192
193
ГРУЗОВИКИ | MERCEDES-BENZ SPRINTER 316 NGTСУХОЙ ПАЕККроме бензина, на борту этого микроавтобуса есть и другое горючее – сжатый природный газ. Андрей Сидоров поездил на том и на другом, но разницы в поведении машины так и не нашел.Если бы не расписные борта этого «Спринтера», на него, пожалуй, никто не обратил бы внимания – «триста шестнадцатые» на дороге не редкость. Но я‑то знаю: эта машина необычная. Дело в том, что ее двухтоп‑ ливный двигатель одинаково хорошо приспособлен для работы как на бен‑ зине, так и на сжатом газе. Причем пред‑ почтения чему‑то одному нет – я имею в виду двигатель. Мое же очевидно: конечно, газ! Аргумент в его пользу про‑ стой и железный: расходы на горючее сокращаются более чем вдвое! Говорят, двигатель, работая на газе, теряет около 15% мощно‑ сти. Это справедливо, когда газовую аппаратуру устанавливают на мотор,изначально спроектированный под бензин. Но природный газ обладает куда более высокой антидетонацион‑ ной стойкостью, поэтому при сохра‑ нении «бензиновой» степени сжатия (а она при переходе с одного топлива на другое, разумеется, не меняется) вполне можно использовать наддув. Этот прием использовали на бито‑ пливном «Спринтере» – двигатель оснастили механическим нагнетателем, а электроника управления двигателем следит за согласованной работой над‑ дува, системы питания и охлаждения. Кроме того, теплотворная способность метана составляет 13175 ккал/кг, а если учесть, что его плотность равна 0,71 кг/м3, то получается, что в одномкубометре содержится 9354 ккал. Бензин чуть менее «энергичен»: в нем 10 572 ккал/кг, или 7718 ккал/л. Отсюда и больший пробег на газе при одинако‑ вом с бензином массовом расходе.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯMercedes-Benz Sprinter 316 NGTРазмеры: длина×ширина×высота, мм 5919×1960×2690 Колесная база, мм 3665 Полная масса, кг 3500 Вместимость, чел. 9 Максимальная скорость, км/ч 159 Топливо/ запас топлива, л А95 и метан/100 и 294 Расход топлива на 100 км: бензин/метан 12,7 л/9,1 кг ДВИГАТЕЛЬ: M271 E18ML, битопливный (бензин/газ), Р4, 1,8 л, наддувный, 115 кВт/156 л.с. при 5000 об/мин, 240 Н·м при 3000–4000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: заднеприводная, М6. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – независимая/ рессорная, со стабилизатором поперечной устойчивости; тормоза – дисковые, с ABS; шины – 235/65R16.192 За рулем 08/2011 Вынуть сиденья и превратить салон в грузовой фургон – дело нескольких минут.В заводской комплектации вместо запаски – ремкомплект, но его возможности сильно ограничены.Домкрат и минимум ключей упрятаны в нишу под ногами переднего пассажира.И газовый штуцер, и бензиновая горловина расположены под одним лючком. На рабочем месте по-автобусному просторно, от кнопочек и клавиш не рябит в глазах – лишних просто нет. Пройти из-за руля в салон не составит труда. Только для хранения на борту сжатого до 200 атм газа нужны соответствующие емкости. Здесь их шесть: три стальных баллона поперек под задним свесом и три вдоль в пределах базы, общим объемом без малого 300 л. Весит это железо немало – вместе с сопутствующим оборудованием 335 кг, но для довольно большого автомобиля это не столь существенно. Зато запас хода на газе и бензине (его в баке 100 л) 1000–1200 км. В салоне девять мест, включая водительское, что формально позволяет управлять машиной обладателю категории В. Но если немного пожертвовать комфортом и кресла расставить по-хозяйски, как в «Газели»маршрутке, то пассажиров войдет в два раза больше. При этом ходить по оставшемуся коридору можно в полный рост – потолок высокий. Рабочее место водителя организовано очень удобно (в «Мерседесе» по-другому и не бывает!). Минимум кнопочек и крутилочек, столь модных в современных машинах, но все, что нужно, есть, и как раз там, где и должно быть. Компактный рычаг коробки передач «растет» из панели приборов, и из-за руля можно легко пройти в салон. Все по-автобусному просторно и вместе с тем функционально. Те же автобусные манеры и в движении. Суетливые перестроения из ряда в ряд такой машине не к лицу, хотя при желании удаются без труда – обзор во все стороны отличный, динамики достаточно что на газе, что на бензине, а подвеска не допускает угрожающих кренов. Переход с одного топлива на другое и какие-то изменения в поведении машины уловить невозможно. Пресс-релиз и коллегижурналисты утверждают, что эффект достигнут благодаря поочередному, а не одномоментному переходу цилиндров на другое топливо. А разве может быть как-то иначе? Есть порядок работы цилиндров, который и предписывает очередность. Быстрее, чем за два оборота коленвала, никак не получится. Определить, на чем работает мотор, можно лишь по клавише «газ-бензин» на панели приборов. Кстати, пуск, независимо от ее положения, происходит на бензине, с последующим автоматическим переключением на газ, если выбран именно этот режим. Единственное внешнее отличие от обычного «Спринтера», кроме шильдика NGT (Natural Gas Technology) на задней двери, – запаска в салоне, притулившаяся в уголке за последним рядом сидений. Ее штатное место под задним свесом занято баллонами с газом. Но, похоже, в штатной комплектации запаски нет вовсе: в ящике под пассажирским сиденьем лежит ремкомплект для экспрессремонта шин – баллончик с герметиком и компрессор. Замечу, что запаска все же понадежнее – едва попробовал примерить компрессор, как его наконечник развалился прямо в руках. Уж не в китайском ли кооперативе заказывали этот аксессуар? Запаска же, пусть и занимает место в салоне, вселяет куда больше уверенности. Впрочем, это к особенностям газобаллонного автомобиля не относится.За рулем 08/2011 193