Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

10 примеров тюнинга из СССР — берегите глаза!

Не стоит называть все попытки советских граждан улучшить свои автомобили «колхозингом». Всяко, конечно, бывало. Но иногда народный тюнинг включал толковые и необходимые в те времена усовершенствования.
Полная версия

Во-первых, это красиво...

Разумеется, было много наивного, аляповатого, смешного. Как любая мода, автомобильная в Союзе возникала и утихала волнами. Еще в 1960-х безумно популярны стали оплетки на руль из некоего материала, напоминающего провода в цветной изоляции. Делали их, видимо, какие-то артели, поскольку продавали эту «красоту» в палатках на рынках.


Смысл в такой оплетке все-таки был. Рулевые колеса тогда были тонкими и скользкими. Но в основном, конечно, речь шла о красоте! Уже в 1970-х в моду стремительно вошли меховые чехлы на сиденья и «до кучи» — на руль. Но уж это точно был элемент престижа, как шуба.

Еще одна повальная мода – набалдашники на рычаг переключения передач, желательно с розочкой или иным цветочком. Вариация – ящерица под стеклом. Для полной гармонии перед ветровым стеклом должен был висеть какой-нибудь чертик.

Черная отделка, плетеные шторки и псевдохром

Молдинги, иногда даже самодельные, и другой блестящий дополнительный декор тоже распространились в 1970-х. Много на самых разных машинах, от Волги ГАЗ-24 до Запорожцев, было «птичек» — эмблем, снятых с багажников ГАЗ-21. Число таких «украшательств» росло по мере списания 21-х Волг.



Помимо блестящих клееных молдингов, в моду на рубеже 1980-х вошли и черные. Черная отделка вообще тогда была актуальной. В подражание виниловым крышам западных машин и экспортных Жигулей многие чернили крыши самостоятельно. Иногда, кстати, достаточно аккуратно.

К этому хорошо было прибавить противосолнечный козырек сверху ветрового стекла. Желательно с надписями Avtoexport, Rally, на худой конец – Sport.


Мода на шторки на заднее стекло возникла, вероятно, от начальственных Чаек и Волг, в которых таким образом оберегали руководителей от любопытных. На юге это хоть как-то было оправданно. Но потом вдруг размножились странные аляповатые разноцветные плетеные конструкции, а затем и совсем дикие пластиковые решетки загадочного назначения и сомнительной эстетики.

Продолжение — на следующей странице.

Чем больше фар, тем лучше

Усовершенствование советского автомобиля почти всегда включало дополнительные фары. От них (если их ставили правильно, что происходило далеко не всегда) существовала, конечно, реальная польза. Ведь светотехника на старых автомобилях была далеко не совершенна. Иногда фары врезали прямо в решетку радиатора. Особенно гармонично выглядели четыре штатные фары на Волге ГАЗ-24.

Дополнительных фар не избежали и некоторые старые трофейные автомобили. Их врезали в кузова кто как мог. Теперь это кажется варварством, но ведь тогда машины не держали в гаражах антиквариатом, а использовали как обычный семейный транспорт. 


Популярна была современная светотехника на корме Побед и 400-х Москвичей. Ведь там стояли лишь маленькие подслеповатые фонарики, а ритм дорожного движения требовал более выразительной светотехники.

Но со временем противотуманные фары многие превратили просто в декор. Особенно модны, прям как хрустальная люстра, были противотуманки, закрытые крышками с иностранными надписями. Их обычно не только не включали, но и не расчехляли. Зато красиво!


Но самый серьезный кузовной тюнинг включал уже даже значительные переделки кузова старых немецких машин и Москвичей моделей 400 и 401. Умельцы смело приваривали к ним багажники. Выглядело это не слишком эстетично, зато увеличивало практичность. Встречались Москвичи, переделанные даже в универсалы! И все это, кстати, спокойно ездило по дорогам!

Продолжение — на следующей странице.

Чтобы ехала лучше


В очень популярной у владельцев автомобилей производства АЗЛК книге «Взаимозаменяемость деталей автомобилей Москвич» подробно описывали установку более современных двигателей и иных элементов на ранние Москвичи. С точки зрения ежедневной езды это тоже было абсолютно оправданно.

Отечественные моторы внедряли и в совсем старые импортные автомобили. В BMW и Opel — от Москвичей, Победы или Волги. В американских машинах встречал даже V8 от ГАЗ-53. Чем не тюнинг?




Где моторы, там и подвески от более современных моделей. Скажем, на Победу — от 21-й Волги. Такие машины внешне выделялись немного выступающими за габариты кузова колесами. При этом таким образом старые автомобили получали и более совершенные тормоза. Самые продвинутые домашние «тюнингисты» монтировали на старые модели двухконтурные системы и даже ставили усилители, которых на раритетах, естественно, не было.

И все это пиршество изобретательности и трудолюбия ездило годами, служа уже второму, а иногда и третьему поколению.


Сегодня старые автомобили восстанавливают до заводского состояния, и правильно делают. Но было бы неплохо сохранить и некоторые экземпляры, старательно переделанные неленивыми умельцами времен СССР. Ведь они — артефакты той эпохи.

  • Что воровали с машин в СССР, узнайте тут.

Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
16.07.2021
Поделиться: