256
257
БЕЗ ГРАНИЦ | ДОРОГИ МИРАИЗБЫТОЧНАЯЕПОВОРАЧИВАЕМОСТЬДорога не обязательно часть инфраструктуры, она может бытьи достопримечательностью. Например, перевал Стельвиов Итальянских Альпах впору записывать в путеводители по стране.Анна Клепач взлетела на него в гоночном стиле.жегодно десятки тысяч людейездят этим путем, хотя существуют более удобные автострады. Каждый находит здесьчто-то свое: кто-то наслаждаетсяпрекрасными видами, некоторые приезжают посетить местныймузей или национальный паркСтельвио. Но большая часть едетсюда за острыми ощущениями.Вот и я не поленилась отклонитьсяот намеченного маршрута на целых300 километров.Непередаваемая атмосфера возникает уже на подъезде к Стельвио.Вот навстречу катит куча мотоциклови спортивных автомобилей – охотники за адреналином из самых разныхстран: немецкий «Порше», TVR с британскими номерами и пара заряженных «пежо-106 GTi» с итальянскими.Мекка для драйверов!Перед началом паломничествастоит сосредоточиться – музыкусделать потише и внимательнее следить за дорогой. Сначала петляешьпо предгорьям: поворотов много,однако они достаточно широкиеи скоростные. Но вот ты проезжаешьшестой туннель подряд, дорога становится в полтора раза уже и устремляется в небо! С каждым километром – всё уже и уже и всё извилистееи извилистее. Шестьдесят поворотовшпилек! По сторонам смотретьнекогда, а жаль: пейзаж за окномпросто невероятный. ВеличественныеАльпы, даже когда внизу плюс сорокпо Цельсию, покрыты снегом.На этом серпантине два автомобиля разъедутся не везде. А уж когданавстречу выезжает очередной автодом, случается останавливаться и сдавать назад, до более широкого участка.Пятишься с особой осторожностью:отбойники – а точнее, заменяющиеих редкие каменные блоки – не внушают доверия. Одно неверное движение, и можно кубарем полететь вниз.С лихачами здесь борются с помощьютабличек типа «Жизнь прекрасна,Ледник Стельвиодостигает высоты 3450 м – не самаявыдающаяся вершина в Альпах (Монблан,например, выше на 1360 м), но дорога,идущая через Стельвио, одна из самыхвысоких в Европе. Она уступает толькофранцузской Коль-де-Лисера (Col del'Iseran), чей пик выше на 170 м. Зато этотперевал, без сомнения, один из самыхкрасивых в мире.256 За рулем 02/2012256-257_Stelvio.indd 25608.01.2012 12:33:44 водите безопасно!». Помогает: упавшийна моих глазах (к счастью, не в пропасть) в очередной шпильке мотоциклист отделался легким испугом.Моя «Мазда-3» подъемы одолевала с надрывом. Дизельный моторобъемом 1,6 л (115 л.с.) явно не создан для скоростного покорения такихвершин. Но это, учитывая нрав Стельвио, даже к лучшему. Меньше адреналина – точнее рулежка.Добравшись до вершины, поняла,чем манит эта дорога еще и владельцев неповоротливых, медлительныхкемперов, микроавтобусов, машинс прицепами. Дикая природа! Видтакой, что аж дыхание перехватывает(хотя дело, быть может, в разреженности воздуха). Выходя из машины,накинула куртку: пока поднималасьсюда, воздух остыл на 25 градусов.Возвращалась вечером, когдадорогу уже перекрывали (а зимойперевал вообще закрыт: слишкомопасно). Европейские водителиохотно пропускают более быстрыемашины, останавливаясь в широкихместах дороги. А мотоциклисты,которым ты уступил, вежливо машутруками... или ногами. И если на подъеме не хватало мотора, то при спускевниз была серьезная вероятностьутомить тормоза. Поэтому я не сталаиспытывать удачу и гасила скоростьдвигателем перед каждым поворотом.Кстати, один из главных испытателейБМВ Андреас Лихте рассказывает,что он и его тест-пилоты очень любятпроверять шасси и тормоза новыхмашин на Стельвио: мол, если онивыдержат здесь, то выдержат везде.Дорога Стельвио-Пасс – место,куда хочется вернуться. К счастью,поводов сделать это хватает: тути велосипедные гонки проводят,и горнолыжные курорты в окрестностях расположены, причем частьработает даже летом. И, наконец, удовольствие от вождения – не каждыйгоночный трек может сравнитьсяс этим серпантином.  Среди мотоциклистов всей Европы перевал Стельвио – настолько популярныйтуристический маршрут, что итальянская компания «Мото Гуцци» в 2008 году дажевыпустила одноименный мотоцикл с двигателем в 1200 см³. Чем не признак культовогостатуса Стельвио?  За все время автопутешествияпо Европе мне встретился только одинсоотечественник, и именно на этой дороге.А приехал он сюда аж из Кемерова.  Серпантин через перевал Стельвио начали строитьв 1820 году, а закончили в 1825-м. Теперь этонастоящая Мекка автопутешественников.  На экране навигационной системы дорогапохожа на кардиограмму: прямик, поворот,прямик, поворот.За рулем 02/2012 257256-257_Stelvio.indd 25708.01.2012 12:33:49