258
259
260
262
264
265
КЛАССИКИГАЗ-АБЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕГРАЖДАНИНСОВЕТСКОГОСОЮЗАДля поколения Интернетаи всяческих смартфоновдаже десяток лет – вечность.А Сергей Канунниковвместе с первенцемГАЗа, которому нынчестукнуло восемьдесят,попытался перенестисьв далекие 1930-е.Фото Александра Батыру.258 За рулем 02/2012258-260.262.264-265_Gaz-A.indd 25808.01.2012 11:30:30 Решение ВСНХ о строительствезавода. Соглашение с компанией«Форд».ТЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОКВ СССР он уже вскоре после рожденияперестал ассоциироваться с Америкой.Отчасти потому, что о происхождении «красного Форда» (так его поройназывали до начала серийного производства) предпочли забыть. Втораяпричина – американский автопром укатил от этой конструкции стремительнои далеко. В общем, уже вскоре послерождения гордость первой пятилетки –первый массовый отечественный легковой автомобиль ГАЗ-А окончательноСтарт производства ГАЗ-12 ЗИМ.1950есная (правда, на очень мягкомдиване) посадка, тонкий холодный руль, ветер гуляет по... нет,это трудно назвать салоном.Поскрипывая и погромыхивая, прыгает по булыжной мостовой неброскийавтомобиль. Даже в больших городахасфальта еще совсем немного, а возведение помпезных дворцов и прорубаниешироченных проспектов вместо патриархальных уютных улочек только начинается. Время неумолимо катит впередв неказистом и бесхитростном «газике».1946Начало производства ГАЗ-М20«Победа», ГАЗ-51 и ГАЗ-63.1943ГАЗ-64 сменил ГАЗ-67. Прекращенвыпуск ГАЗ-М1. Изготовили62 888 экземпляров.1941Начало производства ГАЗ-11-73,ГАЗ-61 и ГАЗ-64. Изготовили соответственно 1250, 194 и 672 экземпляра.1936Прекращено производство ГАЗ-А,начат выпуск ГАЗ-М1.1932Начало производства грузовиковГАЗ-АА и легковых ГАЗ-А.1929ГОРЬКОВСКОМУАВТОМОБИЛЬНОМУ –80 ЛЕТЗа рулем 02/2012 259258-260.262.264-265_Gaz-A.indd 25908.01.2012 11:30:35 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕГАЗ-А  Над спидометром указатель уровня топлива (бак – перед ветровым стеклом, подачабензина к карбюратору – самотеком), справаамперметр.  Внушительная дудка звукового сигналав начале 1930-х не менее важный элементбезопасности, нежели фары.  От непогоды ездоков защищала брезентовая крыша и пристежные боковины с целлулоидными «глазницами».примет советское гражданствои навсегда станет своим, родным.Огромный завод возвели на берегуВолги в знаменитом купцами и ярмарками городе. Он, как и одна из главныхулиц Москвы, получил имя недавновернувшегося на родину пролетарскогописателя. Острословы усмехались:теперь, говоря о памятнике Пушкину,вероятно, следует добавлять «имениГорького». Но голоса критиков теряютсяв деловом шуме вступающих в стройпредприятий – московского «Фрезера», Ярославского шинного завода,Уралмаша, Магнитогорского металлургического комбината. В Москве ужедва автозавода: помимо реконструированного АМО (Завод имени Сталина,теперь – имени Лихачева) работает сборочное предприятие на восточной окраине. Первые американские машины, ещепод маркой «Форд», собирали именно260 За рулем 02/2012258-260.262.264-265_Gaz-A.indd 26008.01.2012 11:30:42 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕГАЗ-А1952Начало выпуска ГАЗ-69.АМЕРИКА – РОССИИСтарт мелкосерийного выпускаГАЗ-24 «Волга».ГАЗ-14 «Чайка» сменяет ГАЗ-13.1977Двухмиллионный легковой автомобиль – ГАЗ-24 «Волга». Началопроизводства ГАЗ-3102 «Волга».1982Нижнеклапанный мотор объемомпод 3,3 л развивает всего-то 40 л.с.Но для второй половины 1920-х(«Форд-А», лицензию на который приобрел СССР, – модель 1928-го, а по сути,конца 1927 года) такой мотор вполнесовременен. Как и трехступенчатаякоробка передач, тормоза (механические) на все колеса и зависимые подвески на поперечных рессорах. Правда,Начало производства ГАЗ-53и ГАЗ-66.1968ПУТЕВКА В ЖИЗНЬони-то в условиях СССР оказались да­­­леко не лучшими, и уже на следующеймодели, «эмке», от столь любимой«Фордом» конструкции отказались.Конечно, в 1932 году «Форд»в США выпустил уже совсем другуюмодель – с более современным кузовоми мотором V8. Но в Европе наследникимодели А жили еще несколько лет.В Германии 50-сильный мотор объемом3,3 л, преемник 40-сильного, использовали на модели «Рейнленд-40/4»вплоть до 1936 года. Так что советскийГАЗ-А в первой половине 1930-х не быланахронизмом. Ему бы еще закрытыйкузов (такие версии делали и в Америке, и в Европе), особенно необходимый в нашем климате. Однако седанов ГАЗ-6 сделали совсем немного,поскольку они сложнее и дороже в производстве. Ну а неженки в Стране Советов, как известно, не в почете.Управлять «газиком» не труднее,чем его американскими и европейскими ровесниками. Так же качаетсяна поворотах кузов, неторопливо,зато недвусмысленно реагирующийна изменение траектории движенияколес, а затем и рамы, вызванноевращением огромной баранки. Она,кстати, не такая тяжелая, как ожидал.Неторопливо реагирует автомобильи на тормоза. Все это, конечно же,заточено не только под другую интенсивность движения, но и под другуюпсихологию. Подразумевающую, что1964там. Легковой ГАЗ-А в Москве делаливплоть до 1936 года, и этот фаэтон,кстати, с завода, много позже ставшего«Москвичом».А в Ярославле в 1932-м построилиудивительный грузовик ЯГ-12: восьмиколесный, со всеми ведущими.В следующем году по Москве пошлитроллейбусы ЛК – «имени наркомаЛазаря Моисеевича Кагановича».К концу 1931-го еще Нижегородскийавтомобильный завод начинает производство полуторок, а в 1932-м стартуетпервая легковая модель – уже ГАЗ,а не «Форд».Страна стремится вперед и вверх:возводит электростанции и прорываетневиданные каналы. Граждане уверены: завтра будет лучше и сытнее, чемсегодня. Не все уверены? Издержки«классовой борьбы» неизбежны. Удивительно, кстати, как мало меняетсялюдская психология. Особенно по сравнению с автомобилями и улицами.Начало выпуска ГАЗ-52.1961ГАЗ-А, копию «Форда-А», выпускали в Горькомв 1932–1936 гг. Аналогичные машины сначалаиз американских, затем из горьковских деталейсобирали в Москве на Государственном авто­сборочном заводе имени КИМ с осени 1930-го.Четырехцилиндровый двигатель объемом 3,3 лразвивал 40 л.с. при 2200 об/мин. Скоростьдостигала 90 км/ч. На базе ГАЗ-А построилинебольшое количество закрытых ГАЗ-6,а в Москве на заводе «Аремкуз» – партиюболее современных внешне седанов. Серийновыпускали пикапы ГАЗ-4. Модель послужилаосновой для экспериментальных автомобилей:обтекаемого работы инженера Никитина, газогенераторного, спортивных образцов разныхконструкторов. Всего собрали 41 917 машин.1959Старт модели ГАЗ-13 «Чайка».1956Начато производство ГАЗ-М21«Волга», полноприводного ГАЗ-62.262 За рулем 02/2012258-260.262.264-265_Gaz-A.indd 26208.01.2012 11:31:42 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕГАЗ-Ауправление сложными и опаснымимашинами, само собой, вызываетрадость, но и требует ответственности.СВЕТЛЫЙ ПУТЬ«Нам необходим легковой советскийавтомобиль, и притом такой, чтобыв нем можно было ездить не хуже, чемв буржуазном автомобиле» – сию глубокую мысль Вячеслав МихайловичМолотов, именем которого назвализавод как раз в 1932-м (не только писатели у нас в почете!), изрек после показательного пробега двадцати пяти грузовых и двадцати пяти легковых ГАЗовиз Горького в Москву в декабре 1932-го.Среди победных реляций звучали,правда, и иные голоса. «За рулем»писал, что участников пробега «раздражало и буквально озлобило… качестводеталей смежных производств». Каждые50–100 км водители чистили краникии бензотрубки, возились с замкамизажигания и проводкой. Даже замкидверей донимали постоянными поломками. Потом журнал постоянно будетрассказывать, как улучшить, отремонтировать не самую совершенную и далеконе идеально изготовленную машину.И все-таки главным и искренним чувством осталась радость от того, что этосвой, советский автомобиль!Конечно, львиная доля ГАЗ-А былислужебными, немало их поступилона вооружение РККА. Но немногочисленные частные авто тожепоявились – у самых заслуженныхграждан. Скажем, у знаменитого автомобильного инженера и популяризатора (с 1939-го – академика) ЕвгенияЧудакова и даже у особо отличившихсяпри строительстве московского сборочного завода имени КИМ.Через три года после начала производства, в 1935-м, в Горьком отметятрождение 100-тысячного автомобиля(включая грузовики) постройкой двухцветного ГАЗ-А с особой, наряднойотделкой. А еще через год в производство пойдет новая модель, унаследовавшая от прежней лишь двигатель, да и томодернизированный.Из Москвы ГАЗ-А стали убиратьв 1937-м. Пресса писала: «С 15 июля264 За рулем 02/2012258-260.262.264-265_Gaz-A.indd 26408.01.2012 11:30:52 Дожившие до наших днейнемногочисленные образцы повидалина своем веку многое. Некоторыепережили капитальную реставрацию,иные, как этот, во многом осталисьтакими, какими их сделали нелегкиеи для него, и для страны десятилетия.Сколько всякого он мог бы порассказать! Сегодня успел лишь малуютолику…Снятие с производства«Волги-Сайбер».2010Редакция благодарит Музейретроавтомобилей на РогожскомВалу и лично Д. Октябрьскогоза предоставленный автомобиль,генерального директора концерна«Мосфильм» К. Шахназарова –за помощь в организации съемки.Завершен выпуск «классических»«волг». Начало производства«Волги-Сайбер».2008в Москве запрещено движение автомобилей «Форд» (не лимузинов) и легковых ГАЗ. Их надо было обменятьна лимузины М-1». Причем менялине только государственные машины,но и частные!В провинции при хорошем уходе«газики» жили еще не один десятоклет, благо на них нетрудно было приспособить узлы и детали более поздних газовских моделей. В фильме1941 года «Сердца четырех» столичныйпрофессор выбирает для недолгогопутешествия знакомый ему ГАЗ-А,а не опытный автомобиль, роль которого исполнял британский «ФордПрефект». Немало «газиков» в 1941-мушли на фронт.2000Мелкосерийное производствоГАЗ-3111 «Волга»и ГАЗ-3310 «Валдай».1998Начало производстваГАЗ-2752 «Соболь».1997Начало производстваГАЗ-3110 «Волга».1995Трехмиллионный легковой автомобиль – ГАЗ-31029 «Волга».Пятнадцатимиллионный автомобиль марки ГАЗ.1994Начало выпуска ГАЗ-31029 «Волга»и ГАЗ-3302 «Газель».1990Начало производства ГАЗ-3307.За рулем 02/2012 265258-260.262.264-265_Gaz-A.indd 26508.01.2012 11:30:58