146
147
ЗРТОНИРОВОЧНЫЕ ПЛЕНКИКОМПОНЕНТЫ | ПРОВЕРЕНОБРОНЯ КРЕПКАГоворят, что тонировочные пленки будто бы защищают стекло от крепкого удара.Алексей Воробьев-Обухов проверил, можно ли полагаться на тонкую пластиковую броню.  Стекло с двухсторонним бронированиемразбилось, но его можно спокойно вынуть:пленки прочно удерживают осколки.146 За рулем 02/2012146-147_Steklotest.indd 14608.01.2012 12:17:21 Агрессия в крупных мегаполисах буквально зашкаливает,при разборках на месте достается и владельцам, и машинам.В автомагазинах на полках давноне диковина бейсбольные биты,но попробуйте купить там же и мячик!Однако для проверки пленок битане годится: сила ее удара – величинаслучайная, а нам нужны стабильностьи повторяемость. Травматическое оружие отвергли, поскольку на него необходимо разрешение, а вот пневматика –то, что надо.Эксперимент решили приблизитьк реальным условиям, для чего приобрели дверь от ВАЗ-2105 и несколькостекол. Обстрел вели из пневматического пистолета МР-564К (копия знаменитого ПМ). Правда, грызли сомнения: хватит ли трех джоулей энергии(столько ее у пульки, летящей со скоростью около 100 м/с), чтобы просторазбить закаленное стекло? Целилисьс восьми шагов сначала в неоклеенноеокно. Негромкий хлопок, и борскийсталинит разлетелся на мелкие осколки.Пульку нашли «в салоне», – стало быть,она, не говоря уже об осколках, моглананести травму водителю.Далее очередь стекла, затонированного дешевой пленкой неизвестногопроизводителя (но зато испытаннойв НАМИ) Top Colour толщиной всего50 мкм. Ее качество вполне соответствует цене: уже при разглаживании в процессе тонировки на пленкеобразуются царапины. Если стеклоопускное, оно быстро разукраситсявертикальными рисками. Кроме того,как нам объяснили в тонировочномателье, на солнце такая пленка к будущему году выгорит и станет прозрачной. Но наша забота не об этом. Итак,те же восемь шагов. Огонь! Пулькаотскочила обратно, стекло… устояло!Пленка работает? Делаем контрольныйвыстрел с той же дистанции. Всё, естьдырка и сетка трещин. Пулька прошла насквозь (хотя и потеряла всюэнергию), а вот осколков уже можноне бояться: их удерживает пленка.Дальше в нашу игру включилисьпрофессиональные тонировочныепленки разных фирм – толщиной100 и 200 мкм. Эти уже довольностойки к царапинам и не выцветают.Но стекла от пуль все равно не защищены – разбились при выстрелахс восьми шагов, не пропустив, однако,пульку насквозь.Тут необходимо сделать отступ­ление. Особенность закаленных стекол – невидимые точки концентрациинапряжений, возникающих при термообработке. Если попасть в такую,стекло разбить намного легче. Так чтокритическая дистанция в нашем случаев некотором смысле условна: никогдане знаешь, в какую точку угодит пулька.В финале – тест с прозрачной«бронирующей» пленкой: сначалана стекле, оклеенном с одной стороныпленкой 200 мкм, потом на защищенном с двух сторон пленками толщиной100 и 200 мкм. На последнее возлагалиособые надежды: пластик долженсмягчить удар стальной пульки! Увы,ожидания не оправдались: «бронированное» с одной стороны стекло разбилось уже при первом выстреле с восьмишагов, двухсторонняя «броня» держалаоборону до выстрела с пяти шагов.Впрочем, сами пленки выдержали,пуля внутрь не проникла. Говорят,что и бейсбольная бита такое стеклонасквозь не проламывает.Вывод: не надейтесь защититьстекла тонировкой – не поможет.Другое дело «самозащита» и сохранность борсеток: тут эффект будет, еслине экономить и выбирать пленку толщиной не менее 100 мкм.И последнее. Имейте в виду,что если доведется свалиться вместес автомобилем в воду, то защищенноестекло выбить вряд ли удастся, а дверьоткроется, лишь когда вода в салонеподнимется почти до потолка. Это так,на всякий случай.  Результат выстрела с восьми шаговпо стеклу с дешевой пленкой толщиной50 мкм.  Тонировочные пленки толщиной100 или 200 мкм: пульку не пропускают,но стекло все равно под замену.  В точке попадания пульки в двухстороннюю «броню» лишь небольшая вмятинкас одной стороны и выступ – с другой.В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ«ГОЛОЕ» ЗАКАЛЕННОЕСТЕКЛО РАЗЛЕТИТСЯТОЧНО ТАК ЖЕ И МОЖЕТПОРАНИТЬ.За рулем 02/2012 147146-147_Steklotest.indd 14708.01.2012 12:17:29