложно – надо грамотно отобрать пробу, да еще в при‑ сутствии комиссии, в которую обяза‑ тельно должен входить сотрудник АЗС, отдать ее в аккредитованную лабора‑ торию (такие тоже не на каждом углу) и ждать результатов. Непросто, долго и дорого! К тому же малоэффективно – хорошо бы отлавливать негодное топливо до заправки, а не после. Но, как выяснилось, все‑таки существует несколько устройств для предварительного контроля качества бензина. Водномоторникам изве‑ стен DIGATRON, еще есть специаль‑ ные октанометры, но все они очень дороги – рядовому потребителю малодоступны. Поэтому мы решили испытать индикатор качества бензина OKTИС‑2, сделанный во Владимире. Цена – около 3500 рублей. Проблема с проверкой возникла сразу, но не техническая… На пер‑ вой АЗС, когда мы на глазах охраны попытались нахлобучить устрой‑ ство на пистолет, работники просто поинтересовались – а чем это мы занимаемся? На второй отправили к начальству. А вот с третьей пришлось уносить ноги, настолько охранник был не в духе. Но самое обидное – хотя прибор что‑то и показывал, было непонятно, верить ему или нет. Мы же как‑никак эксперты – пришлось «сдаваться» в лабораторию. Вновь посетили несколько фирменных АЗС, накупили 92‑х, 95‑х и 98‑х бензинов и отдали их людям в белых халатах – пусть померят всеми способами октан, а также плотность, косвенно отража‑ ющую состав топлива.Черный чемоданчик, трубка и блок с табло – предлагаемая альтернатива сложной лабораторной установке. А это что – аттракцион невиданной щедрости? Нет, просто бодяга!СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАНИЙ ПРИБОРА С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАМЕРОВОбразцы Плотность, проверяемых кг/м3 бензинов при 20 °C По данным замеров Погреш‑ прибором ность OКТИС‑2 OКТИС‑2, % ОЧИ, ед. ОЧМ, ед. ОЧИ, ед. По данным замеров на УИТ‑65«Регуляр‑92» №1 733 №2 733 №3 746 «Премиум‑95» №1 732 №2 752 №3 745 «Супер‑98» №1 759 №2 764 №3 737 «Нормаль‑80» №1 72892,7 93,7 93,6 94,6 95,1 95,0 97,6 97,6 97,3 81,384,6 84,7 83,2 85,9 85,4 85,5 86,5 86,3 86,3 79,490,8 91,4 92,0 95,0 94,3 93,9 98,0 97,6 95,4 93,9–1,1 –2,4 –1,7 0,4 –0,8 –1,2 0,4 0,0 –2,0 15,4Примечание. Красным цветом выделены результаты, говорящие о значительном отклонении измеренного числа от нормативного.Зачем эти сложности? Затем, что принцип работы прибора построен на измерении диэлектрической про‑ ницаемости топлива, которая сильно зависит от его химсостава, технологии получения и набора присадок. Чтобы понять, насколько чувствителен при‑ бор к первому фактору, специально подобрали три группы топлив: «тяже‑ лое», с содержанием ароматики в 42%; «среднее» (34%); «легкое», в котором ароматики было около 30%, зато много оксигенатов. Откалибровали прибор по «средним» топливам, результаты сравнения – в таблице. Погрешность по 92‑м бензинам составила около 2%, по 95‑м – около 1%. Этого достаточно, чтобы отличить по детонационной стой‑ кости качественный бензин от явной бодяги. А вот с 80‑ми бензинами ОКТИС выдал аж 93,9 единицы октанового числа. УИТ дал куда более реальные значения: ОЧИ – 81,3, а ОЧМ – 79.4! Такое обычно дает бензин, имеющий в своем составе что‑то нехорошее, чаще всего метанол. Это и понятно: НПЗ уже сворачивают производство 80‑го, он ста‑ новится дефицитом. Потому нарваться на явный самопал проще простого. Что с нами и случилось! Словом, вот наше мнение. Дове‑ рять ОКТИСу можно, а к его пока‑ заниям нужно относиться так: если, допустим, на 92‑м бензине он покажет 90,5 или 93,4, такое топливо брать можно. У нас не точная установка, а индикатор: что может, то и пока‑ зывает. Но если показания прибора уходят от ожидаемых цифр на десяток‑ другой единиц, причем в сторону как уменьшения, так и увеличения, от этой АЗС надо держаться подальше. Пару слов о калибровке в лабора‑ торных условиях. Мы прибегли к ней только для того, чтобы получить заве‑ домо достоверный результат. Но для оценочных проверок калибровку проводят на месте, за три минуты. И прибор именно для них и предназна‑ чен – он не арбитражный, а информа‑ ционный. На десерт – ложка дегтя: эксперты без нее не могут. Не пытайтесь предъ‑ являть претензии к качеству бензина, основываясь на показаниях ОКТИСа. Это не экпертный метод, поэтому ни суд, ни производитель, ни продавец их не признает. Информация прибора – только для вас.122 За рулем 08/2011