178
179
180
182
FORD KUGAРЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКАРасхожим стало мнение, что современный автомобиль на коленке не починить. Порой даже расходники поменять непросто, в чем на примере «Форда-Куга» убедился Игорь Козлов. Фото Константина Якубова.ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАFord KugaДЕБЮТ: 2008 год, Франкфурт;тогда же начались поставкив Россию.КУЗОВ:5-дверный кроссовер (SUV).ДВИГАТЕЛИ: бензиновый, Р5,2,5 л, 200 л.с. (Volvo); дизельные –Р4, 2,0 л, 136 л.с. (РСА); Р4, 2,0 л, 140–164 л.с. (Ford Duratorq).КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ:М6, А5, МА6 (с двумя сцеплениями).ПРИВОД: передний или полный.КОМПЛЕКТАЦИИ:Trend, Titanium, Titanium S.ЦЕНА В ДЕКАБРЕ2011 ГОДА: 999 000–1 307 500 руб.ТЕКУЩИЕ СЛОЖНОСТИЗаменить масло в дизельном двигателеDW 10С сложнее обычного: доступ к филь­тру непрост. Чтобы отвернуть колпачок,за которым стоит сменный картридж, пона­добится обрезанный ключ «на 24» – толь­ко таким удастся не повредить проводку илирадиатор охлаждения двигателя. Но пре­жде снимаем и отводим в сторону маслоза­ливную горловину и подкладываем ветошьдля сбора стекающей отработки. Колпачокследует затянуть моментом 25 Н.м. Но каквыдержать усилие, если динамометрическимключом не подлезть? Одна надежда на опыти чутье мастера. Вот вам первая заслуженнаядвойка в итоговом протоколе.Замена масла в двухлитровом дизелеDW 10 предыдущей версии благодаря чутьболее удачной компоновке проще, но нена­много: здесь тоже довольно тесно. В даль­нейшем о дизелях и поговорим: трудоем­кость обслуживания сопоставима с их попу­лярностью.Для замены топливного фильтра спер­ва нужно снять защитный щиток, а затемкрышку, за которой прячется фильтроэле­мент. Но как потом выгонять воздух из маги­страли? Если просто крутить стартер, не ис­ключены серьезные поломки. Работая всу­хую, ТНВД может запросто заклинить,и тогда придется менять срезанную шпон­ку на выпускном распредвалу, лопнувшие ко­ромысла и погнутые клапаны – такие слу­чаи известны. Дилеры при замене фильтраиспользуют технологическую грушу. При са­мостоятельной замене придется изворачи­ваться: либо копировать дилерскую оснаст­ку, либо придумывать свою. Некоторые «ди­зелисты» покупают отдельный электриче­ский насос. Включил – и жди, пока не по­178 За рулем 02/2012178-180.182_KugaTO.indd 17808.01.2012 11:56:59 явится струя топлива из-под пробки для удаления воздуха – она под крестовую отвертку,сверху сборки топливного фильтра.Ниже и правее расположена пробка слива конденсата (также под крестовую отвертку). Но с уходом воды из отстойника в полость фильтра может проникнуть воздух.И его также надо вытеснять.Масло рассчитано на весь срок службы(вне зависимости от типа коробки передач),но бывает, что приходится доливать. С механикой все просто: возле левого привода естьзаливная пробка (она же контрольная). Уровень должен быть вровень со срезом отверстия. Масло в АКП заливаем через трубку щупа, после чего пускаем двигатель. Прогнаврычаг селектора по всем положениям с небольшой задержкой в каждом из них, оставляем в режиме Р и проверяем уровень по щупу. Сложнее с коробкой DCT (с двумя сцеплениями) – процедура замены масла, прямоскажем, мудреная. Всё потому, что картер разделен на две полости: управляющую – с силовой гидравликой – и основную, где расположены валы с шестернями. А уровень в нихразный, поэтому в картере две сливные пробки и две заливные, причем в управляющейполости контрольной пробки нет. Даже чтобы проверить уровень, нужно из обеих полостей слить масло, после чего заполнить управляющую полость доверху, пока жидкостьне начнет перетекать в основную, а в довершение заполнить основную. Если при этоммасло окажется по срезу контрольного отверстия основной полости, значит, уровень былв норме. Не проще ли было предусмотретьщупы для каждой из полостей?Антифриз рассчитан на 10 лет службы,однако рано или поздно менять его придется. Это несложно благодаря пробке в правомбачке радиатора.КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕМенять ремень ГРМ вряд ли станете самостоятельно: на носке коленвала нет шпонки, длярегулировки фаз нужна профес­­сиональнаяоснастка. Если ошибетесь с фазами, клапанывстретятся с поршнями, что в народе меткопрозвано «сталинградом».Другое дело поликлиновой ремень.Здесь всё в лучших традициях – есть автоматический натяжитель, так что с настройкойремня вряд ли ошибетесь.Свечи накаливания рассчитаны на весьсрок службы, но ничего вечного не бывает.Для доступа к свечам на моторе DW 10 нужно снять жабо, а на DW 10С – клапаннуюкрышку, топливную рампу и впускной коллектор. Хорошо хоть, что диагностика выявляет каждую неисправную свечу по отдельности.Озадачило расположение бачка ЭГУРа:он под правой фарой. Как прикажете контролировать уровень жидкости – каждыйраз снимать фару? При этом согласно руководству по эксплуатации проверять жидкость нужно перед каждой поездкой.ГЛАЗНЫЕ КАПЛИФару придется снимать и для замены лампочек, но прежде надо демонтировать расположенную под ней заглушку в бампере. Стараемся не обломить три фиксатора, особенно на холоде, когда пластик становится хрупким. Далее освобождаем две защелки нижнего крепления фары, приподнимая их вверх,выкручиваем саморез верхнего крепленияи, выводя «глаз» из «глазницы», отсоединяем проводку. Наш тестовый автомобильоснащен встроенным в оптику омывателем, что создает дополнительные сложности:нужно еще отсоединить трубку напорной магистрали к форсункам. Но прежде подготовьте заглушку (хотя бы деревянный конусдиаметром 5–8 мм), чтобы заткнуть трубку.Иначе, пока будете возиться с лампочками,жидкость из бачка уйдет самотеком.Доступ к лампам наружных секций фонарей более-менее удобный, хотя окна в панели задка могли быть побольше. Вдобавокмешает пористый уплотнитель: расплющенный после затяжки крепежа фонаря, он дополнительно затрудняет доступ. Но мириться можно.С внутренними секциями гораздо сложнее, и то, что в них стоят менее ответственные с точки зрения безопасности лампы зад­него хода, – слабое утешение. В руководствепо эксплуатации нет внятного поясненияпо поводу замены ламп, да и с креплениемфонаря не каждый разберется. Сперва из панели двери вынимаем заглушку и ослабляем обнаруженную за ней гайку. Затем приоткрываем основной проем двери и, чтобы обмануть механику, не позволяющую одновременно открыть малую секцию (где стекло),утапливаем язычок замка, надавив на него,например, отверткой. Аккуратно со стеклом!И лишь теперь, пошатывая фонарь, вынимаем его, смещая наружу авто. Перед сборкойзатягиваем эту гайку и хлопком защелкиваем фонарь на место.БРОСАЙ КУРИТЬНеоправданно сложная замена салонногофильтра на «фордах» (ЗР, 2008, № 3; 2009,№ 6; 2011, № 3), похоже, фирменное блюдо марки: здесь тоже придется снимать педаль газа. Важно не обломить шпилькии не повредить проводку электронной педали. Ни в коем случае не отсоединяйте разъем! Лучше терпеть висящую на проводке педаль, которая мешает снять лючок и вставить новый фильтроэлемент, чем повредитьхрупкие контакты-иголочки. И поборите соблазн аннулировать верхние саморезы лючка, как поступают нерадивые фирмачи, облегчая себе работу: без них воздух пойдетв обход фильтра.В общем, непростой оказался автомобиль: в угоду технологичности (а может, дляпривлечения клиентов в сервис?) простотаобслуживания отодвинута на второй план.Эдак скоро и пепельницу без помощи дилеране вытряхнешь.НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫПО ЗАМЕНЕ, тыс. км (лет)Масло в двигателе,масляный фильтрВоздушный фильтрТопливный фильтрФильтр салонаСвечи зажиганияПоликлиновой ременьРемень ГРММасло в КП и агрегатахтрансмиссииЖидкость ЭГУРаАнтифриз в системеохлажденияЖидкость в приводетормозов15 (1)15151545150 (10)150 (10)–*–*– (10)– (2)*На весь срок службы, замена по состоянию.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬОТДЕЛЬНЫХ РАБОТУ ДИЛЕРОВ*, руб.Компьютерная диагностикадвигателя2240Диагностика ходовой частии тормозов1350Замена моторного маслаи фильтра (масло FordFormula F**)1120Замена фильтравоздушного/салонного/670/1120/топливного1570Замена привода ГРМ5600Замена поликлиновогоремня1120Замена охлаждающейжидкости1340Замена масла АКП (маслоWSS-M2C936-A**)/МКП(масло WSS-M2C200-D2) 3360/1120Замена тормозных колодокпередних/задних1260/1260Замена тормозных колодокпередних вместе с дисками1620Нормочас2240*Для варианта с дизельным двигателем.**Рекомендовано производителем.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬНЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙУ ДИЛЕРОВ, руб.Щетки стеклоочистителей2280Масло в дизельныйдвигатель (на одну заправку)1800Ремень поликлиновой1080Автомат натяжителяполиклинового ремняс роликом3860Масло в МКП/АКП/робот2070/(на одну заправку)7240/790*Тормозные колодкипередние/задние4580/3980Тормозные диски передние6220Фильтры для дизельнойверсии: масляный/460/воздушный/топливный/860/1150/салонный760Свечи зажигания(комплект)3580*За 1 л (данных об общем объеме нет).За рулем 02/2012 179178-180.182_KugaTO.indd 17908.01.2012 11:57:01 | ТЕСТ-РЕМОНТFORD KUGA  Мотор DW 10С:трубка маслозаливной горловиныснята с кронштейна(показан стрелкой) и отведенав сторону. Но дажепри этом колпачокмасляного фильтраедва виден.  Вместо сливнойпробки в заднеммосту блестит лишьотфрезерованнаяповерхность (показана стрелкой):на нее опираютагрегат при сборке.А пробка здесьбыла бы оченькстати.  При установке воздушногофильтра важносовместить метки(зона в кружочке),а также попастьв ложемент на корпусе. Для этогофильтроэлементподжимаемпо направлениюстрелки.  Чтобы отсоединить разъем колодки фары, шлицевойотверткой отжимаем вот этот усик(по фото – налево).Общего уплотнителя проводов нет,но все пины герметичны.  Не торопитесьменять топливныйфильтр, даже еслиу вас есть необходимый инструмент – «Торкс-30»и ключ «на 10».Сперва подумайте,как будете выгонятьвоздушные пробки.  Фара снята,бачок усилителяруля готов к пополнению жидкости(крышка показанастрелкой). Чтомешало сделатьбачок выносными обеспечить темсамым более удобный доступ?  В приводе навесных агрегатов естьавтоматическийнатяжитель, и этоплюс. Большойресурс ремня – второй плюс. Но в зонеработ тесно, оттогонеудобно.  Затыкатьотсоединеннуютрубку омывателяфар пальцем неэффективно: жидкостьсочится черезбоковые прорезиклемм соединения. Подходящуюзаглушку готовимзаранее.  Пробки угловогоредуктора (раздатки) показаныстрелками. Маслорассчитано на весьсрок службы,но если все же придется его менять,затягиваем пробкимоментом 35 Н·м.  При снятой фареразобраться с заменой ламп несложно:сняв резиновыеколпаки, получаемдоступ к лампамголовного света,а повернув патронсо скользящимиконтактами –к поворотнику.180 За рулем 02/2012178-180.182_KugaTO.indd 18008.01.2012 11:57:07 | ТЕСТ-РЕМОНТFORD KUGA  Для доступак наружнымсекциям фонарейотковыриваемзаглушку обивкибагажника. Есливдруг придетсяснимать фонарьцеликом, тянитеего под угломоколо 45º к осиавто.ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Замена масла в двигателеУдобная заливная горловина.Неудобен доступ к фильтру. Следмасла на щупе гуляет в зависимостиот методики проверки.Замена воздушного фильтраТочек крепления крышкине так уж много.Тугая фиксация фильтроэлемента,возможны ошибки при установке.Замена свечей зажигания**Понятное расположение.Нужно снимать воздуховодинтеркулера.Замена поликлинового ремня   Обе дверцыприоткрыли, убравпреграды для снятия внутреннейсекции фонаря.Долго разбирались,как поставитьфонарь на место.Оказалось, нужнокак следует стукнуть.Есть автомат натяжителя.Маловато места для работ, мешаетлонжерон.Замена ОЖ двигателяБольшой ресурс жидкости, естькраник слива на радиаторе.Нет сливной пробки на блокедвигателя.Замена топливного фильтра Удобное расположение.Нет подкачивающего насоса, сложновыгнать воздушные пробки.Замена масла в КП и агрегатах трансмиссии Большой ресурс масла.Нет сливной пробки в МКПи редукторе заднего моста, нет щуповна роботе.Замена тормозных колодок  Передний тормоз: одну колодкузаправляем пластиной в поршень,а другую укладываем в постель скобы.Завернув на местонаправляющие,не забываем поставить стяжную пружину!Привычная конструкция.Замена салонного фильтраНет.Плохой доступ, легко повредитьшпильки и проводку педали газа.Замена ламп в головных фарахПонятное описание в инструкции.Фару надо снимать. При этом легкоповредить крыло.Замена ламп в фонаряхНе надо снимать наружныесекции, есть клапаны в обивкебагажника.  В задних тормозах основныеколодки задействованы и на ручник.В любом подобноммеханизме поршеньнадо не вдавливать, а вкручивать.Момент затяжкиколесных гаек130 Н·м.Нужно приспособлениедля ввертывания поршней заднихмеханизмов.Надо снимать внутренние секции, нетвнятного пояснения в инструкции.ИТОГО: Машина рассчитана на обслуживание у специалистов.Самостоятельная замена расходников в большинстве случаев можетдорого обойтись, поскольку многие конструктивные решения сложны.*Авто с дизельным двигателем DW 10С в сравнении с «Шевроле-Нива», трудоемкостьобслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 6).**Для бензиновой версии.  При заменесалонного фильтрабудьте аккуратны,не оборвитепроводкуэлектроннойпедали газа.Лючок отопителяздесь снят,фильтроэлементпоказан стрелкой.Благодарим дилерский центр Major Ford на 47 км МКАД(Москва) за содействие в подготовке материала.182 За рулем 02/2012178-180.182_KugaTO.indd 18208.01.2012 11:57:15