242
243
БЕЗ ГРАНИЦ | НА СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЯХМЕСТО ПОД СОЛНЦЕМДармовую солнечную энергию используют уже давно и почти везде: на земле, на воде, в воздухе и в космосе. Но она, оказывается, не такая уж и дармовая. Удачные и курьезные примеры по всему миру собирал Алексей Воробьев‑Обухов.Для начала выясним, так ли уж  щедро разбрасывает по поверхности Земли свою энергию  летнее солнышко. Оказывается,  только в тропическом поясе на каждый  квадратный метр приходится 350 Вт,  а у нас практически везде удельная  мощность всемеро меньше. Вдобавок  после преобразования этой энергии  в ток солнечными батареями, до сих пор  малоэффективными и жутко дорогими, останется процентов двадцать. Предлагаем любознательным читателям  задачку по арифметике: прикиньте,  сколько квадратных метров нужно  покрыть кремниевыми панелями,  чтобы получить, скажем, киловатт  мощности, способный двигать легонький такой одноместный автомобиль.  А теперь стоит зайти в магазин, где  панель мощностью 5 Вт предлагают  за... 4400 рублей!И все-таки солнечные электростанции, электромобили, электросамолеты  и прочее строят и государства, и крупные компании, и энтузиасты. Потому  что, раз вложив средства, потом будете  получать отдачу долгие годы, тратясь  разве что на протирку панелей от пыли. Суточную цикличность солнечного света научились обходить путем  накопления энергии в аккумуляторах  и объединения станций в большие сети:    В космосе негде взять энергию,  кроме как у Солнца. К тому же с рас‑ ходами тут не особенно считаются.  А потому и луноход, и МКС ловят  не ослабленные атмосферой лучи  своими кремниевыми панелями.   Солнце движет вагон с восе‑ мью туристами по 60‑километро‑ вому маршруту железной дороги  «Соларбан» в Буххорстере (Германия).  Батарея на крыше солнцедрезины  не слишком мощная: всего 360 Вт.  Поэтому, чтобы преодолеть этот  отрезок, приходится сначала долго  накапливать энергию в двух аккуму‑ ляторах по 120 А·ч. Мощность дви‑ гателя ограничена значением 3 кВт.  Говорят, вагончик мог бы разогнаться  до 50 км/ч, но из соображений безо‑ пасности набирать больше 15 км/ч ему  не разрешают.  Маленькой крыши «смартов», которые участвуют в прокатной  программе сar2go, набирающей обороты в ряде крупных немецких  городов, хватает лишь на 100 Вт. Ими подзаряжается аккумулятор,  питаются электронные телематические системы… и вентилятор,  охлаждающий салон при парковке на солнцепеке.242 За рулем 08/2011 пока одна ночью отдыхает, другая дает ток. Достижения электроники сделали возможным и такое: если у вас крыша коттеджа покрыта фотоэлементами, работающими на общую электросеть, счетчик будет днем крутиться в обратную сторону, уменьшая итоговый счет. А теперь – от слов к делу, то есть к картинкам, наглядно представляющим лишь некоторые примеры современного использования солнечной энергии.   «Хонда» запустила в Лос‑Анджелесе  прототип солнечной водородозаправочной  станции. При помощи солнечной энергии  (батарея видна на заднем плане) вода раз‑ лагается на водород и кислород. Тока хватает  и на работу компрессора, сжимающего газ  до нескольких сотен атмосфер. В итоге водо‑ родная «Хонда‑FCX Clarity» в эксплуатации  на 100% экологически девственна.  Компания Aurora Vehicle Association строит солнцемоби‑ ли с 1987 года и участвует в многочисленных солнцепробегах.  Нынешняя модель «Аврора‑101» при длине 4,1 м имеет всего одно  место. Вся крыша площадью около 6 м² выдает 1250 Вт, приводя‑ щих в движение 160‑килограммовый (без водителя) трехколесный  солнцеболид. Часть энергии накапливается в аккумуляторе для  поездок ночью.   Небольшие солнечные батареи питают аккумуляторы фона‑ риков, подсвечивающих разметку ночью (Англия), паркома‑ ты (Германия), светофоры (Япония на фото).  В Кёльне появилась электрозаправка для пока малочисленных  гибридов «Тойота‑Приус Plug‑in». Ее крыши в хорошую погоду  хватает, чтобы выдать 2 кВт. Постояв под ней несколько часов,  потом можно проехать около 20 км, не включая бензиновый мотор  и вдохновляясь мыслью о неоценимом личном вкладе в защиту  окружающей среды.   В Дартмуте бегает солнечное… такси. Чтобы везти водителя  и единственного пассажира, гигантскую солнечную батарею при‑ цепили сзади. Иначе – никак. Но все равно машина пользуется  успехом среди местного студенчества.За рулем 08/2011 243