208
ЭКОНОМИКА | СОБЫТИЕЗНАК ВТО НА ГРУДИ У НЕГОПосле 18 лет споров Россию наконец-то приняли во Всемирную торговую организацию. Обретения и потериот вступления в это экономическое сообщество разложил по полочкам Игорь Моржаретто.Итак, договорились… Действительно, не пристало Россиибыть вне уважаемой международной организации, в членахкоторой – практически все странымира. У ВТО, по идее, важнейшиезадачи: выработать единые для всехстран правила торговли и следитьза тем, чтобы все государства-члены ихсоблюдали. Понятна выгода для компаний: они беспошлинно (или с минимальными накрутками) могут экспортировать свои товары в другие страны.Для рядовых граждан тоже вроде быесть польза: сразу или в перспективеподешевеют импортные товары. Этовсё плюсы. К числу минусов относитсяневозможность (так говорят) защититьслабые отрасли отечественной промышленности от экспансии более качественной зарубежной продукции. И чтотеперь – радоваться победе или, наоборот, огорчаться, сдавая последние очагисопротивления нашей экономики?Думаю, отрасли, которым позволили умереть, тихо скончались задолгодо вступления в ВТО, несмотряна заклинания политиков и попыткиспасти их путем вливания бюджетных денег. Увы, у нас практическинет гражданского самолетостроенияи общего станкостроения, и если уж всепопытки их реанимировать в условияхотсутствия конкуренции не привелик успеху…АВТОПРОМ СПАСЕН!А вот автомобильная промышленность – есть, на российском рынкебал правят автомобили, собранныев России! Ситуация в автопромеобсуждалась отдельно, и тут нашипереговорщики добились некоторыхуспехов. Например, у нас, как известно,самые высокие в Европе таможенныепошлины на ввоз новых иномарок.Установили такие, чтобы стимулировать местное производство. И теперьдоговорились с ВТО, что снижать ихбудут поэтапно. Сначала с нынешних30 до 25%. В течение трех лет ониостанутся на этом уровне, а потомежегодное снижение составит примерно 2,5%. Так что к 2019 году ввозные пошлины составят… 15%.Останутся преграды и на путиподержанных иномарок. На автомобили старше семи лет пошлинапо-прежнему запретительная,НАША СПРАВКАВсемирная торговая организация (ВТО)образована в 1995 году. Главная задача –создать благоприятные условия для торговли между ее членами, ликвидироватьпрепятствия (пошлины и т. д.) на путитоваров. ВТО – преемница Генеральногосоглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).В ней состоят 153 страны, на долю которыхв сумме приходится 97% мирового торгового оборота.ВТО НУЖНА СКОРЕЕКРУПНЫМ КОМПАНИЯМ,НЕЖЕЛИ ОБЫЧНЫМПОТРЕБИТЕЛЯМ.на машины от трех до семи она снизится до 25%, а еще через пять лет –до 20%.Зато иностранным производителям, которые разместили свои заводыв России, опасаться нечего: по согласованию с другими членами ВТО режимпромсборки (со всеми вытекающимильготами) сохранится.Единственное, в чем, похоже,прокололись наши переговорщики, –таможенные пошлины на ввоз в РФиностранных грузовиков. То ли забылиза 18 лет дебатов в Женеве о том, чтов России есть свои автозаводы (ГАЗ,КамАЗ, «Урал» и другие), то ли посчитали этот факт не заслуживающим внимания… В общем, пошлины на новыесамосвалы (массой от 20 т) сразу послевступления в ВТО должны снизитьсяс нынешних 25 до 10%, а через три годаи вовсе до 5%. Снизятся и пошлинына новые седельные тягачи, а такжена подержанные самосвалы. Инымисловами, в Россию вполне могут хлынуть дешевые грузовики из Китаяи всякое старье из Европы.Нерешенным остался вопрослокализации. При нынешних условиях, установленных ВТО, развивать в стране производствоЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИТОЧНО ДЕШЕВЛЕНЕ СТАНУТ – НИ НОВЫЕ,НИ ПОДЕРЖАННЫЕ. ВЕДЬЦЕНЫ ДИКТУЕТ РЫНОК,А НЕ СЕБЕСТОИМОСТЬ.автокомпонентов становится невыгодно, проще и дешевле ввозить ихиз-за бугра. Выходят, зря боролись,напрягались, изо всех тащили к намсмежников.ГЛАВНОЕ – СТАБИЛЬНОСТЬПри всем сочувствии проблемам производителей хочется все же понять,как отразятся новые правила на кармане обычных автовладельцев.Видимо, никак. Цены диктует рынок,и пошлины здесь играют далеконе главную роль. Например, «ФордФокус» в хорошей комплектации,собранный в Ленинградской области(то есть пошлиной он не облагался!),продают сегодня за 700 тыс. руб.Построенная на той же платформе«Мазда-3» в схожей комплектации,но произведенная в Японии, стоитв России... примерно столько же. Воти вся арифметика: товар стоит ровностолько, за сколько его согласныкупить. Так что не резон считать днидо официального вступления в ВТОв надежде сэкономить: полученнуюразницу в 5% съест инфляция.Кстати, не похоже, чтобы отечественные производители (в том числегрузовиков) сильно переживалипо поводу своих туманных перспектив.Во-первых, документы, оформляющиеприсоединение к ВТО, должны бытьратифицированы в Госдуме, потомпройти череду разных формальностей,и только тогда (ориентировочно –к июлю) Россия будет окончательносчитаться принятой в члены этой уважаемой организации. А за это времяможет много чего случится: или Госдума заартачится, или какие-то сдвигипроизойдут в мире, охваченном экономическим кризисом…А если все-таки процедура пройдет строго по графику и уже летомв Россию устремятся, скажем, колонныбэушных грузовиков, в распоряжении российских властей остаютсянетарифные методы регулирования.Можно вводить не пошлины, а акцизы(они вне сферы деятельности ВТО)или придумывать нормы технического регулирования. Таким образом Европа, например, защищаетсяот китайских автомобилей, а Китай –от европейских. И все при этомсостоят в членах ВТО… Куда и нам –добро пожаловать.208 За рулем 02/2012208_BTO.indd 20808.01.2012 15:09:10