Долгая дорога к морю: выдержит ли наплыв отпускников трасса М-4 «Дон»?

Близится лето, и в головах у россиян уже не работа, а берег моря. В связи со сложной экономической ситуацией в этом году заграничные курорты многим россиянам не по карману, а значит, в разы увеличится поток туристов на черноморское побережье. Вот только смогут ли выдержать такую нагрузку главные ворота к морю – трасса М4 «Дон»? Об этом в преддверии пляжного сезона забеспокоились и власти регионов, по которым проходит трасса. Мы выяснили, как реконструируют одну из главных дорог страны и где строятся новые участки.

Первая проверка ждала дорогу уже в майские праздники, когда россияне массово хлынули за город. Результаты неутешительны – огромные пробки, хотя нагрузка была далека от пиковой, которая ожидается в летние месяцы. Множество жалоб вызывают длинные очереди перед пунктами оплаты проезда, которых на М4 становится с каждым годом все больше. ГК «Автодор» обещает, что автомобилям, оснащенным транспондерами, стоять в пробках не придется, но реальность такова, что большая часть машин их не имеет. Несколько вариантов решения этой проблемы ГК «Автодор» предложили специалисты экспертного центра Probok.net. Во-первых, в дни пиковой нагрузки пропускать транспортные средства без оплаты, что называется «в кредит», при этом фотофиксация будет определять номера всех автомобилей, и при проезде обратно они заплатят сразу за оба конца. Во-вторых, эксперты предлагают внедрить оплату по sms, а, в-третьих, разработать мобильное приложение, через которое можно было бы оплатить все необходимые платные участки так же быстро и просто, как парковку в Москве.

Но не только пункты оплаты проезда осложняют жизнь водителей. Еще одним пробочным действием сегодня является отрезок дороги между Ростовом и Краснодаром. Здесь идет масштабная реконструкция трассы, в ходе которой, помимо расширения, должно быть построено пять мостов, 15 путепроводов и шесть надземных пешеходных переходов. Из-за ремонта в южном направлении движется всего одна полоса. Расширять дорогу на этом участке начали еще в 2012 году, в январе руководство госкомпании заявляло, что к началу курортного сезона в сторону черноморского побережья откроют две полосы, но последняя проверка показала, что подрядчик не успевает к сроку. На данный момент в Краснодарском крае на протяжении более чем 50 км реконструирующейся федеральной трассы от Выселковского до Динского района нет ни одного готового участка. Врио главы Кубани Вениамин Кондратьев поставил дорожникам жесткое условие – открыть две полосы в направлении юга до 15 июня, иначе их ждет серьезная ответственность, вплоть до уголовной. Росавтодор отреагировал на выпад и назвал новые сроки готовности объекта: к 1 июня – две полосы в сторону юга и одна в сторону Ростова, к концу июня – две полосы в обе стороны, к сентябрю – завершение реконструкции дороги.

Расположение платных участков федеральной автомобильной трассы М4 «Дон»

Помимо реконструкции сущест­вующих участков, трасса «Дон» в скором времени обзаведется несколькими новыми, все они будут пролегать в стороне от населенных пунктов. Так, строительство дороги в обход города Новая Усмань и села Рогачевка в Воронежской области (517-й–544-й км), стартовавшее меньше года назад, ведется ускоренными темпами и должно завершиться уже в середине 2016 года. Этот отрезок станет продолжением обхода Воронежа, движение будет осуществляться по четырем полосам с расчетной скоростью 150 км/ч. На участке планируется возвести две многоуровневые развязки, 14 путепроводов и два пешеходных перехода.

После открытия обхода Усмани и Рогачевки на М4 в Воронежской области останется еще одно «бутылочное горлышко» – участок, проходящий через Павловск. Движение здесь парализовано многокилометровыми пробками, из-за чего многие большегрузы вынуждены объезжать заторы по проселочным дорогам. Однако и к ликвидации этой проб­лемы уже приступили – по словам главы ГК «Автодор» Сергея Кельбаха, проект обхода Павловска готов, начались подготовительные работы, осталось лишь выбрать подрядчика строительства, что и планируется сделать до конца года. Таким образом, к активному строительству дорожники прис­тупят в 2016-м.

Еще один выход к морю

Азовское море не так популярно, как Черное, но для многих россиян это отличная альтернатива переполненному черноморскому побережью. В связи с этим ускоренными темпами идет строительство новой автомагистрали Ростов – Азов протяженностью почти 20 км, которую откроют раньше запланированного срока – примерно в конце июля – начале августа. Сейчас на объекте полным ходом идет укладка верхнего слоя дорожного покрытия и подходит к концу монтаж путепроводов. Всего на трассе будет смонтировано девять путепроводов и 500-метровая эстакада. Готовность дороги строители оценивают на 85%.

Строительство автотрассы, соединяющей М4 «Дон» и Азов, стартовало в декабре 2012 года, а завершение работ изначально было назначено на осень 2015-го. Дорога представляет собой четыре полосы движения с шестимет­ровой разделительной полосой. Расчетная скорость движения составляет 120 км/ч.

Петербург поднимает тарифы

Сомнительный «подарок» преподнесли петербуржцам на День города – с 28 мая, то есть сразу после окончания праздничных торжеств, стоимость проезда по Западному скоростному диамет­ру увеличится. Цена сквозного проезда по южному участку для легковых автомобилей вырастет на 10 руб. (до 80 руб.), а по северному – на 20 (до 100 руб­.). При этом для других транспортных средств сумма станет еще значительнее – владельцы микроавтобусов будут отдавать 135 и 160 руб. соответственно, а водители грузовиков – 180 и 220. Изменения коснутся только дневного времени, ночью будут действовать старые тарифы. Таким образом концессионер рассчитывает снизить дисбаланс между заполненной трассой в светлое время суток и практически пустой в темное.

Вердикт

Платные дороги в России появились относительно недавно, но их количество растет стремительно. В перспективе, помимо перечисленных, еще три новых платных участка общей протя­жен­ностью около 170 км в Ростовской области, а на Кубани придется платить за проезд по 70-километровому отрезку в обход станицы Павловская. Платники потихоньку вытесняют бесплатные дороги, создавая новые проблемы в виде огромных очередей, избавиться от которых у госкомпании пока не получается. Помимо предложений, высказанных автоэкспертами, есть еще одно, на котором настаивают сами водители, – разрешить на первом платном участке оплачивать проезд сразу и по всем последующим. Пос­леднее же слово – за ГК «Автодор», а водителям остается лишь ждать.

Подпишитесь на «За рулем» в