198
199
200
201
БЕЗОПАСНОСТЬ | СИСТЕМЫ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ AUDIНЕТ ЧЕЛОВЕКА –НЕТ ПРОБЛЕМЫСогласно исследованиям «Ауди», более 90% аварий происходят из-за ошибок водителей. Новое поколениеэлектронных помощников, поправляющих человека за рулем, оценил Кирилл Милешкин.Первое же упражнение на полигоне напомнило анекдотпро чукчу, которого отправилив космос, наказав кормитьсобак и ничего не трогать. Для ездыв пробках инженеры «Ауди» объединили систему удержания полосыдвижения (Active lane assist) с активным круиз-контролем (Active cruisecontrol). Электроника не допускаетотклонений от курса, ориентируясьна корму впереди идущей машиныи линии разметки, а функция автоматической остановки и начала движения(stop & go) освобождает от работыпедалями. Система активна на скорости до 60 км/ч. Ее глаза – два радара,смотрящие на 250 м вперед, и цветнаякамера перед салонным зеркалом.Последняя следит за разметкой,заглядывая на 50 м вдаль и на угол40°. Причем, в отличие от нынешнегоактивного круиз-контроля, более продвинутая система видит препятствияне только в своей полосе и не теряется,если вы перестраиваетесь из ряда в ряд.Но не торопитесь перебираться спатьна заднее сиденье: если автомобильориентир выйдет за пределы видимости в крутом повороте, электроникапредложит водителю принять управление.Еще один городской помощник,под именем Pre sense, убережет от столкновения с внезапно появившимсяавтомобилем или пешеходом. Датчикфиксирует расстояние до подвижныхи стационарных объектов во всех трехизмерениях и оценивает отражениеинфракрасного излучения от тысячиточек. По сформированной 3D-картинкемозг системы распознает машины,велосипедистов и людей (последних – на расстоянии до 20 м) и отдаеткоманду начать торможение. Комплексобновляет изображение каждые 20 мс.Помощник не дремлет до 65 км/ч,а с 30 км/ч он гарантированно остановит автомобиль перед препятствием.Можно рассчитывать на такую жепомощь и вне городской толчеи,когда числа на спидометре становятсятрехзначными. Высокоточный лазерконтролирует пространство впередии по бокам от автомобиля. Замечая помеху в своей полосе, системаавтоматически тормозит, причем198 За рулем 02/2012198-201(1_2V)_Audi Active Safety.indd 19808.01.2012 11:07:48   В городе система автоматического торможения убережет от встречи с незамеченным препятствием или по крайней мере снизит рисксерьезных повреждений. Благодаря трехмерному зрению электроника прогнозирует характер грозящего столкновения (учитываютсяразмеры, примерная масса и положение объекта) и соответствующим образом активирует средства пассивной безопасности.максимально эффективно. При этомона не поднимает панику, пока остается возможность для маневра. Умениевидеть полную картину – ключеваяособенность новинки. Даже отбойникипо краям проезжей части, припаркованные и попутные машины не остаются незамеченными.Чаще всего аварии случаютсяна перекрестках, особенно нерегулируемых. Нажатием одной клавиши водитель тестового «Ауди-А8» включаетпару радаров по бокам и переднююкамеру, спрятанную в одном из колецэмблемы. При подъезде к перекресткуна приборном щитке появляется подсказка, с какой стороны опасность.А широкоугольная камера, расположенная на носу, поможет аккуратно «выглянуть» из-за перекрывающих обзоравтомобилей или зданий и увидетьскрывающуюся от водителя опасность.Специалисты из Ингольштадтасмогут расширить возможности  Комбинация приборов расскажет о всех задействованныхфункциях: 1 – индикатор автоматической езды в пробке; 2 – контрольполосы; 3 – активный круиз-контроль; 4 – ограничение скорости.системы, когда автомобили начнутобщаться между собой (технология Carto-car communication). Таким образом,электронные помощники будут лучшеи дальше видеть. Дополнительныепередатчики, установленные непосредственно на перекрестках, предупредято близости к опасному участку. В этомгоду европейские производители планируют согласовать единый стандартсвязи для таких систем, что выведетбезопасность на новый уровень.  Ассистент проезда перекрестков последний раз предупреждаетоб опасности: на ветровое стекло проецируется алая полоса стопсигнала. Дальше в дело вступает автоматическое торможение.За рулем 02/2012 199198-201(1_2V)_Audi Active Safety.indd 19908.01.2012 11:07:53 | СИСТЕМЫ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ AUDI  Чтобы выглянуть на пересекаемую дорогу, объективу камерыдостаточно быть на одном уровне с перекрывающим обзорпрепятствием. А без такого помощника придется высунуть носмашины еще на полтора-два метра! В том, что опция небесполезная,автор убедился пару лет назад на собственном горьком опыте.  Даже когда капитулирует замызганная грязью видеокамера,у водителя останутся информаторы – стрелки, подсказывающиео помехе справа или слева.  Чтобы было проще управлять прицепом, сдавая назад, водительджойстиком задает направление, включает заднюю передачу и отпускает руль. Датчик на наконечнике фаркопа сверяет фактическийугол между дышлом прицепа и бампером с тем, что задан водителем.Электроника сама контролирует траекторию прицепа. По словам разработчиков, устройство не требует калибровки по размерам прицепа.Всем знакома неприятная ситуация,когда выезжаешь задним ходом из рядамашин, припаркованных под углом к проез­жей части. В «Ауди» в помощники водителюназначены радары для контроля слепых зон.Расположенные по углам заднего бампера,они берутся за работу при включении заднейпередачи и сканируют пространство на рас­стоянии до 70 м с углом обзора 135°. Преду­преждение о помехе появляется на цен­тральном мониторе и дублируется звуковымсигналом, а на серийных машинах введутподстраховку – автоматическое торможение.Паркую «Ауди» параллельно бордюруи, не посмотрев в зеркало, выхожу… прямопод приближающуюся сзади машину.А ведь моя предупредила меня вспыхнув­шей светодиодной полосой на обивке дверии тревожным зуммером. Опасность увиделивсё те же радары на корме. Хорошо быэлектроника в таких ситуациях на времяблокировала замки. Видимо, производи­тель опасается судебных исков – в СШАнаверняка найдутся желающие взыскать  Тренажер моделирует на экранах различные дорожные ситуации,а машина реагирует на них, задействуя соответствующие системыбезопасности. Зеркала заднего вида уступили место мониторам.200 За рулем 02/2012198-201(1_2V)_Audi Active Safety.indd 20008.01.2012 11:08:00 На правах рекламыс фирмы за ограничение свободы.  Ассистент парковки, вращающий рульза водителя, уже трудится на серийныхмоделях (ЗР, 2011, № 10). Следующийшаг – вовсе отстранить водителя от выполнения этого маневра. Владелец покидаетсалон, нажимает кнопку на брелоке и спокойно уходит. Закончив парковку, «Ауди»сам закрывает окна и люк, переводиткоробку передач в «паркинг», глушит двигатель и включает сигнализацию. Видимо,не за горами то время, когда автомобильсможет забирать продукты из магазина.«Ауди» учитывает и важные мелочи.Так, комплекс мер безопасности Pre senseдополнен складывающимся при рискебокового удара подлокотником на двери.Это добавляет пространства и ликвидируетлишнюю жесткую деталь. А на открытиезадних дверей реагируют замки ремнейбезопасности, выдвигаясь на несколькосантиметров вверх. На такое ненавязчивоепредложение пристегнуться грех отвечатьотказом.  Угол зрения, которым наделен комплексбезопасности Pre sense, стоит увеличить: манекен,оказавшийся ближе к углам передка, тестовая«восьмерка» замечала с опозданием.  Установка всех электронных глаз и сканеров на одном авто,кажется, в скором времени лишит его возможности дышать черезрешетку радиатора. А как вырастет счет за мелкую городскуюаварию с разбитым бампером!198-201(1_2V)_Audi Active Safety.indd 20108.01.2012 11:08:04