Рулевой

Рулевой

- Это был ГАЗ-69. Отец объяснил мне последовательность действий, я тронулся с места и от восторга чуть не въехал в сосну: машина почему-то резво пошла вбок и в гору. Меня успели поймать. Потом я совершал отважные поездки на отцовском «Москвиче-412» на базу отдыха НГДУ «Полазна - нефть» по четырехкилометровой лесной дороге. Затем мне стали доверять встречу родни и знакомых с поезда в Пальниках.

Права получил на втором курсе института. К сдаче экзаменов отнесся как к любой студенческой дисциплине: взял правила, таблицу знаков дорожного движения, все это за ночь выучил и сдал.

Процесс обучения вождению проходил у меня на природе, поэтому первые впечатления от поездок по Перми были жуткими. И эта жуть начиналась на пароме. Задача голосистых матросов заключалась в том, чтобы впихнуть на паром как можно больше машин. Для владельцев личных автомобилей это сильнейший стресс. Мало того что надо было заработать на машину, ведь была и проблема ее купить! А тут ее, родную, с сантиметровым зазором затаскивают под грузовик!

Выкарабкиваешься с парома, въезжаешь в Пермь, а там без привычки к интенсивности движения каждый пост ГАИ для тебя предвестник конца путешествия...

- Штрафовали?

- Устойчиво. Но сознательно я правил не нарушал. Просто было непонимание, где можно столкнуться с их нарушением: идет впереди тебя грузовик и закрывает знак «40». А рядом со знаком дружелюбный инспектор стоит... В общем, надо было «выучить город».

- Расскажите о первой личной машине.

- Это была светло-коричневая «пятерка». Часть денег на нее дала мама, продав отцовскую машину после его кончины. Другую часть я заработал в стройотрядах. В общем, VAZ 2105/">ВАЗ 2105 я купил, когда мне было 23 года. Помню ее и до сих пор люблю, она была очень красивая. Но ни за что не хотела двигаться к совершенству. Все-таки наши автомобили сродни детскому конструктору, в котором не хватает деталек. Вот и в той «пятерке»: отлажен двигатель - проблема с тормозами. Или не горит где-нибудь лампочка...

- Уже где-то в середине 80-х вы ездили на новой «Волге»-универсале. Как удалось в те времена приобрести такую машину?

- «Волги» распределялись исключительно высшей областной властью. Я был зампредседателя облспорткомитета: в начальстве не значился, но в списках числился. Мне ни с какой стороны не положено было иметь столь важную и большую машину и шанс был уникальный: никто из высокого руководства ее брать не захотел. Я тогда думал, что другого случая купить такой автомобиль не представится. Продал свою «пятерку», занял денег...

Это была удивительная машина! После -15 она не заводилась ни при каких обстоятельствах. Масло затвердевало намертво. Вскоре я ушел с госслужбы, создал оздоровительный комплекс «Контакт», и эта «Волга» превратилась в конторскую машину. А зимой была в отпуске. Но вот в конце 80-х в Перми появились праворульные японские автомобили. Стоили они очень недорого, люди их побаивались. А я сел в салон праворульной Honda. И был совершенно очарован количеством лампочек, динамикой, управлением. А тут как раз наступила весна, наша «Волга» оттаяла и завелась. Двигатель страшно зарычал, было впечатление, что машина сию минуту развалится. Однако оказалось, что все в порядке: она такая и есть, и всегда такой была. Этот рык и скрежет шестеренок замечаешь лишь после того, как поездишь на Honda. С тех пор мой водительский путь навсегда разошелся с российским автопромом.

- Ну, не умеем мы делать легковые автомобили!

- Да все мы умеем. Вон, КамАЗ на мировом ралли опять всех обошел. И «Прогрессы» прекрасно летают в космос. В автопроме просто системная болезнь: закрылись таможенными тарифами и не желают стремиться к совершенству, как та моя первая «пятерка».

- Что для вас автомобиль - средство передвижения или особая страсть?

- От лежания под машиной с гаечным ключом никакого удовольствия я не получаю. Другое дело - от движения, от послушности автомобиля, от совершенствования водительского мастерства. Да, мне просто нравится ездить. Но еще несколько лет назад, наблюдая, к примеру, гонки Формулы-1, я представить не мог, что буду заниматься автоспортом. Гонщики казались мне людьми очень далекими, отчаянными и безрассудными.

Но сработал принцип постепенности. Мне нравится ездить, мне интересны машины, которые реально быстро ездят. Когда я сел за руль Subaru, выяснилось, что мое водительское умение куда меньше, чем ее возможности. Оптимальный способ улучшать навыки вождения - соревноваться. Поначалу, стартуя на соревнованиях, я задавал себе вопрос: я уже умею вести эту машину в соответствии с ее возможностями? Первая гонка показала: нет, пока не умею. Но уже появился другой интерес - спортивный. Я и сейчас особо не ставлю перед собой цели выиграть лично. Во-первых, важнее, чтобы выиграла команда. А во-вторых, для меня главное понять: что тот, кто впереди, делает лучше, чем я? В чем его секрет? Моя спортивная мечта - разгадать, в чем сила лидера.

Гонка - это ощущение полноты реализации себя. Это как во время исполнения музыки, когда руки, сердце - все должно находиться в гармонии. Если нет такой гармонии внутри тебя, между тобой и штурманом, машиной и трассой, то и езды настоящей нет. Я сегодня очень хорошо езжу тесты. На порядок лучше, чем на трассе. И для меня самое главное в соревнованиях - достичь баланса концентрации сил и внутреннего расслабления.

- А что сегодня для вас самое сложное на старте гонки?

- Переключиться. В первый день соревнований в голове сплошные рабочие проблемы. А в момент движения со скоростью 200 км/ч про бюджетный процесс думать не стоит: результат может получиться так себе.

- Юрий Петрович, некоторое время назад для каждодневной езды у вас были крутейшие автомобили. Потом вы от них отказались. Почему?

- Есть немало суперпрестижных машин и есть водительская ярмарка тщеславия. Я в ней немного поучаствовал, когда занимался бизнесом. И тюнинговые Mercedes у меня были... Но вот когда садишься в Subaru, которая в три раза дешевле, и уезжаешь от «мерса» так, как будто он вовсе на месте стоит... Однако ездить на Subaru по городу бессмысленно, а для загородной езды в ней бак маловат. Mitsubishi Evolution VII, на которой я гоняюсь, тоже не для города. По Перми я сегодня езжу на BMW X5 - замечательный автомобиль. Да и для загородных поездок лучше всего комфортный скоростной джип.

- Есть машины, на которых вы не ездили, но очень бы хотели?

- Hammer - это для леса что-то уникальное. Никогда не водил, но хотел бы. Я ведь охотник. Еще Ferrari, Lamborghini...

- Ну куда у нас на Ferrari-то?

- Да не в этом дело! Хочется почувствовать машину, которая набирает «сотню» за 3,5 секунды, и себя в такой машине.

- А как влияет автоспорт на манеру езды по городу и на обычных трассах в области?

- Автоспорт очень дисциплинирует водителя. Серьезный гонщик никогда не будет создавать проблемы окружающим. Водительская дисциплина - это не только строгое соблюдение правил дорожного движения. Это и просто вежливость, приличное поведение по отношению к людям.

- Юрий Петрович, а кто еще из региональных лидеров России, кроме вас, занимается экстремальными видами спорта?

- Ну про всех и все я не знаю... Автоспортом занимается премьер-министр Татарстана. А популяция спортивных губернаторов пока еще не очень велика.

- Переворачиваться на скорости приходилось?

- Да.

- Охраны у вас сроду ни при каких должностях не было. А аппарат обладминистрации не ропщет, когда вы в очередной раз уезжаете на гонки? Ведь риск...

- За рамками должностных обязанностей я - частное лицо. Спорт - моя личная жизнь. Права вмешиваться в нее я никому не даю.

Подпишитесь на «За рулем» в