Избавь нас от лукавого... страховщика

ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАВОГО... СТРАХОВЩИКА

Обязательное страхование гражданской ответственности вошло в нашу жизнь без стука – решительно и навсегда. Раздражают его минусы, в основном, высокие тарифы и некоторые другие. Постепенно оценим и плюсы.

Эксперты уверены, что и добровольное автострахование тоже станет более востребованным. Но и в этом случае страховаться надо с умом. О подводных камнях, которые могут подстерегать клиента, рассказывает заместитель начальника управления «Ингосстраха» Андрей Колокольников.

– Начнем, Андрей Константинович, со страхового мошенничества.

– Оно возможно как со стороны страхователя, так и со стороны страховщика. Разница в том, что мошенник-страхователь – это обычно любитель, дилетант. Помню, в 80-е годы один владелец «Запорожца» регулярно получал возмещение за разбитое ветровое стекло. Оказалось, он сам их калечил с помощью лома. Где-то ему достался задаром ящик этих стекол, и он таким вот образом их реализовал. Экспертиза была еще слабой и разоблачила его не сразу... Если же говорить о мошенниках-страховщиках, то их золотое время прошло. С рынка практически исчезли компании-однодневки, имевшие целью собрать деньги и скрыться. Остались достаточно серьезные игроки. Но это не означает, что все они ведут, так сказать, «клиенто-ориентированную» политику. Некоторые отказывают клиентам в возмещении, используя различные лазейки в правилах и условиях страхования.

– Например?

– В правилах или договоре добровольной «автогражданки» может быть записано, что компания не выплачивает возмещение, если клиент нарушил ПДД. Это дает ей право отказать даже в случае пересечения сплошной осевой, не говоря уже о проезде на красный свет. Спрашивается: зачем тогда водителю страховать свою ответственность? Ведь если он соблюдает ПДД, то не отвечает за последствия аварии! Отсюда первый совет: очень внимательно читать страховой договор и правила страхования. Особенно все, что относится к обязанностям сторон и их взаимоотношениям при наступлении страхового случая. Если страховая компания хочет обмануть клиента, в этом пункте будет заведомо невыполнимое условие.

– Совет, бесспорно, важный – для всех видов страхования, кроме ОСАГО. Ведь правила обязательного страхования едины для всех компаний, и хитрый страховщик не сможет заложить в них свою ловушку, не так ли?

– Так. Но изучить эти правила все равно нужно, чтобы избежать в дальнейшем горьких разочарований. В них перечислен ряд особых случаев, при которых страховой полис ОСАГО ничего не даст его владельцу. Например, вождение в нетрезвом виде или управление автомобилем с неисправностями, при которых его эксплуатация запрещена. Подчеркну: потерпевшему в ДТП возмещение будет выплачено страховой компанией без задержки, но затем она предъявит виновнику регрессный иск и взыщет с него всю сумму, несмотря на полис. Согласитесь, это справедливо. «Пьяное» вождение – не пересечение осевой...

– Что еще важно иметь в виду при ОСАГО?

– В его рамках тоже возможны своеобразные ловушки. Правила-то едины, но помимо правил есть условия приема заявления, которые страховая компания устанавливает сама. И если она недобросовестна по отношению к своим клиентам, то может принимать заявления о страховых случаях, скажем, раз в неделю в течение двух часов. Или потребует подавать вместе с необходимыми документами те, с которыми вполне можно повременить – например, акт независимой экспертизы с оценкой ущерба. Цель в обоих случаях одна – помешать клиенту заявить о страховом случае в течение пяти рабочих дней после ДТП, как это предусмотрено правилами ОСАГО. Поэтому второй совет: прежде чем страховаться, узнайте условия приема заявлений. Их можно выяснить, к примеру, у страхового агента. Совет третий: если агент не сможет ответить на вопросы о своей страховой компании, с ним – а возможно, и с самой компанией – лучше не иметь дело. Рекомендовал бы также избегать агентов, работающих на ряд компаний одновременно, – как правило, они плохо знают то, что продают.

– Будем считать это четвертым советом. А пятый?

– Не клевать на дешевку! Заведомо низкие страховые тарифы должны настораживать – точно так же, как неправдоподобно дешевые запчасти на рынке. Застраховать, грубо говоря, можно и за копейку, но если наступит страховой случай, вы даже ее не получите... И последняя рекомендация: не увлекаться новообразованными компаниями. Разумеется, все когда-то начинали, и страховщик-новичок совсем необязательно мошенник. А все-таки, если есть выбор, лучше доверять компаниям, давно работающим на рынке страховых услуг. Береженого Бог бережет.

Подпишитесь на «За рулем» в