28
29
30
31
32
33
34
35
36
38
CHERY BONUS, LADA KALINA, ZAZ CHANCE АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ28За рулем 08/2011 ВАМ ЛЮБОВАТЬСЯ ИЛИ ЕЗДИТЬ?В нижнем ценовом сегменте пополнение: запорожский завод начал экспорт в Россию двух собираемых им машин разного происхождения. Китайский «Чери-Бонус» и корейский «ЗАЗ-Шанс» выступают в той же категории, что и «Лада-Калина». Что выбрать? Свое мнение высказывает Михаил Гзовский. Фото Александра Кульнева.За рулем 08/201129 | ТЕСТ CHERY BONUS, LADA KALINA, ZAZ CHANCEChery BonusАвтомобиль представлен на автошоу в Шанхае в 2008 году и известен в Китае под именами Chery A13 и Fulwin 2. В этом году производство налажено на украинском АвтоЗАЗе. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, 1,5 л (109 л.с.). КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: 5‑ступенчатая механическая. КОМПЛЕКТАЦИИ: Base Promo, Base, Base Plus, Comfort. ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия – 3 года или 100 000 км, межсервисный интервал – 10 000 км или 12 месяцев, 60 дилерских центров. ЦЕНА: 336 000–400 000 руб. ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1,5 л, 109 л.с., 5‑ступенчатая механика, Comfort, 380 000 руб.Lada KalinaРаботу над моделью начали в 1993 году. В продаже «Калина» с конца 2004 года: в вариантах седан, универсал, хэтчбек. На смену седану в текущем году придет бюджетная «Гранта». ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,4 и 1,6 л (89, 81 и 98 л.с.). КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: 5‑ступенчатая механическая. КОМПЛЕКТАЦИИ: «Стандарт», «Норма», «Люкс». ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия 3 года или 50 000 км, межсервисный интервал – 15 000 км или 12 месяцев, 203 дилерских центра. ЦЕНА: 277 000–387 000 руб. ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1,6 л, 98 л.с., 5‑ступенчатая механика, «Люкс», 379 000 руб.ZAZ ChanceВ Корее пришел на смену модели «Нексия» в 1997 году. С 2007‑го налажен экспорт в Россию под именем «Шевроле‑Ланос». Теперь машина продается как «Шанс» в трех комплектациях украинской сборки. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,3 и 1,5 л (70 и 86 л.с.). КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: 5‑ступенчатая механическая. КОМПЛЕКТАЦИИ: S, SE, SX. ЭКСПЛУАТАЦИЯ: 4 года или 120 000 км, межсервисный интервал – 10 000 км или 6 месяцев, 130 дилерских центров. ЦЕНА: 255 000–354 000 руб. ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1,5 л, 86 л.с., 5‑ступенчатая механика, SX, 354 000 руб.30За рулем 08/2011 КОПИТЕ БОНУСЫНа днях в Китае открыли самый длинный в мире мост – почти 42 километра! Экономика страны растет как на дрожжах, игнорируя мировой кризис. А растущая экономика без автопрома – нонсенс. «Чери», один из лидеров местного рынка по числу самостоятельных разработок, из года в год предлагает все больше моделей. «Бонус» в нашей компании самый свежий – представлен три года назад, дизайн-проект выполнили итальянцы. Получилось самобытно и современно. Но, как это нередко случается у китайцев, фантик красивый, а вкус так себе. И аромат тоже: стоит распахнуть дверь, как в нос бьет фенольный дух. Усаживаюсь. Тощий руль почему-то немного развернут относительно передней панели. Сижу высоко, едва не касаясь головой потолка. Крутилка распределения потоков вращается неохотно, кондиционер дует посредственно. Заглянув в бардачок, уже не могу закрыть его – фиксатор с одной стороны не желает входить в паз. Пятая дверь тоже не захлопывается как следует – поднявшаяся вместе с ней полка не встает на предназначенное место. Все перекосилось, уплылои разъехалось. С соответствующим настроением трогаюсь. Стартует «Чери» довольно легко, коробка передач работает неплохо, педали легкие и информативные. Это хорошо, ведь рычагом придется работать часто: 1,5-литровый мотор, по ощущениям, позже подкрепленным замерами, не отрабатывает паспортные 109 л.с. Разгон до сотни на «Бонусе» – скука, которую разбавляет гудящая, как у троллейбуса, трансмиссия. Растянутые передачи заставляют крутить мотор, пока он припадочно не задергается на ограничителе. Эластичность тоже никуда не годится: особенно тяжело, со старческой одышкой, «Чери» плетется с 80 до 100 км/ч на пятой передаче. На скорости «Бонус» поет ветром в зеркалах, щелкает какими-то реле в недрах торпедо, подвеска звучно бухает даже на средней ямке. Ходовая часть с сюрпризом – это было ясно еще до заездов по горной дороге полигона. «Посмотри-ка!» – зовет меня коллега и качает корму: «Бонус» проседает на добрые 70 мм, как будто в нем игрушечные амортизаторы и пружины от авторучки. С передней осью, однако, такого не происходит.Вот и едешь на машине с двумя принципиально несхожими подвесками. Сначала жестко вздрагивает на кочке передок, спустя мгновение задняя подвеска отвечает несколькими покачиваниями с пугающей амплитудой. А если порезче да в повороте? До поры до времени «Чери» кренится, но все же как-то держится за асфальт. Но в одно мгновение все меняется: задняя часть срывается в занос, да еще какой! Может, надо загрузить авто, словно пикап с рессорной подвеской, и тогда все изменится? Не надейтесь. «Бонус» лишь проседает до неприличия. А ведь «Чери» и так обладатель скромного дорожного просвета: лишь 130 мм (по нашим замерам) отделяют от асфальта выпускную систему. Кстати, защиты моторного отсека нет. Как-то грустно сложилось наше с ним знакомство, а хочется проститься на позитивной ноте. Загляните в багажник: грузить его можно долго и с удовольствием. Такой огромный объем и здоровенный проем пятой двери еще поискать! Пожалуй, здесь единственный настоящий бонус, который получит покупатель этого «китайца».За рулем 08/201131 | ТЕСТ CHERY BONUS, LADA KALINA, ZAZ CHANCECHERY BONUSКомбинация приборов «китайца» с миниатюрными спидометром и тахометром смотрится игрушечной. Магнитола с символом USB под резиновой крышечкой. А под ней – разъем мини‑USB, так что флешку не вставить. Руль тонок в сечении, цен‑ тральные воздуховоды рас‑ положены слишком низко.LADA KALINAПриборы «Лады» понра‑ вились нам больше других: смотрятся солиднее, читаются хорошо. Кондиционер в «Калине» холодил сильнее, чем у оппо‑ нентов. А вот разглядеть блек‑ лую лампочку в кнопке вклю‑ чения на солнце невозможно. Сиденья под кожу, вставки в дверях, «музыка» с MP3… Эх, еще бы шумоизоляцию получше.ZAZ CHANCEБесхитростная комби‑ нация «Шанса» при любом освещении не дает поводов для критики, но маршрутного компьютера тут нет. Климатические установки «Шанса» и «Калины» почти точные копии друг друга и по управлению, и по эффек‑ тивности. Дизайн из 1990‑х? Не беда, что устарел, зато ничего не скрипит и не отваливается.32За рулем 08/2011 Кнопки обогрева сиденья в «Чери» расположены по бокам «бороды», орудуешь ими на ощупь. Сзади в «Чери» места для двоих достаточно, но рослые практически подпирают головой потолок. На второй день крышка бардачка «Бонуса» перестала фиксироваться слева, а потом и вовсе стала падать на колени пассажиру. За несколько дней тренировок так и не удалось привыкнуть к джойстику управления навигатором. Для пассажиров второго ряда «Лада» наиболее удобна, но втроем все равно далеко не уехать. В «Калине» немало приятных мелочей – в частности, подсветка перчаточного ящика. Все машины в той или иной степени навевают тоску серыми тонами отделки. Зато практично! Для дальних вылазок «Шанс» неудобен: рослые упираются коленями в передние сиденья, а головой – в потолок. Салон ЗАЗа собран не в пример лучше российского и китайского. Перчаточный ящик хоть и самый скромный, зато закрывается всегда.За рулем 08/201133 | ТЕСТ CHERY BONUS, LADA KALINA, ZAZ CHANCEНаконец-то в наших руках «Калина» со штатным навигатором. Как он работает, удобно ли им пользоваться? Автомобильная индустрия приучила нас к тому, что встроенный навигатор подразумевает большой удобный экран, причем, как правило, с сенсорным управлением. Нередко указания навигатора дублируются и на щитке приборов. У «Калины» же основным стал маленький дисплей (диагональ 4,3 дюйма, как у рядового смартфона) между спидометром и тахометром. Хорошо, конечно, что на него выводится не только информация навигатора, но и данные бортового компьютера. А вот разглядывать на ходу карту не очень удобно – отвлекает от дороги. Еще большее недовольство вызвала система управления – цветок навигационных кнопочек на правом подрулевом рычажке. Оперировать ими на ходу невозможно. Да и на стоянке приходится неестественно выворачивать кисть. Еще раздражает медлительность процессора и не самой свежей операционной системы Windows CE: на загрузку программы «Навител Навигатор» уходит около 35 секунд (для сравнения: даже недорогие устройства с таким же программным обеспечением загружаются за 10–12 секунд). Хорошо хоть, спутники навигатор находит очень шустро – российских традиционно меньше, американских больше. Ввод адреса долог и мучителен: сначала стрелками выбираешь букву на экранной клавиатуре, подтверждаешь выбор и ждешь… Так, попытка набрать слово «Москва» споткнулась о 10-секундную паузу уже на первой букве. Зато программный пакет «Навитела» оснащен едва ли не лучшими картами России с адресными планами 1500 городов. Для их обновления предусмотрен разъем мини-USB прямо здесь же, на панели, – достаточно только подключитьГДЕ Я?ЕСЛИ Б Я БЫЛ ПРЕМЬЕРноутбук и закачать новые карты. Все бы хорошо, когда бы не цена – за штатную систему придется доплатить 13 000 руб. Казалось бы, недорого, ведь владельцы многих иномарок за подобную опцию выкладывают от 30 000 до 80 000 руб. Но ведь покупка недорогого коммуникатора обойдется в те же деньги, а обычный навигатор на присоске раза в два-три дешевле! Причем оба этих решения дают больше удобства и возможностей. Так зачем же платить за медлительный и эргономически непродуманный прибор? Разве что избавишься от необходимости каждый раз вынимать навигатор из машины, опасаясь воришек.Словосочетание «желтая «Калина» с недавних пор стало фольклорным: кто не смотрел репортажи Первого канала об увлекательном пробеге премьерминистра по трассе Чита – Хабаровск! Еще полстраны заглядывало в Интернет, чтобы полюбоваться на две ее копии, путешествовавшие на автовозах следом за первой «Калиной». На всякий пожарный… Мне запомнился телевизионный сюжет, в котором премьер на ходу обсуждал с пассажиркойжурналисткой особенности навигации и машины в целом. Разговор, в общем-то, лукавый: как всерьез оценивать машину специальной сборки? Вот бы ему наш, товарный экземпляр! Захлопываю за собой дверь и осматриваюсь. Неплохие сиденья с приличным диапазоном перемещения, регулируемый по углу наклона руль, отличная обзорность… Начало неплохое! Но стоит завести мотор, как идиллия рассыпается. «Лада» вибрирует от руля до педалей. Причем характер зуда меняется с оборотами двигателя. Въезжающую в огромный гараж полигона машину легко опознать, еще не видя: вентилятор системы охлаждения гудит, как промышленный кондиционер, заглушая даже рокот выпуска. Может, это комплектация «Спорт», как у премьера? «Нет, «Калины» все так басят», – машет рукой менеджер автосалона, где мы брали «Ладу». А вот навигация у нашего экземпляра точно такая же, как у премьерского. О ее особенностях отдельно рассказал Денис Арутюнян (см. плашку «Где я?»). Ему повезло – навигатор работал. Я же, включив зажигание,34За рулем 08/2011 увидел на мониторе лишь серые полоски, затем экранчик вовсе погас. Оживить поводыря и по совместительству борткомпьютер удалось, скинув «минусовую» клемму с аккумулятора. На следующий день все повторилось. Помните, раньше у «Жигулей» под капотом была лампочка? Забота о покупателе: чтобы даже ночью ему удобнее было заниматься ремонтом посреди трассы. В «Калине» лампочки нет, но в моторный отсек машины с пробегом 100 км заглядывать все равно приходится. Кстати, у нашего автомобиля что-то текло под ноги переднего пассажира. То ли вода после мойки нашла дырочку, то ли конденсат из кондиционера. Не повезло с экземпляром – конечно же, скажут тысячи фанатов… На ходу «Лада» звучно шлепает по асфальтовым шрамам, молотит гравием по аркам, зудит трансмиссией и поскрипывает пластиком – какое уж тут интервью! Но большие неровности машина парирует достойно. На высокой скорости насторожилауправляемость: излишне легкий и пустой в околонулевой зоне руль не позволяет точно следовать задуманной траектории. В быстрых виражах всё еще хуже: с четырьмя оборотами от упора до упора о спортивной езде лучше сразу забыть. Обидно, ведь потенциал подвесок неплох. «Калина» прогнозируемо заныривает в поворот под сброс газа и стремится наружу при избытке тяги без лишней нервозности. Шестнадцатиклапанный мотор нам понравился. Он неплохо тянет с холостых оборотов, обладает хорошей эластичностью и позволяет уехать от обоих конкурентов со светофора. Но это если повезет и вы попадете в передачу! Отвратительная избирательность тугого механизма портит всю мали… простите, калину. Задняя тоже втыкается через пень-колоду, наверное, поэтому сигнализатор ее включения издает такое уныло-минорное динь-динь. Какие же козыри у этой красотки, кроме внешности? Во-первых, в ней удобнее всего ехать вчетвером, ведьна заднем диване без особых стеснений усаживаются даже рослые. Во-вторых, неплохой мотор. В-третьих, богатая комплектация: кондиционер, навигация, ABS, пара подушек безопасности. Наконец, главный аргумент: наша, родная! Речь не о поддержке отечественного производителя – предоставим заботу о нем руководителям. Для нас с вами важно, что починить «Калину» возьмутся, в каком бы городе России ни настигла поломка.БЕЗ ШАНСОВ?Глядя на эту серую мышь, потерявшуюся на фоне ярких оппонентов, я ее внутренне жалел. Старомодна, невыразительна, скучна, как офисный стол. Мне уже доводилось поездить на «Шансе» раньше. Признаться, мелитопольский мотор объемом 1,3 л и таврическая же коробка передач с извращенным алгоритмом переключений перечеркивали все сильные стороны модификации. Неудивительно, что машина в России не пошла.Едва ли не единственный по-настоящему сильный аргумент в пользу «Бонуса» – огромный багажник. Вдвое больше, чем у «Калины», но ведь и машина намного длинее.Плата за простор на заднем диване: багажник российской машины уступил даже грузовому отсеку «Шанса», не говоря уже о «Бонусе».Кладовка «Шанса» вполне удобна и вместительна, спинка заднего сиденья, в отличие от «Бонуса», разрезная. Багажник – средний из трех по объему.За рулем 08/201135 | ТЕСТ CHERY BONUS, LADA KALINA, ZAZ CHANCEРедакция благодарит ООО «Темп Авто М» и Богдана Тараненко за предоставленный на тест автомобиль «Лада-Калина».ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина/ширина/высота/база колея спереди/сзади Объем багажника, л Радиус поворота, м Масса снаряженная/полная, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Максимальная скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива: городской/ загородный/смешанный цикл, л/100 км ДВИГАТЕЛЬ Расположение Конфигурация/число клапанов Рабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. Крутящий момент, Н.м ТРАНСМИССИЯ Тип Коробка передач Передаточные числа: I/II/III/IV/V/з.х. Главная передача ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Подвеска: спереди/сзади Рулевое управление Тормоза: передние/задние Размер шинCHERY BONUSLADA KALINAZAZ CHANCE4269/1686/1492/2527 1448/1422 н.д. н д. 1200/1575 н.д. 160 А92/н.д. н.д. бензиновый спереди поперечно Р4/16 1497 10,5 80/109 при 6000 об/мин 140 при 4500 об/мин переднеприводная М5 н.д. н.д. типа «Мак-Ферсон»/ упругая балка реечное с гидроусилителем дисковые вентилируемые/ барабанные 185/55R153850/1700/1500/2470 1430/1410 235 5,2 1080/1555 11 183 A95/50 9,8/5,4/7,2 бензиновый спереди поперечно Р4/16 1596 10,3 72/98 при 5600 об/мин 145 при 4000 об/мин переднеприводная М5 3,64/1,95/1,36/ 0,94/0,78/3,53 3,9 типа «Мак-Ферсон»/ упругая балка реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые/ барабанные 175/65R144074/1678/1432/2520 1405/1425 320 4,9 1010/1400 12,5 172 А95/48 10,4/5,2/6,7 бензиновый спереди поперечно Р4/8 1499 9,5 63/86 при 5800 об/мин 130 при 3400 об/мин переднеприводная М5 3,55/2,05/1,35/ 0,97/0,76/3,33 4,18 типа «Мак-Ферсон»/ упругая балка реечное с гидроусилителем дисковые вентилируемые/ барабанные 185/60R14И вот попытка номер два – «Шанс» с трансмиссией и двигателем, знакомыми по «Шевроле-Ланосу». Совсем другая песня! Недаром на Украине «Шанс/Ланос» давно завоевал рынок такси (да и в России профи любят эту модель!) – верный признак неприхотливой, выгодной в содержании и практичной машины. Но насколько же разного качества автомобили могут сходить с конвейера одного завода! В «Шансе» нет китайского пластикового амбрэ и кривых панелей. Да и «Калина» с ее дрожью и не прячущимися до конца в двери передними стеклами найдет чему позавидовать. Наконец-то управляю гармоничным (конечно, с поправкой на цену) автомобилем. Педали в меру короткоходны, передачу не приходится искать, а руль полон сочной отдачи от старого доброго гидроусилителя. Да, «Шанс» не быстр и уступает «Ладе» в динамике. Его простенький восьмиклапанный двигатель мягко упирается в ограничитель всего на 5700 об/мин и не претендует на подвиги. Однако по эластичности он лишь немногим хуже, хотя уступает российской машине в мощности 12 л.с. Ну а «китайца» «Запорожец» кладет на лопатки легко и непринужденно. Главное – не заставлять ехать его внатяг, с 1000 об/мин, а то «Шанс» задергается, будто карбюраторный. С управляемостью все хорошо: ЗАЗ предсказуем и понятен. Вот он начинает попискивать шинами и выплывает наружу поворота; еще чуть-чуть – и морду понесет. Так и есть. Но легкая36За рулем 08/2011 | ТЕСТ CHERY BONUS, LADA KALINA, ZAZ CHANCEкоррекция рулем и газом исправляет ситуацию. Пластик в «Шансе» хранит гордое молчание, а ведь тестовый экземпляр уже пробежал более 10 000 км. И разговаривать в нем на ходу можно не повышая голоса. Незаметны аэродинамические шумы, хороша звукоизоляция кузова. Все это рождает чувство доверия к машине, уверенность в ее надежности. На ней хочется и получается ехать долго, не мучаясь от боли в спине и желания поскорее добраться до пункта назначения. Неужели все так хорошо? Увы, нет. «Шанс» оказался аутсайдером в такой важной дисциплине, как торможение. Даже в наиболее полной комплектации ЗАЗ не оснащен ABS, что обусловило тормозной путь 48,2 м со 100 км/ч – почти на корпус больше, чем у занявшей второе место «Лады». «Китаец-эмигрант» тоже показал более оптимистичные результаты, хотя работа ABS удивила: колеса блокируются слишком рьяно и надолго. Еще один прокол «Шанса» почувствуют те, кого посадят во второй ряд. Машина жмет и в коленях, и в ступнях, и в головах. Не регулируется по высоте и руль. И все же, подбив баллы, мы констатируем: победа в тесте остается за ним! Пожалуй, это первый «Запорожец» в моей жизни, который я не отказался бы закатить в свой гараж.ЗАМЕРЫ ЗРМодельCHERY BONUS LADA KALINA ZAZ CHANCEL1, ммL2, ммH, ммH 1, ммH2, ммB 1, ммB2, L3min/max, B3min, H3, мм мм мм ммН4, Vбаг., М1, М2, M (M1+M2), h, мм л кг (%) кг (%) кг ммh 1, мм990– 1160 1000– 1160 945– 1130610– 1180 975 915 1333 1280 935/1520 935 505 973 356 737 800 (61) 595– 1195 995 940 1388 1360 630/1225 940 510 820 184 659 810 (60) 630– 1160 995 945 1330 1340 710/1250 995 545 800 260 666 860 (61)462 (39) 432 (40) 418 (39)1199 1091 1084130 200 165 222 132 214ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙГеометрическая проходимость Плавность хода Задняя часть Модель Сиденье Эксплуатация Общая оценка Рабочее место водителя Органы управления Салон Ходовые качества Поведение на дороге Динамика Багажник Комфорт Приспособленность к РоссииПередняя частьТормозаКлимат7 CHERY BONUS 7 LADA KALINA 8 ZAZ CHANCE788897 766777СервисОбзорШум78Большой багажник, современная внешность, неплохая избирательность коробки передач.Склонность к заносу, «сверчки» в салоне, малый дорожный просвет, удручающее качество интерьера, неразрезная спинка.7,3 7,8 7,9Михаил Гзовский: «Экстраверты «Бонус» и «Калина» хороши внешне, но скромняга «Шанс» не оставил им шансов на победу: машинаинтроверт привлекает не красивыми глазами, а ходовыми качествами».698978 876789108Встроенная навигация, хорошая обзор­ ность, наиболее просторный в тесте зад­ ний диван, большой дорожный просвет.Высокий уровень шума и вибраций, нечеткая работа коробки передач, тряская подвеска, небольшой багажник.888788 78888888Информативный руль, понятная управляемость, низкий уровень шума и вибраций.Отсутствие ABS и регулировки руля по вылету, тесный задний диван.Баллы проставляются коллегиально, группой экспертов ЗР. Оценка не является абсолютной, она показывает место машины в данном тесте с конкретными соперниками. Максимальная оценка – 10 баллов (идеал). 8 баллов – норма для этого класса машин.38За рулем 08/2011