138
139
140
ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯИНЕРЦИОННАЯ МАШИНКАКто в детстве играл с такой, тот знает: маховик может накопить довольно много энергии, если его как следует раскрутить. Подобную систему используют нынче в болидах Формулы-1, а теперь, похоже, она появится и на вполне городских автомобилях. Во всяком случае, 735 000 евро вряд ли станут вкладывать в бесперспективный проект. Итак, еще до конца года гибридный привод с маховиком испытают на автомобиле «Вольво». Причем маховик будет соединен с задними колесами, а ДВС – с передними. Принцип обычный для любого гибрида: при снижении скорости или торможении энергия накапливается (в данном случае в маховике), при разгоне – помогает основному двигателю. Помощь неслабая: углепластиковый В металле система довольно сложна. Оранжевым цветом выделено многодисковое сцепление, разъединяющее колеса и маховик, когда его энергия не нужна.Сам маховик представляет собой карбоновый обод на стальной сердцевине. На всякий случай оболочка, из которой откачан воздух, тоже очень прочна. маховик диаметром 200 мм и массой всего 6 кг, раскрученный в вакууме до 60 000 об/мин, способен отдать мощность 80 л.с. В итоге у водителя автомобиля с экономичной «четверкой» под капотом возникает ощущение, что там все шесть цилиндров! А что с расходом топлива? Разработчики рассчитывают на экономию в среднем 20%. А вот на стенде при работе в стандартном европейском цикле оказалось, что ДВС был выключен почти 50% времени. В общем, тут все как у любых гибридов: чем больше разгонов-торможений, тем значительнее экономия.ОТКУДА ДРОВИШКИ?Вам ехать или греться? Вопрос не праздный для электромобилей, ведь, если потратить киловаттчасы на электрокамин, мотору их достанется заметно меньше. Этой проблемой вплотную занялись специалисты фирмы «Бэр», изучив еев деталях. Итак, дано: наружная температура –15 °С, скорость 18,3 км/ч (средняя в стандартном европейском городском цикле). Тогда, чтобы в салоне были комфортные +22°С, нужно потратить на обогрев 4,5 кВт. При этом собственно на движение расходуется всего 2,5 кВт! Некстати высокий КПД современных электромоторов и силовой электроники позволяет снять с них лишь 0,35 кВт дарового тепла, да еще 0,1 кВт дает система охлаждения литий-ионной батареи. В общем, маловато будет. Но почему на прогрев салона вообще нужно так много энергии? Оказывается, мощность теплового излучения и потерь на конвекцию достигает 2 кВт, а вентиляция уносит наружу еще 2,5 кВт. Так что производителям электрокаров стоит крепко подумать над превращением кузова в термос, применить термоизолирующие покрытия стекол. Но все равно без электропечек, пусть и на современных керамических позисторах, не обойтись. А может быть, выгоднее придумать систему замкнутой вентиляции салона с искусственным освежением и осушением воздуха? Потоки тепловой мощности в электромобиле пока не слишком обнадеживают, а значит, запас хода в северных широтах будет невелик.138 За рулем 08/2011 Встреча с оленем на сельской дороге – обычное дело в Швеции.Причем в буквальном, а не переносном смысле. Научившись в прошлом году распознавать пешеходов и автоматически тормозить перед ними, шведская «Вольво» идет дальше и разрабатывает аналогичную систему для предотвращения наездов на животных. Видимо, успехи в сохранении природы сделали их появление на дорогах вполне обычным событием, ради которого стоит разрабатывать очень серьезное оборудование. (Кстати, в Швеции в год происходит свыше 40 000 таких ДТП.) Сложность здесь в том, что если все люди, с точки зрения программы распознавания образов, примерно одинаковы, то мир четвероногих пешеходов куда разнообразнее. И еще: они любят выходить на дороги в ночное время, в туман, когда обычная видеокамера не слишком эффективна, – понадобился инфракрасный прибор. Сам алгоритм работы остался прежним: резкий звук, предупреждающий водителя, и, если реакции не последовало, экстренное торможение. Но вот ни кошку, ни собаку оно, увы не спасет: пока программу обучили лишь тому, как выглядят лоси, олени и кабаны. Думаем, что и козла, вынесенного в заголовок, система идентифицирует и убережет от наезда. Хотя откуда козлы на шведских дорогах? А в Россию новинка пока не придет. Картинка с инфракрасной камеры на ноутбуке разработчика в процессе обучения системы.На правах рекламыНЕ ЗАБИТЬ КОЗЛАЗа рулем 08/2011 139 ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯНАРУШИТЬ НЕ ПОЛУЧИТСЯНа новом «Фольксвагене-Тигуан» появилась система Sign Assist, распознающая дорожные знаки и транслирующая их водителю на центральный дисплей. Теперь оправдания, что не заметил, мол, никого не убедят. Видеокамера, скрытая за зеркалом заднего вида, не пропустит ни знака запрещения обгона, ни знака его отмены, ни начала населенного пункта или его конца. Дополнительные таблички с указанием времени действия знаков или особых условий (например, при дожде) также распознаются и, более того, сопоставляются с временем суток и работой стеклоочистителей. Некоторые знаки система и вовсе генерирует сама: при въезде в город она покажет не табличку с его названием, а знак «50» (такое ограничение действует в Германии).Так выглядит дисплей нового помощника. Если пойдет дождь, второй и третий знаки автоматически переместятся на первые позиции.Испытания новинки прошли успешно. Однако сможет ли она работать в России, где знаки порой не то чтобы отсутствуют, но прячутся за листвой, припаркованными фурами, рекламными щитами? Или просто теряются на фоне последних...Члены экспериментальной семьи будут ездить на электромобиле EV Concept, электроскутере EV Neo и электрокаре ML 200. В гибриде, что на заднем плане, очевидно, приехали гости. и заключается главный вопрос эксперимента, который проведут весной будущего года. Надо сказать, что в штатной ситуации вся эта домашняя экосистема не преследует цели полностью отказаться от внешнего электропитания, но вот в случае катаклизмов, когда городская сеть внезапно обесточится, такой дом должен стать автономной крепостью, пусть с сокращенным до минимума энергобалансом.И НИКАКОГО АТОМА!Катастрофа на АЭС дала дополнительный импульс развитию совместного проекта E-KIZUNA компании «Хонда» и города Сайтама. В нем объединены электрические транспортные средства и так называемый умный дом, не потребляющий, но вырабатывающий энергию. Откуда? Да с крыши, покрытой вовсе не ондулином, а солнечными батареями. Правда, на все потребности тока не хватит, поэтому отапливать жилище будут природным газом, а вот семейный автопарк обойдется без него, как и без бензина и дизтоплива. Хватит пары розеток, провода к которым идут все с той же крыши. Впрочем, хватит ли? В этом На рисунке все выглядит вполне оптимистично. Особенно если в трехфазной сети (на заднем плане) есть ток.140 За рулем 08/2011