Безличных проблем нет!
Страна вздрогнула в очередной раз. В автомобильной катастрофе погибли два человека. Оба полные здоровья, «в расцвете творческих сил», как об одном из них сказал Президент России. Экстренные выпуски всех национальных телеканалов, радио и газет сообщили, что в ночь с 19 на 20 сентября на 76-м километре Ярославского шоссе под Москвой погибли губернатор Костромской области Виктор Шершунов и его личный водитель Владимир Цветков. «Мерседес» губернатора на полной скорости столкнулся с «Фордом-Фокус», за рулем которого был 35-летний житель Ярославля Андрей Никифоров. По счастливой случайности он остался жив.
Осиротели две семьи и целый российский регион. Конечно, область через некоторое время получит нового руководителя. Близким и друзьям никто уже не заменит безвременно ушедших. С этой горькой, никогда не утихающей болью утраты теперь придется жить семьям Шершунова и Цветкова. Так же, как и тысячам других соотечественников по всей стране, родные и друзья которых стали жертвами дорожных катастроф.
Число погибших и искалеченных в ДТП растет с каждым годом. Но мы хладнокровная нация. Мы успокаиваем себя: «Семи смертям не бывать, одной не миновать» и «вздрагиваем», только когда телевизор сообщает, что случилось что-то экстраординарное. А телевизор острее реагирует, когда несчастье случается с «большими» людьми. О каждом погибшем в ДТП сюжет не сделаешь. Однако память о них, а главное, мысли о живых, которые, выходя на улицы городов и выезжая на дороги страны, ежедневно становятся участниками жуткой лотереи без правил, должны заставить нас задуматься о причинах этой, поистине национальной катастрофы.
Вот цифры. В прошлом году – 32,7 тысячи погибших в ДТП. За шесть месяцев этого года уже 12,9 тысячи – на 10% больше, чем в прошлом за тот же период. Вдуматься только: за 10 лет 315 тысяч россиян погибли на дорогах и больше 2,5 млн. покалечены! В подавляющем большинстве это молодые, активные, полные сил и здоровья наши сограждане.
Так в чем же причины этого бедствия? В России традиционно принято винить во всем человека за рулем или пешехода, то есть самих жертв. В этом большая доля правды – мы зачастую убиваем себя собственными руками. В первую очередь это касается пьяных за рулем. Кроме того, вызывающе демонстративное пренебрежение Правилами движения и элементарными нормами безопасности – сегодня не исключение, а норма поведения за рулем для большинства водителей. Не меньше подобного «героизма» и в поведении пешеходов.
Безусловно, надо «приводить в чувство» и тех, и других. А потому повышение ответственности (читай – штрафов!) на фоне усиления контроля за участниками дорожного движения совершенно оправданно. Хочется верить, что они дадут результаты.
Однако есть и другая важнейшая причина беспрецедентного роста аварийности и смертности на наших дорогах – безобразные условия дорожного движения. И здесь ответственность целиком и полностью на государстве.
Спросите профессионального эксперта, и он вам скажет, что в условиях, в которых перед аварией ехал (по одной из лучших в России федеральных трасс!) водитель губернатора Костромской области, безопасная скорость... 40–50 км/ч!!!
Отсутствие краевой и осевой разметок, а значит, совершенно неразличимые границы проезжей части, разбитые обочины, неожиданные препятствия на проезжей части. Добавьте ограниченную видимость ночью, в дождь или при ослеплении встречным светом фар. Все это повседневная реальность для миллионов водителей в нашей стране. И, конечно, никто не придерживается «безопасной» скорости. Другими словами, от катастрофы во всех этих ситуациях нас хранит только Господь Бог и случай.
Десять–пятнадцать лет назад машин в стране было мало. За рулем продукции российского автопрома оказывались в основном избранные. Но и тогда по аварийности мы уже были в «лидерах» цивилизованного мира. За прошедшее десятилетие миллионы россиян самых разных возрастов и социальных групп оказались за рулем современных, высокоскоростных автомобилей. Интенсивность, сложность транспортного потока возросли во много раз, а вот дорожные условия и организация движения остались на «советском» уровне, а зачастую стали еще хуже. Простая логика подсказывает: при таких «вводных» аварийность и смертность на дорогах России будут неизбежно возрастать.
Заставить наших людей ездить на современных – быстроходных, динамичных машинах со скоростью 40–60 км/ч не удастся. В цивилизованных странах по дорогам мчатся с такой же скоростью, как и у нас. Да вот только дороги и условия движения там совершенно иные. Поэтому и совсем другая статистика аварийности.
Вывод очевиден: чтобы добиться перелома в «войне на дорогах», государство должно направить свои организационные и финансовые ресурсы на кардинальное изменение условий дорожного движения, а не отделываться краткосрочными вспышками активности только после несчастий с государственными людьми. Именно так происходит сейчас.
В одном из новостных сюжетов стране показали, как «по горячим следам» стали разбираться в причинах гибели губернатора В. Шершунова. Один начальник гневно вопрошал другого, знал ли тот, что в месте аварии на четырехполосной ярославской трассе с разделительной полосой эта самая полоса была на 80 см уже (!), чем положено по проекту. И что краевая разметка в месте аварии отсутствовала. Развитие диалога в этом «реалити-шоу» не показали – уверен, «начальники» между собой договорились. Они прекрасно знают, что подавляющее большинство российских дорог сегодня не соответствуют элементарным требованиям безопасности. Они знают все. Вот только мы никак не допытаемся, что они по этому поводу думают и что все-таки собираются делать. Куда, в конце концов, идут налоги, собираемые с миллионов автовладельцев.
В свой срок сменяются руководители федерального уровня, которые должны решать эти проблемы. Благополучно перемещаются на новые ответственные позиции, но никто из них ни разу перед страной не отчитался: в каком состоянии принял дела и на каком этапе передает их следующему «государевому» служащему. Да и вновь заступающий на должность еще ни разу не доложил нам, налогоплательщикам, как он оценивает ситуацию и что конкретно собирается сделать, чтобы ее улучшить. Короче, привычная для нашей страны безответственность, которая, собственно, и является главной причиной катастрофы на дорогах России. Да и многих других бед.
Совершенно уверен: любая проблема в стране, большая и маленькая, – а ситуация с безопасностью дорожного движения в России, безусловно, проблема национального масштаба, – должна иметь Имя, Фамилию и Отчество «государева» чиновника и название ведомства, ответственных за ее решение. Общество имеет право в лицо знать свою «надежду». И чиновник должен понимать, что, заняв высокий пост и приняв на себя серьезные обязательства, отвечает своей репутацией перед обществом. А не только перед вышестоящим начальником.