Кризис пересадил россиян на подержанные машины

Россияне все чаще выбирают подержанные автомобили – новые машины многим стали не по карману. А с учетом того, что цены на вторичном рынке тоже растут, зачастую приходится пересаживаться на автомобиль классом ниже, зато более «свежий». В то же время владельцы относительно молодых авто не спешат обновлять свой личный транспорт, в связи с чем выбор таких машин на рынке может быть весьма ограничен.

Антикризисный выбор

В связи с недавним скачком цен на новые автомобили для многих россиян они стали не по карману. В результате все больше покупателей отказываются от идеи приобрести новенькую машину и обращают внимание на «секонд-хэнд». Как показал недавний опрос ВЦИОМ, в сравнении с прошлым годом заметно выросла доля тех, кто планирует приобрести подержанную иномарку (с 29 до 40%), тогда как желающих купить новый автомобиль зарубежного производства поубавилось (29% против 38% годом ранее). В то же время россияне стали чаще рассматривать для покупки новые отечественные машины (с 11 до 14%), а вот интерес к подержанным «нашемаркам», напротив, несколько снизился (с 15 до 13%).

«По нашим оценкам, сегодня на вторичный рынок уходит порядка 30% потенциальных покупателей. Это связано в первую очередь с тем, что с конца прошлого года цены на новые автомобили значительно выросли – примерно на 25-40%», – говорит руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом компании «Артекс», официального дилера Jaguar Land Rover, Вадим Маткаримов. Так, в дилерских центрах «Артекс» доля продаж профильных подержанных автомобилей выросла с 10-12% до порядка 12-18% от всего объема.
Как отмечает директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов, в начале года вторичный авторынок затормозил свой рост, однако статистика января и февраля не показательна. Дело в том, что на рынке был дефицит предложения, поскольку клиенты часто снимали свои автомобили с продажи, рассчитывая реализовать их по более высокой цене в период традиционного весеннего оживления. Сегодня в «Рольфе» фиксируют рост активности в сегменте авто с пробегом – на рынке сейчас в 1,5 раза больше машин, чем в январе-феврале.

Как менялись предпочтения россиян, планирующих купить автомобиль

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Новый, отечественной марки (2014 год выпуска и позже) 22% 22% 19% 15% 14% 15% 11% 14%
Подержанный, отечественной марки (до 2014 года) 15% 11% 10% 9% 12% 11% 15% 13%
Новую иномарку (2014 год и позже) 25% 28% 29% 32% 35% 41% 38% 29%
Подержанную иномарку (до 2014 года) 24% 23% 24% 30% 32% 30% 29% 40%
Затрудняюсь ответить 14% 15% 18% 14% 7% 4% 7% 4%
Источник: ВЦИОМ

Наибольшим спросом сегодня пользуются автомобили стоимостью до 600 тыс. рублей и в возрасте до 5 лет, говорят участники рынка. Кроме того, возрос интерес со стороны покупателей на «молодые» (1-3 года) кроссоверы и внедорожники стоимостью до 1 млн. рублей, а также автомобили премиум-класса, что объясняется их удорожанием на первичном рынке. Как поясняет Алексей Баринов, эти покупатели рассчитывают найти у дилера проверенный, «как новый» автомобиль с пробегом за меньшие деньги. К примеру, среди клиентов Суперавтомаркета «Формула 91» популярностью пользуются модели Land Rover, Jeep, Mercedes-Benz в возрасте до 5 лет.

По словам Вадима Маткаримова, покупатели стали требовательнее к техническому состоянию приобретаемых автомобилей, все чаще предпочитают машины более «свежие» и прошедшие тщательную диагностику. Это связано с тем, что значительно увеличилась стоимость обслуживания и цены на запасные части, которые подорожали практически в два раза, поэтому клиенты хотят быть уверенными в том, что покупка повлечет за собой минимум забот и дополнительных затрат.

«В целом стоит отметить, что покупатели все чаще отдают предпочтение автомобилям ниже по стоимости и, как следствие, старше по возрасту. Таким образом, те, кто планировал приобрести новый автомобиль, могут теперь позволить себе автомобиль с небольшим пробегом, а кто хотел такой – рассматривают модели более раннего года выпуска», – констатирует Вадим Маткаримов.

В то же время дилеры отмечают увеличение спроса на обмен подержанного автомобиля на более «свежий», что опять же связано с удорожанием новых машин и недоступностью автокредитов. Как говорит директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Бабарыкин, в текущей ситуации потребитель не готов покупать новую машину по новым ценам, поэтому обращает свое внимание на автомобили с пробегом с минимальным сроком эксплуатации. При существующих программах продаж подержанных машин у потребителя есть возможность купить не только автомобиль, по состоянию близкий к новому, а при этом еще и с продленной гарантией.

К примеру, количество таких сделок у дилеров «Рольфа» выросло вдвое в первом квартале по сравнению с прошлым годом.

«Для покупателя в этом случае сделка у дилера удобна вдвойне: продажу и покупку можно совершить за один день и в одном месте», – отмечает Алексей Баринов.
«Если сюда заложить обязательное каско, страхование жизни и т.д., получается приличная сумма дополнительно к первоначальной цене, – рассуждает Мария Бильбулян. – Качество основных узлов и гарантии многих европейских и американских автопроизводителей при надлежащем содержании дают клиентам возможность использовать качественный автомобиль после дилерской гарантии еще лет пять».

«А культуры обслуживания подержанных авто на сервисах в России пока нет, – сожалеет Эдуард Гуринович. – Когда человек покупает подержанную «трехлетку» у официального дилера, вряд ли он будет три следующих года как часы привозить автомобиль в этот же сервис. И поэтому вся маржа при продаже подержанных машин закладывается в сам автомобиль. Выгоднее продавать старую машину и покупать новую, потому что там будет минимальная наценка на новый автомобиль, с учетом того, что клиент в ближайшие три года станет его обслуживать у этого дилера».

25 наиболее продаваемых моделей подержанных автомобилей в России
Модель январь-февраль 2015 январь-февраль 2014 %
1. Lada 2107 21 221 27 730 -23,5
2. Lada 2114 21 114 25 526 -17,3
3. Lada 2110 18 589 23 878 -22,2
4. Ford Focus 15 514 18 195 -14,7
5. Lada 2109 13 700 18 239 -24,9
6. Lada 4x4 14 145 15 588 -9,3
7. Lada 2112 13 176 15 792 -16,6
8. Toyota Corolla 14 012 19 659 -28,7
9. Lada 2170 12 230 12 952 -5,6
10. Lada 2115 12 062 15 492 -22,1
11. Lada 21099 10 933 14 859 -26,4
12. Lada 2106 9919 13 916 -28,7
13. Daewoo Nexia 8826 10 697 -17,5
14. Chevrolet Niva 8708 9284 -6,2
15. Toyota Camry 8080 9546 -15,4
16. Volkswagen Passat 7768 9402 -17,4
17. Renault Logan 7521 10 025 -25
18. Lada 2172 6660 7200 -7,5
19. Mitsubishi Lancer 7004 8555 -18,1
20. Lada 2105 6057 7987 -24,2
21. Opel Astra 6660 8189 -18,7
22. Lada 2104 5442 6906 -21,2
23. ГАЗ 3110 5264 6964 -24,4
24. Hyundai Accent 5504 6883 -20
25. Daewoo Matiz 5077 6193 -18
Источник: «Автостат»

Кстати, благодаря госпрограмме обновления автопарка покупка нового автомобиля по схеме trade-in становится все более популярной. Так, в марте продажи через trade-in превысили 50% впервые с запуска программы осенью прошлого года.

По словам Дмитрия Бабарыкина, госпрограмма оказала существенное влияние на рост популярности trade-in, причем она смогла привлечь владельцев автомобилей в ценовом сегменте до 300 тысяч рублей, которые до этого не являлись потенциальными клиентами trade-in. С запуском программы обновления автопарка количество сделок с привлечением услуги обмена старого авто на новый в ГК «АвтоСпецЦентр» увеличилось на 18%, и как следствие выросли продажи автомобилей с пробегом.

Как отмечает Дмитрий Бабарыкин, с учетом роста цен на новые автомобили в госпрограмме заинтересованы как потенциальные покупатели, так и официальные дилеры, потому что к такому росту цен потребитель оказался не готов.

«Госпрограмма сделала услугу trade-in более известной и популярной у клиентов и помогла оживить спрос, – доволен Алексей Баринов. – В будущем мы рассчитываем на то, что часть клиентов, один раз купивших новые машины через trade-in, снова к нам вернутся, а не будут самостоятельно продавать авто».

Как известно, в 2011-2012 годы наблюдался подъем рынка новых автомобилей, и сейчас многие владельцы этих машин задумываются об их продаже. Однако с учетом недавнего роста цен на новые авто обновить личный транспорт сегодня может далеко не каждый. По мнению гендиректора маркетингового агентства GiPA Russia Александра Груздева, владельцы относительно молодых автомобилей будут чуть придерживать свои машины. Если раньше многие из них продавали авто еще до истечения срока гарантии, то сейчас они повременят с перепродажей.

И все-таки владельцам двух-, трехлетних машин эксперты советуют поменять свой автомобиль на новый или более свежий, что позволит снизить стоимость владения в связи с увеличением цен на запчасти и страховых тарифов. Причем лучше это сделать именно сейчас, пока ценники не продолжили расти. По словам Марии Бильбулян, желающим купить новую машину следует обратить внимание на бренды, уходящие с российского рынка, поскольку их автомобили предлагаются сейчас с приличным дисконтом.

«Каждый автомобиль с пробегом индивидуален, так же как и автовладелец, который принимает решение о смене автомобиля исходя из текущей ситуации и своих возможностей. По опыту нашей компании могу отметить существующую тенденцию перехода клиентов к автомобилю на класс ниже, но более свежего и с меньшим пробегом», – говорит Дмитрий Бабарыкин.

Подпишитесь на «За рулем» в