224
225
226
227
«УАЗ-ПАТРИОТ» СПОРТ | ДРАЙВВ ЧЕМ НАША СИЛАДаже барахло, когда оно родное, у нас любят, особенно если к нему приложить руки. Доведенный до ума «Патриот» вне дорог способен обставить многие иномарки, убедился Вячеслав Субботин.«УАЗ-Патриот», как бы ни старались маркетологи представить его городским, – настоящий селянин. Конечно, если заменить передний мост независимой подвеской, как у «Диско-4» или нового «Патруля», то можно с комфортом промчаться по Кутузовскому, но где там офф-роуд? Кстати, названные иномарки, лишившись мужского начала, могут только тешиться воспоминаниями о былых победах на бездорожье, умный человек не сунется на них даже в колею от «Газели». Максимум, на что они способны, – нахально переть по обочине: вот, мол, какой я крутой!УАЗ НЕ ТАКОЙУ «Патриота» внедорожные качества не хуже, чем у настоящихвездеходов – «Ленд-Ровера Дефендер», «Джипа-Рэнглер» или «Тойоты» 70-й серии. Но в настоящие дебри «Патриот» все же лучше не гонять. Его главный минус – конструкторские недоработки и низкое качество узлов. Ломаются… А как иначе! Например, сцепление без изменений перекочевало с полуторатонной 75-сильной машины на 130-сильную весом 2,5 тонны. Правда, с 2003 по 2009 год ставили сцепление LuK. Но в кризис вернули «проверенное». Чулки полуосей приварены к корпусам редукторов в нескольких точках. Приварены плохо – чулки вылетают. А бывает, что гнутся: старые опоры, расположены неудачно. Амортизаторы не держат, раздатка разваливается, мотор кипит из-за неудачнойкомпоновки и конструкции радиатора. Поршни двигателя прогорают или разваливаются из-за скверного качества материала. Гидромуфта привода вентилятора ненадежна. Думаете, на УАЗе об этом не ведают? По слухам, у них собрано три сотни предложений о доводке машины, внедрение сотни самых неотложных требует 30 млн. рублей. Но «Соллерсу» заботы крестьян до фонаря. У него задачи мирового масштаба, а потому тратиться на ерунду не станет – ведь и так берут.ВОЗЬМЕМ СИЛОЙДоведем «Патриот» сами. Это несложно и вдобавок очень приятно. На выходе нас ждет настоящий первопроходец.224 За рулем 08/2011   Какую лебедку выбрать? Недорогие китайские отметаем: ненадежны. Американские же  рассчитаны на очень большой ток, для которого генератор УАЗа слабоват. Поэтому ставим улья‑ новскую 4‑тонную лебедку «Спрут» с малым током и большим передаточным числом вместе  с сертифицированным по безопасности бампером (иначе техосмотр не пройти).    В редукторах провариваем по кругу  места заделки чулков – и укрепляем усили‑ телями: задний мост – нехитрой коробкой,  передний – слева и справа косынками.За рулем 08/2011 225 | ДРАЙВ «УАЗ-ПАТРИОТ»  Первым делом  увеличиваем  дорожный просвет  на 25 мм, заменив  штатную резину  225/75R16 лучши­ ми внедорожными  шинами BFGoоdrich  Mud­Terrain T/A  KM2 LT235/85R16.  Заодно – выше  плавность хода.  Чего стоят боко­ вые грунтозацепы  и усиленный кар­ кас боковин. Таким  не страшны даже  острые камни гор  или пустынь.  По мелочи: усилили уголком поперечную руле­ вую тягу, укрепили подвеску силового агрегата,  вернули, как на «козле», пару подушек крепления  кузова к раме. Поставили эффективный медный  радиатор вместо алюминиевого. И не забыли  о проушинах спереди и сзади для джиперского  «хай­джека». Без такого домкрата вне дорог  делать нечего.   В подвеске меняем амортизаторы на импорт­ ные. Джиперы ценят изделия европейские: Koni,  Ohlins – и американские Rancho. При сопоста­ вимых характеристиках заокеанские дешевле.  Мы выбрали их. В задней подвеске изменили  крепления амортизаторов и поставили по два  на сторону, вертикально. Увеличились ход  и энергоемкость подвески. Спереди подняли ход  до рекордных 22 см. Поставили мягкие длинные  задние пружины от «Нивы» и амортизаторы  Rancho. Вместо резиновых отбойников спере­ ди и сзади – гидравлические. Теперь машине  и прыжки не страшны.  Вместо шкворневых узлов с жидкими  пластиковыми вкладышами (верхний узел),  требующими замены чуть не на каждом ТО,  ставим модернизированные ульяновские –  с опорными коническими подшипниками.  Конструкция надежна и проста.   Ведущие мосты получают блокиру­ емые дифференциалы с пневматическим  управлением. Мини­компрессор с реси­ вером крепим в багажнике или, как  у нас, в кузове. Управление – на торпедо.  Оси «танка» блокируются моментально!  Хлипкое штатное сцепление заменяем  по рекомендации фирмы LuK омедненным  ведомым диском с керамическими наклад­ ками и луковской корзиной. Надежность  и долговечность узла, как и возможность  работы в воде и грязи, обеспечены.   В моторе ЗМЗ­409 поменяли слабые  поршни с выемками под клапаны на кова­ ные с плоским днищем. На фото: едва мотор  напрягся в тяжелом песке, штатные поршни  развалились. В целом бензиновый мотор  на бездорожье хорош.  Доработанным агрегатам – современное  масло. В мотор льем синтетическое Castrol  EDGE Sport 10W­60, в коробку и раздат­ ку Castrol Syntrans Multivehicle 75W­90,  в мосты Castrol Syntrax Limited Slip 75W­140.  В узлах консистентная смазка Castrol LMX  Li­Komрlexfett и молибденсодержащая  Castrol Moly Grease. По заверениям трофи­ рейдеров, продукты Castrol наиболее при­ годны для работы в тяжелых условиях. Даже  попавшая в масло вода не превращает его  в эмульсию, требующую замены. Агрегаты  не заклинивают, продолжают работать.226 За рулем 08/2011 ОН ТОГО СТОИТ  Важная деталь в салоне –  бытовой вентилятор: в жару  на него уповаем. Кондиционер  исключили: много на себя берет.Тесты вне дорог показали, что теперь «Патриоту» по плечу и тяжелая колея, и рыхлый песок, и брод по рамку ветрового стекла! Конечно, иномарки, если их хорошенько дооснастить, окажутся не хуже. Но каких это будет стоит денег? На подготовку нашего УАЗа ушло около 230 тысяч рублей, иномарка потребовала бы в разы больше. В то же время, если из списка наших переделок выбрать лишь самые необходимые, а что-то сделать своими руками, затраты существенно снизятся. Вообще же, «Патриот» заслуживает того, чтобы в него вложиться – и тогда рвануть хоть в ралли-рейд! Вот мы и попробуем – проверим работу тюнинг-ателье Ульяновского авторемонтного завода в самом экстремальном режиме.За рулем 08/2011 227